Ольга Русанова
Мастер-класс «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение в проблему.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Публикация «Мастер-класс „ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных проблем, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:
Я. А. Коменский, Ж. Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т. д.). Естественно, что и развитие способностей складывается прежде всего в игре.
Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач (Сл. 2)
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»(сл. 3) Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
(сл. 4)Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.
Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.
Широко используются следующие игры:
Игры на выявление над - системных связей. (сл. 5
«Где живет?» (с 3-х лет).
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.
В: Где живет цифра 3?
Д: В днях недели, в месяцах года,
В: Где живет цифра 5?
Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.
Игры на сравнение систем
Игра Пространственная «да - нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию
Ход игры
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры
Игры на определение линии развития объекта
«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)
В: Было числом 4, а стало числом 5.
В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?
Д: 4+1=5
В: Было число 5, а стало3.
В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?
Д: 5-2=3
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
В: Какая часть суток сейчас?
Д: День.
В: А что было раньше?
Д: Утро.
В: А раньше?
Д: Ночь.
В: А еще раньше? При закреплении понятий "сегодня", "завтра", "вчера"…
В: Какой сегодня день недели?
Д: Вторник.
В: А какой день недели был вчера?
Д: Понедельник.
В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?
При ознакомлении с понятиями много-мало.
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Д: Игрушек, овощей, в огороде…
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок.
Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.
Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Д: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах. Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.
При уточнении понятия относительности размера
В: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
В: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.
(сл. 6,7)Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являютсяразвивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина, различными головоломками.
(сл. 8)Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.
• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
(сл. 9) Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной
педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская
игра», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.
(сл. 10)Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в
результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм») на несколько частей. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.
(сл. 12)На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений можно использовать задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
• На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?
• На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?
• На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)
• На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?
(сл. 13)Также можно использовать прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?
• Еще можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»
• Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.
• Выложить с готовых геометрических форм – ёлочку, лису и др.
Итог.
Итак, сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приемами. Очень хотелось бы, чтобы вы использовали в своей работе ТРИЗ-технологию, так как с ее помощью можно проводить интеграцию различных образовательных областей. Для этого я приготовила вам набор игр на развитие творческого мышления.
В заключение, я предлагаю вам обыграть сказку:
(сл. 14) «Теремок» (На закреплении геометрических фигур).
Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».
(Сл. 15) Ход Игры
Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной -
Теремочек небольшой…
В нём окошечки резные,
Ставни чудо - расписные!
Комнатками полон дом -
Не живёт никто лишь в нём…
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.
Примечание: Игра может усложняться. Можно взять объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.
В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.
Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только фигурам или цифрам. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.
Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.
Спасибо за совместное творчество!