Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей»

Наталия Башаева
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей»

Мастер-класс

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития

детей дошкольного возраста»

«Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. И я задала себе вопрос: что нужно сделать, чтобы мои дети не испытывали трудностей при изучении этой трудной дисциплины. Какие технологии использовать, чтобы почувствовали, что они смогут понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей“» размещена в разделах

В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Я пришла к выводу, что из всех рассмотренных мной математических пособий палочки, предлагаемые бельгийским учителем Джорджем Кюизенером, в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления : наглядно-действенного и наглядно-образного.

Именно этим обусловлен выбор моей темы: «Формирование интеллектуальных способностей посредством использования палочек Кюизенера»

Используя игровую технологию «Цветные палочки Кюизенера», развиваю у моих воспитанников не только интеллектуальные способности, но и творческие, коммуникативные, речевые.

Актуальность

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками

Цель педагогического опыта : Разработать систему деятельности по развитию интеллектуальных способностей с использованием палочек Кюизенера подготавливая к

Для достижения цели мною выдвинуты следующие задачи:

- Создать условия для максимального развития логического мышления дошкольников

- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету)

- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, четные, нечетные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

- Осваивать прямой и обратный счет.

- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел)

- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания

- Развивать творческие способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук, интеллектуальному и творческому развитию, тренировке воображения, памяти и мышления.

Работа с палочками Кюизенера подразумевает 2 этапа:

На первом этапе палочки рассматриваем просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки использую уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом я не ограничиваюсь внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даю возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра становится радостным открытием нового, ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Поэтому на первоначальном этапе были изготовлены плоскостные полоски, демонстрационный материал.

Работу с палочками Кюизенера провожу в последовательности.

1. Освоение комплекта.

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

2. Построение лестницы.

Дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.

Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной".

4. Составление ковриков. составление узоров.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"

Возможны различные варианты.

Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.

5. Развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение.

Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.

Порядковый счет осваивается детьми одновременно с количественным.

6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку, определить, сколько останется.

7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

Упражнения.

- Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.

- Чему же равно 3/3 части?

- А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой.

Использование проблемно-поискового метода

в работе с палочками Кюизенера

Многие игры и упражнения со счетными палочками несет проблемно-практический характер: хватит ли палочек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что бы помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе?

Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включают в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины.

Моя задача состоит в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Играя, взаимодействуя с палочками Кюизенера мои воспитанники открывают мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Мастер-класс Тема : «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса : Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи мастер – класса : Сформировать у педагогов – участников мастер – класса представление об игровой технологии.

Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать мастер класс я вам предлагаю ответить на вопросы «Что я ожидаю от данного мастер-класса.

Практическая часть

1. Уважаемые участники матер класса давайте посмотрим на экран и повторим какая палочка, какое число обозначает.

2. Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

Дидактические задачи :

- учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок;

- познакомить с понятиями «больше», «меньше», знаками.

Организация деятельности:

Числа умеют разговаривать. Но они разговаривают не словами, а знаками. Возьмите в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого.

- Какие числа у вас в руках?

- Что нужно сделать, что сравнить эти числа?

Подвожу к выводу о том, что для того, чтобы сравнить числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга

- знакомлю со знаками «больше», «меньше» и показываю, как выполняется запись в виде цифр и знаков «3<4», «4>3»;

- озвучиваю разговоры чисел: «Я больше тебя», - говорит число 4 числу 3 «Я меньше тебя!» - говорит число 3 числу 4;

- На сколько 4 больше 3 и на сколько 3 меньше 4?

3. игра называется «Чет-нечет»

Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.

Давайте разделимся на две команды. Одна команда берет белую палочку, а другая розовую. Давайте построим две лесенки с пятью ступеньками. Разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать какой палочке? (разницу проверяем, прикладывая розовую палочку). Давайте прочитаем лесенку в цифрах.

«Прыгая» по ступенькам называют четный и нечетный ряд.

Мы узнали что числа бывают четные и нечетные.

4.«Составь коврик» для чисел 6.7,8.

Составлять коврики для чисел 6.7,8 учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания.

Давайте мы с вами сделаем красивые коврики, из наших палочек. Основа коврика – какая палочка? (фиолетовая).

Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.

Давайте прочитаем коврик. Чтобы коврик получился завершенным, надо его украсить бахромой. Бахрома будет из белых палочек.

5.«Палочки можно вычитать»

Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо», развивать количественные представления, учить находить разность чисел.

У мальчика в правой руке голубая палочка, а в левой – желтая. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Приходим к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2.

Положите перед собой голубую палочку. Что можно о них сказать (голубая короче, а желтая длиннее? А на сколько? Как узнать? Давайте найдем ту палочку, которая соответствует. Это можно записать с помощью знаков и цифр.

6.«Палочки можно делить»

Развивать количественные представления детей. Учить делить числа.

Мальчик и девочка взяли палочку бордового цвета и решили её поделить поровну. «А как можно разделить число 8 так, чтобы у каждого из детей получилось по 4.

Дети приходят к выводу, что палочка 4 умещается в палочке 8 в 2 раза. Значит цифрами можем написать так: 8:4=2.

Возьмите палочку, которая обозначает число 8. Какую?

Сколько должно получиться у каждого? (4)

Возьмите палочку, которая обозначает число 4. Какую? Почему?

Давайте положим сверху на бордовую, красную. Подравняем по левой стороне. Возьмём еще одну палочку и присоединим к красной палочке.

Что можно сказать о их длине?

Значит палочка обозначающая число 4 уменьшается 2 раза. Обозначим цифрами. 8:4=2

7.«Палочки можно умножать»

Учить умножать числа

Возьмите белую палочку один раз. Какое число получилось? Показывается, как правильно выполнить эту запись: 1x1=1. Затем предлагается взять не 1 раз, а два раза, то получится число 2. Какой палочкой проверить? (розовой).

Аналогично отрабатывается с розовой палочкой : 2x2=4. Как проверим? 2 x 3=6. Это можно записать с помощью чисел.

7.«Детская железная дорога»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т. п.

Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? Какой по счету розовый вагон (обучаем порядковому счету.

В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Давайте проверим подложим под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

Заключительная часть: Мы с вами увидели, что использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера строится на основе игровой деятельности. Снимает психологические стереотипы. Скучные занятия математикой превращаются в увлекательные занимательные встречи

Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.

Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.

Черная палочка – Мастер класс не интересен.

Публикации по теме:

Игры-головоломки, как средство интеллектуального развития дошкольников. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для развития.

Мастер-класс «Палочки Кюизенера»Мастер-класс «Палочки Кюизенера» Джордж Кюизенер (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. В течение многих лет работы учителем начальной школы, Джордж.

Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: "Гиацинты в вазе" Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников»Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 10:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД