Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Наталья Шихова
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

МАСТЕР-КЛАСС

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Цель: продемонстрировать использование технологии кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников.

Задачи:

1. Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».

3. Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы.

Планируемый результат: применение данной технологии участниками мастер-класса.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.

СЛАЙД 1.(ТИТУЛЬНИК)

Тема моего мастер-класса – «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Скажите, знаком ли кто-то с этой технологией? Может кто-то уже использует в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…

С технологией кроссенс я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в группе. У ребят появился интерес.

СЛАЙД 2. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)

СЛАЙД 3. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

- Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение.

СЛАЙД 4. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки)

СЛАЙД 5. - А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

- А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?.В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 6. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.

- Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу или просто «ответ», что находиться в центральном квадрате.

- Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А. С. Пушкина.) ЩЕЛЧОК

- На слайде показана схема чтения этого кроссенса. Мы с ребятами назвали его «Солнышко». В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

СЛАЙД 7. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЩЕЛЧОК ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 8. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей.

- Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Этот кроссенс мы назвали «Улитка».

- А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. Мы его так и назвали с ребятами «Крест». В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.

- Попробуем?

СЛАЙД 9. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту. Центр закрыт картинкой «Почемучек» ПОЗНАКОМИТЬ!

- Итак, какая связь между елкой и новогодними игрушками?

-Что общего в следующих картинках? (нарядная елка и украшенный зал дет сада)

-Рассуждаем дальше. (украшенный зал дет и дети в новогодних костюмах)

Дальше… (Дети и Снегурочка.) Ускоряемся (Снегурочка и Дед Мороз)

-Дед Мороз и мешок?

- Мешок и подарки….

- А если читать кроссенс по кресту, тема кроссенса (Новый год) ЩЕЛЧОК

- В этом кроссенсе все картинки по данной теме. Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

ЗА СТОЛОМ РАБОТА

- А сейчас я предлагаю поработать вам в группе над разгадкой следующего кроссенса. Выбрать любую схему. (Даётся схемы 3 шт., планшет с заданием ЛЕС, звучит музыка «Почемучки», идёт работа.)

- Вы готовы озвучить своё решение кроссенса?

-Было трудно?. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

- Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 10. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем….

- Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

- Как вы думаете, на каких этапах можно использовать этот метод?

СЛАЙД 11. Эти этапы отображены на слайде.

- на стадии определения темы образовательной деятельности,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы,

- как творческая совместная работа родителей с детьми.

Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей…

И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте.

-А для того, чтоб Вам захотелось быстрее использовать в работе со своими детьми для кого-то новую, для кого-то знакомую технология я с благодарностью делюсь с вами информационными буклетами.

СЛАЙД 12. - Благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья,

успехов и профессионального оптимизма!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • День Победы, 9 мая
  • Транспорт
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2021 в 16:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

15 апреля. День экологических знаний

Очередной тематический день посвящен вопросам экологии, которые особенно актуальны в современном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы заложить в ребенке основы...

Фотоотчёт о занятии по лепке из пластилина в старшей группе «Ракета»
Цель: формирование умения лепить ракету по образцу после объяснения и показа. Задачи: - совершенствовать умение детей лепить по представлению знакомые...
Оформление музыкального зала ДОУ к Дню космонавтики
В этом году - грандиозная дата празднования этого великого дня, 60 лет со дня полёта Юрия Гагарина ( первого человека) в космос. Было решено отпраздновать...
Фотоотчет «Наблюдение на прогулке за изменениями в природе весной в средней группе»
Цель: Формирование умения у детей замечать изменения в природе в весеннее время года. Задачи: - формировать представление о типичных весенних явлениях...