Получи документы

Мастер-класс учителя-логопеда для родителей «Комплекс упражнений для улучшения состояния детей с трудностями в развитии речи»

Людмила Сырчина
Мастер-класс учителя-логопеда для родителей «Комплекс упражнений для улучшения состояния детей с трудностями в развитии речи»

Сегодня хочу с вами поговорить о наших детях, о том, что помогает развивать их речь, особенно, если есть речевые нарушения, и показать вам комплекс упражнений, который направлен на улучшение состояния детей с трудностями в развитии речи. По окончании моего выступления вы получите распечатки с упражнениями и сможете задать вопросы.

Вы готовы? Тогда начинаем.

Публикация «Мастер-класс учителя-логопеда для родителей „Комплекс упражнений для улучшения состояния детей с трудностями в развитии речи“» размещена в разделах

Сохранение и укрепление здоровья современных детей, особенно которые проживают в условиях мегаполиса, вызывает огромную озабоченность. Только представьте, что по данным Министерства здравоохранения, только 10 % детей, поступающих в школу, можно считать полностью здоровыми. При этом усложняются программы обучения, снижается физическая нагрузка и наоборот увеличивается эмоциональная.

Сегодня мы видим большое количество детей с речевыми проблемами, причина которых, прежде всего, в нарушении работы головного мозга, в недостаточном питании отдельных его структур, как следствие, у таких детей часто страдает чувство равновесия, ритма, координация.

Надо сказать, что психологи и логопеды давно заметили тесную связь между психическими процессами и движением. Например, вы все, вероятно, слышали, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики. Но современные исследования уже доказали: только комплексное двигательное развитие ребёнка улучшает процессы нервной деятельности и, в конечном счёте, развивает речь.

Многие из нас стараются вырастить разносторонне образованных детей, при этом часто мы ошибочно подменяем гармоничное психическое развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет). А ведь именно самые привычные бытовые навыки (умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб) или подвижные игры на свежем воздухе (коньки, лыжи; игра в мяч, катание на велосипеде и самокате) играют неоценимую роль в повышении двигательной активности, способствуют развитию памяти, внимания, восприятия, что влияет на речь.

Наша задача сегодня показать вам, уважаемые родители, комплекс упражнений, который поможет улучшить состояние детей с речевыми нарушениями.

Итак, важнейшим условием развития речи ребёнка является развитие трех составляющих двигательной сферы : общей, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому наш комплекс состоит из трех типов упражнений, которые воздействуют на физическую, интеллектуальную и коммуникативную сферу ребёнка.

Упражнения подобраны таким образом, что каждый родитель может самостоятельно заниматься с ребенком без особых условий. 15 минут – это время, которое вам потребуется для выполнения комплекса.

Упражнения простые и интересные. Давайте убедимся в этом!

Первый тип упражнений – это упражнения, связанные с физической нагрузкой: простые разминки с элементами гимнастики.

Они позволяют снять напряжение, улучшают синхронность движения, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела, т. е. суставная гимнастика дает ребёнку необходимую мышечную нагрузку и имеет психологический эффект – улучшают настроение, учит ребёнка открыто выражать свои чувства.

«Часики». Исходное положение – сидя, голова ровно, плечи опущены. Плавно наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 10 движений. Делать осторожно, без резких движений, возвращаясь каждый раз в исходное положение. Темп упражнения медленный. Добавлять слова «Тик-так».

«Бом-ку-ку». Исходное положение – сидя. Аккуратно, без усилия, запрокидываем голову назад (затылок к спине) и возвращаемся в исходное положение, затем достаем подбородком грудь – исходное положение. Выполняем медленно и осторожно. Делать до 10 движений, считая движение вверх-вниз за одно. Добавлять слова «Бом-ку-ку».

«Половинки». Исходное положение – сидя.

1) Общее напряжение тела. Расслабление.

2) Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела, левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половины тела, напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой ноги и левой ноги.

«Заводим мотор». Исходное положение – сидя, руки на коленях. Сначала вращать правым плечом вперед и назад, затем – левым. Затем выполнять вращение обоими плечами вперед и назад. Количество вращений – 5 раз в каждую сторону; увеличивается ежедневно или по мере тренированности.

«Привет». Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми-теплыми. Похлопать себя: по ногам, по животу, по груди, по щекам. И поприветствовать все свое тело (резко руки вверх) : Привет!

В группу физических упражнений можно также включать стимулирующие упражнения

«Молоток-1». Руки вытянуть вперед, кисти сжать в кулаки; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

Второй тип упражнений интеллектуальные – это упражнения на развитие мелкой и общей моторики, дыхательные и глазодвигательные. Этот тип упражнений позволяет улучшить восприятие, развивает межполушарное взаимодействие, способствует развитию вестибулярного аппарата и активизирует процессы обучения.

Наверняка, вы помните фразу: «Наш ум находится на кончиках наших пальцев». И от себя бы я добавила, что наш ум напрямую зависит от нашего общего состояния.

Итак, второй тип упражнений.

«Глазки». Исходное положение – сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру.

«Кнопки». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Сначала каждая рука отдельно, а затем обе руки вместе. Темп – от медленно к быстрому.

«Лягушка-ладошка». Исходное положение – руки на колени. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на колене. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Последний тип упражнений – это артикуляционные упражнения Они непосредственно укрепляют и развивают речевой аппарат и улучшают произношение.

Этот тип упражнений также включает в себя дыхательные упражнения, которые снижают импульсивность и способствуют концентрации внимания. При выполнении этих упражнений увеличивается объем легких, улучшается кровообращение и общее самочувствие.

«Продуваем двигатели». Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ежик». Делать движения носом, как будто ежик ищет что-то вкусное.

«Маленький птенчик». Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так, чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» при открытии рта высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются одновременно с открытием и закрытием рта.

В конце каждого комплекса упражнение на релаксацию. Сидим с закрытыми глазами, расслабляемся и слушаем, как за окном … Потом подтягиваемся, делаем вдох, выдох. Открываем глаза.

Уважаемые родители, этот комплекс в наибольшей степени способствует развитию мозга, психики и речи ребенка, а также укрепляет нервную систему и организм в целом.

Применение таких методов здоровьесбережения является важнейшим условием для успешного обучения, социализации и гармоничного развития наших детей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс учителя-логопеда для родителей «Комплекс упражнений для улучшения состояния детей с трудностями в развитии речи»
Опубликовано: 23 мая 2022 в 12:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД