МААМ-картинки

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика» (4 фото)

Алиса Ильинична Попова
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика»

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика»

b]Мастер-класс для воспитателей ДОУ:

«Артикуляционная гимнастика

залог правильного звукопроизношения»[/b]

Красивая речь – это спорт и искусство.

Уинстон Черчилль.

Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь – это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором. (Слад 1)

Публикация «Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. (Слайд 2)

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) (Слайд 3)

ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. (Слайд 4)

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично. (Слайд 5)

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения для формирования позиции губ

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. (Слайды 6-10)

Упражнения для язычка.

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. (Слайды 11-16)

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно

по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.

2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.

6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.

7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. (Слайд 17)

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Учитель-логопед достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квакуша. (Слайд 18)

Артикуляционная гимнастика

Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе с Квакушой выполнять упражнения.

"Сказка о веселом язычке"[/b]

Жил-был Язычок в ротике-домике.

(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик!

(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).

А на крыше домика была высокая труба

(губы в трубочку - повторить 3 раза.)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко

(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).

Посмотрел язычок на солнышко,

(язык поднять вверх к носу)

потом на травку

(язык опустить вниз,

понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать

(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес

(цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать

(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки

(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш

(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…

(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

(Улыбка)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить

(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки

(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).

И решил отдохнуть… (Слайд 19)

- А теперь попробуем поиграть с Квакушей. Она у нас очень любит игры:

Артикуляционные упражнения в стихах:

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квакуша любит улыбаться,

Рот у Квакуши до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Бублик»

Бублик мы изобразили–

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

В: Молодцы! Квакуше тоже очень понравилась гимнастика. (Слайд 20)

Пальчиковая гимнастика

- Квакуша любит играть не только языком, но и пальчиками. А теперь давайте, уважаемые воспитатели, поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакушей.

На лужайке две подружки (Из пальцев сделать лягушек)

Ква-ква-ква. (Повороты кистями рук)

Две зеленые лягушки: Ква-ква-ква. (Пальцы имитируют открывающийся рот)

Хором песни распевают: (Сложить ладони и раскрыть их).

Ква-ква-ква, (Хлопки в ладоши)

И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем).

Ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши).

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмет быстрее? (Слайд 21)

Биоэнергопластика

Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Квакой. И по очереди загибайте пальчики.

Раз – скорее улыбнись,

Два – язык опустим вниз,

Три – язык наверх потянем.

На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по нёбу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать. (Слайд 22)

Рефлексия

- Уважаемые воспитатели, у вас на столах лежат кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение карандашами (Логопед оценивает эмоциональное состояние каждого с помощью нарисованных смайликов). (Слайд 23)

Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!

Спасибо за внимание, дорогие воспитатели!

Фото «Артикуляционная гимнастика»
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: - фото
Фото №1 Мастер класс для воспитателей ДОУ
Публикации по теме:

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Как правило, у детей с задержкой речевого развития недостаточно развита речевая, а говоря научным языком, артикуляционная моторика. Без ее.

Чемпионат «Молодые профессионалы («WorldSkills Russia») в Чувашской Республике. Мастер-класс учителя-логопеда для студентовЧемпионат «Молодые профессионалы («WorldSkills Russia») в Чувашской Республике. Мастер-класс учителя-логопеда для студентов 4 декабря состоялось открытие VI Регионального (открытого) чемпионата «Молодые профессионалы («WorldSkills Russia») в Чувашской Республике.

Информация для стенда учителя-логопеда ДОУ ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ЛОГОПЕДЫ Очень часто можно услышать мнение, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1"- "Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком» Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком» Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается.

Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ»Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ» Цель: распространение педагогического опыта по применению предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда.

Фотоотчет «Мастер-класс учителя-логопеда для родителей»Фотоотчет «Мастер-класс учителя-логопеда для родителей» 26 сентября во всех дошкольных учреждениях города Чебоксары прошел День открытых дверей. В рамках данного мероприятия был проведен мастер.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Стенгазета на тему «Артикуляционная гимнастика». Совместная работа логопеда с детьмиСтенгазета на тему «Артикуляционная гимнастика». Совместная работа логопеда с детьми Стенгазета на тему: "Артикуляционная гимнастика" изготовлена совместно логопедом и детьми обучающимися на логопункте. Актуальность: Ежедневные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 16:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД