МААМ-картинки

Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей»

Надежда Терехова
Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей»

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников.

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

Публикация «Мастер-класс „Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей“» размещена в разделах

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО, представляют собой возрастные характеристики возможных достижений детей, в том числе характеристики инициативной личности :

• проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;

• способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• способность к волевым усилиям;

самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• способность к принятию собственных решений.

Учитывая ведущий вид деятельности детей (игра, следует обратиться к понятию «творческая инициатива», введенному Надеждой Алексан-дровной Коротковой и Петром Геннадьевичем Нежновым: включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Ученые выделяют три уровня творческой инициативы :

1-й уровень – ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень - ребенок имеет первоначальный замысел; активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.

3-й уровень – ребенок имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами, может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная развивающая предметно-пространственная среда.

В ДОУ необходимо обеспечить:

учет специфики дошкольного детства и поддержка его разнообразия;

сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развития человека;

обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства и амплификация детского развития;

создание благоприятной социальной ситуации развития;

содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей

В процессе проектирования развивающей предметно-пространственной среды следует учесть необходимость осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов, обеспечивающих реализацию культурных практик в самостоятельной деятельности детей и формирование инициативы детей.

Образовательное пространство детского сада обеспечивает:

возможность саморазвития каждого ребенка;

изучение педагогом интересов, потребностей и способностей в процессе самостоятельной деятельности;

моральная, материальная, интеллектуальная поддержка инициативы ребенка

Построение развивающей предметно-пространственной среды в каж-дой группе детского сада подчинено принципам, осуществление которых уже обеспечивает условия для формирования инициативности детей дошкольного возраста:

Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

В соответствии с ФГОС ДО каждый дошкольник имеет право на выбор представленных в предметно-развивающей среде пособий, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор.

Принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности материалами.

Построение предметно-развивающей среды с учетом принципа вариативности, ориентированность на «зону актуального развития» ребенка и возможность его самореализации в различных видах деятельности, осуществляется через создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

Моделирование игры (или другого вида деятельности) по собственной инициативе, собственному сценарию формирует активность, будит фантазию, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения нашего детского сада. Использование модулей, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Принцип педагогической целесообразности, позволяющий преду-смотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда определяется мерой активного действия ребенка. Поэтапное, пластичное, вариативное и инвариантное включение ребенка в среду и ее направляющий характер является одним из основных принципов организации.

Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

В организации среды коллективом ДОУ предусматривается легкость трансформирования пространства детьми в соответствии с интересами (здесь представлены легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, ленты разграничивающие пространство группы).

Практическая работа по группам

Развитие творческой инициативы ребенка в разных условиях ППРС

Три варианта ППРС:

1. Группа с фабричным игровым оборудованием

2. Группа с конструктом

3. Группа с бросовым инвентарем

Ваша задача встать на позицию ребенка и инсценировать детскую инициативу.

Сделать вывод по своей группе: как детская инициатива развивается? Дать сравнительный анализ.

Выводы:

Среда дошкольной группы и семьи должна отвечать принципиальным позициями ФГОС ДО, т. е. необходимо обеспечить:

учет специфики дошкольного детства и поддержку его разнообразия; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развития человека; полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства и амплификацию детского развития;

благоприятную социальную ситуацию развития; содействие и сотруд-ничество детей и взрослых в процессе развития детей.

Групповое помещение необходимо представить развивающими центрами (уголками или зонами) - единицами развивающей предметно-пространственной среды, которые позволяют обеспечить как самостоятель-ную деятельность детей, так и совместную деятельность педагога и ребенка (или группы детей).

Для каждой возрастной группы определяется необходимое количество развивающих центров и их содержание, соответствующее возрастным и индивидуальным интересам, потребностям и возможностям детей.

Материалы каждого развивающего центра обеспечивают каждому ребенку потребность в исследовании окружающей действительности, построении собственной картины мира и определении собственного места в нем.

Специально организованная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию культурных практик детства (общения, игровой, сотрудничества, рефлексии и др., влияющих на становление индивидуального стиля жизнедеятельности.

Прикреплённые файлы:

master-klas_3ooc1.pptx | 688,15 Кб
 
Публикации по теме:

Создание условий для проявления творческой активности и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи Задачи: I. Образовательная область «Познание» • Закрепить представления о среде обитания «Болото». • Уточнить и расширить словарь по теме.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников Опыт работы предоставляет моя коллега Амелина Е. И. В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Развитие творческой инициативы в контексте ФГОС до Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей» Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Сообщение из опыта работы «Создание условий для реализации творческой активности в самостоятельной ИЗО деятельности» В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Консультация «Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО: центр экспериментирования. Слайд №.

Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей»
Опубликовано: 14 октября 2015 в 05:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД