Татьяна Моисеева
Мастер-класс «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер - класса : Освоение и последующее применение гендерного подхода в процессе использования здоровьесберегающих технологий в практической деятельности инструкторов по физической культуре.
Задача мастер - класса :
Публикация «Мастер-класс „Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
1. Познакомить участников мастер - класса с опытом работы по применению гендерного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! (Я, Моисеева Татьяна Ивановна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Детский сад №144», в этой должности работаю 11 лет, а общий стаж работы с дошкольниками боле 30 лет) Профессию свою я очень люблю! А спортом и физкультурой занимаюсь, сколько себя помню!
Пусть не достигла в спорте высших я наград,
Всю жизнь свою я спортом занимаюсь!
И в детсаду я всех детей подряд
К любимой физкультуре приобщаю!
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс на тему «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Ход мастер - класса :
1. Теоретическая часть:
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций) на слайде
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом обиходе в последние 8-10 лет Автор термина «здоровьесберегающие технологии» - к. м. н., профессор, чл. -корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических тех-нологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Технология (от греческих слов «techne» – искусство и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:
- здоровьесберегающую структуру ДОУ;
- оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
-формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий;
обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья;
сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
Принцины здоровьесберегающих технологий :
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО должна обеспечивать «максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации., материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста.» Анализ материально-технической базы, предметной развивающей среды в нашем детском саду показал, что на настоящий момент созданы хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья детей : спортивный музыкальный зал. В каждой группе есть центры двигательной активности с физкультурным оборудованием и атрибутами для проведения подвижных игр и спортивных упражнений, дорожки здоровья. В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы. (На слайде)
А также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста. Возраст и половая принадлежность – важнейшие индивидуальные особенности человека.
Гендер– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. (на слайде)
Вопросом дифференцированного подхода в развитии личности ребенка я заинтересовалась еще в 2009году.
- Но сегодня физическое воспитание дошкольников чаще всего ориентируется на «условного» ребенка, а не «мальчика» и «девочку» : одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. О половых различиях вспоминаем лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физического состояния детей – нормативы для девочек, как правило, несколько ниже, чем для мальчиков. Вопрос о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, поставленный еще в 70-е годы XX в., и сегодня не имеет однозначного решения.
К сожалению, фактически не одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с дошкольниками? Ответов на эти вопросы нет.
Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т. п., - до конца не определено.
Изучая возрастно-половые особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, ученые утверждают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). -
Я считаю, что, начиная уже с дошкольного возраста необходимо формировать соответствующее полоролевое поведение мальчиков и девочек.
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Известный писатель и педагог Жан - Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».
Поэтому в организованной совместной деятельности я применяю различные здоровьесберегающие технологии, которые позволяют мне решить множество задач, связанных с развитием полноценной личности дошкольника и с учетом гендерной принадлежности ребенка.
В ДОУ чаще всего используют три группы здоровьесберегающих технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
• Технологии сохранения и стимулирования здоровья : (на слайде)
игровой стретчинг;
динамические паузы,
подвижные и спортивные игры,
релаксация,
гимнастика пальчиковая,
гимнастика для глаз,
гимнастика дыхательная,
гимнастика бодрящая,
гимнастика корригирующая;
• Технологии обучения здоровому образу жизни :
Физкультурные занятия,
занятия в бассейне,
ритмика,
биологическая обратная связь (БОС,
коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»,
точечный самомассаж;
• Коррекционные технологии :
технологии развития эмоцоинально-волевой сферы,
коррекция поведения,
психогимнастика,
арт-терапия,
артикуляционная гимнастика,
технология музыкального воздействия,
сказкотерапия;
технологии воздействия цветом;
В своей работе я активно использую :
Коммуникативные игры (по К. Орфу, В. А. Жилину, Т. Э. Тютюнниковой и Е. В. Рыбак)– игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях;
«Приветствие» (мастер – класс)
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Солнышко, здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!
День такой прекрасный! Здравствуй! Здравствуй!
Хорошо под солнышком мы растем,
Здоровей становимся с каждым днем!
Корригирующую гимнастику (разработаны специалистами Центра восстановления г. Архангельска)– профилактика плоскостопия и нарушений осанки;
Мешочки красного цвета - девочки, мешочки синего цвета- мальчики; (Два мешочка)
Игровой стретчинг (Авторы методики Е. В. Сулим. А. Г. Назарова)
– комплекс упражнений для растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря этим упражнениям увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность;
могу только отметить, что мальчики не любят выполнять упражнения на гибкость.
Пальчиковая гимнастика (Профессор М. М. Кольцова)– это инсценировка каких-либо рифмовок или потешек с помощью пальцев;
Дружба (мастер – класс)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Соединять пальцы в "замок"
С вами мы подружим
Маленькие пальчики.
Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять.
Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Гимнастика для глаз (метод коррекции В. Ф. Базарного0 – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз;
Релаксационные упражнения «Эффект Моцарта» (А Томатис и Д. Кэмпбелл)для снятия усталости и расслабления, для снятия напряжения;
Ритмическая гимнастика (А. И. Буренина, Ж. Е. Фирилева и Е. Г Сайкина, С. В. Колесникова) – одна из разновидностей оздоровительной, она укрепляет опорно – двигательный аппарат, дыхательную и сердечно – сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки;
Ритмическая гимнастика с инструкторами по физической культуре-с синими кружками «Танец с палками» (шесть гимнастических палок);
Ритмическая гимнастика с инструкторами по физической культуре-с красными кружками «Танец с ленточками» (шесть пар лент);
Дыхательные упражнения (методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева, методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой0 – комплекс упражнений, позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода;
(Мальчики дуют на флажок, девочки - на ленточку)
Оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся»
(Методологической основой рабочей программы "БОС-здоровье" является технология биологической обратной связи (БОС, технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А. А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.)
- данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.
Включается диск «БОС – здоровье детям»
Сказкотерапия (Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина)
Сказочная викторина «Сказки для девочек» - на вопросы отвечают инструктора с красными кружками.
1) Как звали девочку из сказки «Три медведя» (Машенька)
2) Как зовут невесту Пьеро? (Мальвина)
3) Какая девочка появилась в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4) Кто из героинь сказок носил хрустальные туфельки? (Золушка)
5) Как зовут девочку, ищущую дорогу в Изумрудный город? (Элли)
6) Какое имя было у девочки из сказки «Снежная Королева?» (Герда)
Сказочная викторина «Сказки для мальчиков». - на вопросы отвечают инструктора с синими кружками.
1) Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич)
2) Как звали собаку куклы Мальвины? (Пудель Артемон)
3) Какой герой любил кататься на печи? (Емеля)
4) Кто из лесной чащи помогал Ивану Царевичу? (Серый волк)
5) Как зовут доброго доктора, лечащего зверей? (Доктор Айболит)
6) Знаменитый кот из деревни Простоквашино? (Кот Матроскин)
В совместной организованной деятельности я использую следующие методические приёмы для учё та половых особенностей дошкольников:
• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
(например, мальчики работают с гантелями, а девочки с лентами). Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. По бревну мальчики лучше пробегают, соскакивают, в то время как девочки ходят медленно с поворотами, получая от этого удовольствие.
• Различия в дозировке (мальчики качают пресс 10 раз, а девочки -5)
• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
• В пространственных границах мальчикам выделяется большая часть зала, чем девочкам, так как для них характерна дальнозоркость, а для девочек близорукость.
• В требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, дополнительные усилия, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности.
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
• Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В расстановке и уборке снарядов. Девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование.
подвижные и спортивные игры,
Есть в зале девчонки – хлопайте!
Есть в зале мальчишки – топайте!
Поскорей поторопись, на 2 команды разделись.
В 1 команду – весёлые девчонки,
А во 2 – смелые мальчишки!
Общая игра малой подвижности: «Брось мяч и назови» (дети встают в круг, в центре педагог с мячом; взрослый бросает мяч детям в разном порядке, если мяч ловит девочка, она называет качество, каким, по ее мнению, должен обладать мальчик, или внешнюю особенность мужчин (например, короткая стрижка, усы, борода и т. п., если мальчик ловит мяч, то он называет женские качества, черты, внешние особенности).
В своей работе я стремилась найти рациональные формы работы с детьми в их физическом развитии, и главной моей целью было обеспечение и мальчикам, и девочкам оптимальных, комфортных условий для их всестороннего развития.
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Анализ результатов мониторинга позволяет нам положительно оценить правильность выбора гендерного направления в работе по физическому развитию дошкольников. Мы наблюдаем динамику развития двигательных способностей детей: у мальчиков значительный прирост в таких качествах, как сила, быстрота, смелость, выносливость, формирование осанки, у девочек – улучшение гибкости, внимания, равновесия, ловкости, грации.
Радуют и достижения воспитанников, как мальчиков, так и девочек. 1 место в эстафете на призы газеты «Грани» 2014 год, 1 место среди мальчиков и среди девочек на лыжных гонках «Весенняя капель» 2013 год;
Для меня важно научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, я подобрала картотеку подвижных игр с двигательными предпочтениями.
Хочется еще добавить, в нашем детском саду уже вошло в традицию проведение шашечного турнира «Золотая шашка». Если первый год мы не делали различий между мальчиками и девочками, участвующими в турнире, то в последующие годы проводится турнир отдельно для девочек и мальчиков.
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью я использую активные формы работы с родителями:
родительские собрания, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, совместные физкультурные праздники и досуги, - совместно с родителями в ДОУ проводятся спортивно - досуговые мероприятия: «моя спортивная мама», «мой любимый папа», спортивные праздники, дни здоровья, походы, консультации-практикумы, анкеты, общесадовские конкурсы:
Конкурс фотогазет «Физкультура в семье»;
Смотр уголков физкультуры в группах;
Конкурс картотек подвижных игр для девочек и мальчиков;
Фотосессия «Мальчик в семье, девочка в семье»;
Конкурс «Спортивная эмблема моей семьи»;
Конкурс «Спортивный фотоальбом моей семьи»;
Таким образом, проводимые мероприятия способствуют эмоциональному сближению детей и родителей, помогают расширять опыт партнерского доверительного взаимодействия в совместной двигательно-игровой деятельности, помогают родителям осваивать позицию партнера, тренера своего ребенка в совместной деятельности.
Девизом моей работы с детьми являются слова Василия Александровича Сухомлинского: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого».
Мне, как инструктору по физической культуре, очень хочется, чтобы мои занятия физкультурой были у детей нашего детского сада любимыми и мальчиками, и девочками. Пользуясь моментом, хочу вас поздравить с началом учебного года, пожелать вам плодотворной работы и спортивных достижений вашим воспитанникам!
Спасибо за внимание!
Содержание
1. Введение
2. 1. Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья детей;
3. Гендерный подход в ДОУ;
4. Группы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании;
5. Классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач.
6. Характеристика здоровьесберегающих технологий
7. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
8. Заключение
9. Литература