Татьяна Митрохина
Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами ТРИЗ.
- Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ в работе по составлению загадок.
- Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;
- Показать на конкретных примерах способы составления загадок в работе по речевому развитию.
Публикация «Мастер-класс „ТРИЗ — это интересно!“» размещена в разделах
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми по опорным таблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.
Ход мастер-класса
1. Вступительная часть.
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд №2
Многим известны шесть советов Альберта Эйнштейна, как пробудить в себе гения. Свой мастер-класс я хотела бы начать с одного совета «Логика поможет тебе попасть из А только в Б, а воображение же может унести в любую точку».
Слайд №3
Как часто нам приходится делать выбор? Практически всю жизнь, каждый день. Мы выбираем свой жизненный путь, профессию… В своей профессиональной деятельности мы выбираем методики, технологии, оптимальные формы работы, позволяющие добиться высоких результатов и решить задачи качества образования.
Слайд №4
Сегодня я сделала выбор на технологии ТРИЗ. Тема моего мастер класса «ТРИЗ – это интересно!»
Слайд №5
Согласно образовательному стандарту педагогу необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
Перед нами проблема. Как мы будем ее решать? Давайте попробуем ответить, используя игру «Да – Нет».
-Будем давать готовые знания детям? (Пауза, выслушать ответы)
- Развивать у детей умения самостоятельно добывать и открывать знания? (Пауза, выслушать ответы)
- Будем использовать педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности ребенка?
Коллеги, мы с вами пришли к выводу, что для ребёнка наиболее ценно –самостоятельно прийти к знаниям как к результату деятельности.
Слайд №6
В настоящее время в дошкольном образовании активно применяются технологии развивающего обучения. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной поговорить о ТРИЗ-педагогике. ТРИЗ известен уже около 50-и лет, его автор – Генрих Альтшуллер. Главная задача данной технологии – научить думать нестандартно и находить собственные решения.
ТРИЗ-педагогика. Если разбить это понятие на две части, то мы получим удивительное сочетание: педагогика- наука о воспитании, а ТРИЗ – это прием, который поможет сделать это воспитание эффективным.
Слайд №7
Теория решения изобретательских задач. Для простого человека эта технология кажется недосягаемой, такой узкой сферой, доступной только для изобретателей. На самом деле это не так. Мы каждый день что-нибудь изобретаем Что надеть…. Как сказать…Как принять какое-нибудь решение…. Мы все время что-то изобретаем.
Для этого человеку дано свойство психики – мышление. А ТРИЗ позволяет тренировать мышление так, что всякая задача в любой сфере жизни будет решаться эффективно.
Слайд №8
Почему-то среди педагогов сложилось мнение что ТРИЗ – это что-то очень сложное. Сегодня мы вместе попробуем в этом разобраться. Что даёт технология ТРИЗ педагогу? Возможность организации проблемного, интегрированного обучения, где главным становится педагогический поиск. Знания преподносятся не как истина, не требующая доказательств, а как теорема, которую надо вывести самостоятельно и применить её в дальнейшей жизни. Обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, и их практическим применением.
2. Практическая часть.
Слайд №9
Предлагаю участникам конкурса поиграть в игру «Хорошо – плохо», которая позволяет выявить противоречия в одном объекте. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете плохие и хорошие стороны. Ветер - поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.
Назовите его положительные стороны (высказывания)
Слайд №10
Да, коллеги вы достаточно точно определили положительные стороны ветра.
- А теперь назовите его отрицательные стороны (Высказывания)
Слайд №11
Молодцы, вижу, что вас заинтересовала технология ТРИЗ. Приглашаю 6 участников конкурса, продолжить дальнейшее знакомство с технологией.
Пожалуйста, проходите за столы.
Работа с фокус-группой.
Слайд №12
Коллеги, в своей работе с детьми мы часто используем загадки.
- Как вы считаете, зачем загадывают и отгадывают загадки? Можно говорить все. (Выслушать ответы)
- Потому что детям нравится открывать тайны.
Слайд №13
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью простых алгоритмов, разработанных Татьяной Александровной Сидорчук,
Слайд №14
Предлагаю разобрать технологию составления загадок. Каждая группа будет работать по отдельной модели, которые находятся у вас на столах.
Как будем работать?
1. Придумайте, о чем будет загадка.
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 3,
3. К каждому свойству подберите другой объект, который обладает этим же свойством.
Ответы запишите в таблицы. Затем добавляем слова связки «Как», «НО не» и получаем загадку. На это вам дается 5 минут.
Группы работают по карточкам самостоятельно
- Коллеги, давайте вспомним, как обычно дети знакомятся с загадками? Дети слышат загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук» - так работает навык запоминания.
Слайд №15
Гораздо полезнее учиться сочинять загадки.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок:
1. По признакам;
2. По действиям;
3. По ассоциациям.
Слайд № 16
Обучение происходит следующим образом. Педагог демонстрирует таблицу с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Давайте разберём первую модель составление загадки по признакам. Например, нам надо составить загадку о самоваре. Дайте самовару образные характеристики
- Какой самовар? (Выслушать ответы) Хорошо, много вариантов. Выбираем подходящий – получаем результат.
Слайд №17 – заполняем левую колонку таблицы
Далее надо дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Слайд №18
Выбираем наиболее удачный вариант сравнения и заполняем правую колонку.
При работе с детьми по придумыванию загадок в правой части можно зарисовать объект, подобрать картинку. (Анимация)
Теперь давайте попробуем составить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Данная технология стимулирует интерес ребенка, познавательную и речевую активность, творческое воображение, ассоциативное мышление, что, в свою очередь, позитивно влияет на его интеллектуальное развитие.
Слайд №19 Работа с фокус-группой
Уважаемые коллеги! Возвращаюсь к вам. Вы уже готовы представить нам свои загадки. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Сначала зачитайте левую сторону таблицы, затем правую. И результат – новая загадка. Итак, первой группе нужно было составить загадку по признакам. (Ответ). Замечательно справились.
Вторая группа составляла загадку по действиям. Очень интересно, молодцы.
Третья группа составляла загадку по ассоциациям. Молодцы, у вас было самое трудное задание. Вы отлично справились.
- Коллеги, скажите, пожалуйста, как вы считаете: «ТРИЗ – это интересно! «Спасибо за активность, творчество, присаживайтесь, пожалуйста.
Если вы хотите, чтобы активность детей на занятиях составляла 100%, чтобы совершалось пусть небольшое, но открытие – займитесь ТРИЗ. Всё гениальное – просто, а всё грандиозное начинается с малого – с первого шага. Надеюсь, мне удалось это сегодня показать. Прошу Вас оценить мастер-класс, используя цветные карточки:
Слайд№20
Ответьте на вопрос «Получил теоретические знания, освоил технологию». Да – зеленый, частично – желтый, нет – красный.
Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы.
Слайд №21 Свой мастер-класс хотела бы закончить советом Альберта Эйнштейна: «Главное не перестать задаваться вопросами!»