Приложение МААМ

Мастер-класс «Веселый язычок»

Евгения Бынзарь
Мастер-класс «Веселый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

-содействовать обучению управлению органами артикуляции;

-развивать координацию и движение артикуляционного аппарата;

-вызвать интерес к проблеме заявленной темы.

Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.

Публикация «Мастер-класс „Веселый язычок“» размещена в разделах

Ход мастер-класса :

1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Коммуникативная игра «Назови ласково» В круг пускаем цветок и просим, передавая цветок назвать коллегу ласковым словом.

«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать мы сегодня с вами об этом и поговорим».

2. Основная часть.

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля-ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Не у всех детей правильное звукопроизношение развивается самостоятельно. Многие не могут обойтись без специального коррекционного воздействия и помощи взрослых. Одних занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные артикуляционные упражнения в группе и дома с родителями.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики: выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Кроме этого, цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции нужного звука.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка» и др.

В начале малышей необходимо научить выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, бусы, камушки и т. д.

Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Качели», «Барабанщик» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Взрослый обращает внимание детей на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз) и на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно).

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Гармошка», «Иголочка» и др.

«Обратите внимание на слайд (показ слайда, в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики:

— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)

— соблюдать последовательность в движениях

— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить

— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме

— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время

— следить за четкостью и правильностью выполнения

— не допускать переутомления ребенка

— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с

2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с

3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с

4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с

5. «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз.

2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.

3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба

4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз

5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз

6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз

7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек», делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.

8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

ЖИЛ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК

Жил веселый язычок, («часики» за зубами)

Запирался на крючок (язычок узкий, кончик поднимают вверх, руки в замок)

Хоть один он проживал, никогда не унывал. («часики», указательными пальцами вправо-влево)

Утром рано просыпался, за зарядку принимался. («Потягушки»)

Руки вверх, руки вниз, (языком двигают вверх-вниз за зубами)

А потом ты наклонись. (достать языком подбородка)

А затем подскоки, бег. («цоканье», руки «веретено»)

Тут совсем не утех. (узкий язык и руки двигается вправо – влево)

Притомился язычок, даже заколол бочок. («Футбол»)

Умывать он пошел, («умывание лица»)

Щетку в ванной он нашел. (чистим зуды)

Зубы чистил, полоскал, (полоскательные движения)

А умылся – засверкал. («Заборчик»)

А на завтрак язычок выпил тепленький чаек. («Чашечка»)

С вкусным вареньем, («Вкусное варенье»)

С большим наслажденьем. («Улыбка»).

Взялся язычок за дело, и работа закипела, (постукивание кулачками друг об друга)

Подметал, белил и мыл – ничего он не забыл. («маляр»).

Прогуляться он пошел, (хождение пальцев по любой поверхности)

Много он забав нашел:

С горки весело спускался, («Горка», горка руками)

На качелях покачался, («Качели»)

На лошадке поскакал («Лошадка»)

И ни разу не упал. (Покачивание указательными пальцами)

А потом домой вернулся, дверь закрыл и улыбнулся! («Улыбка», руки в замок)

3. Заключительная часть. Обмен мнениями присутствующих, раздача буклетов с комплексом артикуляционных упражнений.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Веселый светофор»Мастер-класс «Веселый светофор» «ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР» Предлагаю Вашему вниманию легкую в изготовлении поделку, с которой справятся даже малыши (разумеется, под чутким руководством.

Мастер-класс «Барабан веселый наш»Мастер-класс «Барабан веселый наш» Вся наша жизнь – это переплетение множества ритмов, видимых и невидимых. Если внимательно прислушаться, то везде можно их услышать: наше.

Мастер-класс «Наш веселый Клоун»Мастер-класс «Наш веселый Клоун» Мастер –класс «Наш веселый Клоун» Когда ребенок слышит слово «клоун», в его сознании сразу же возникает ассоциация с весельем, цирком и.

Мастер класс «Веселый клоун».Мастер класс «Веселый клоун». Кто не любит клоунов, веселье, смех? Думаю таких людей не найдется. А уж детей, которые не любят клоунов, вообще не бывает в природе.

Мастер-класс «Веселый Снеговик»Мастер-класс «Веселый Снеговик» .

Пособие по логопедии своими руками: «Веселый язычок».Пособие по логопедии своими руками: «Веселый язычок». Пособие по логопедии своими руками: «Веселый язычок». Выполнила: учитель-логопед Ильина Валентина Александровна ДОУ Детский сад № 43 «Аленушка».

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно.

Программа по познавательно-речевому развитию — логоритмике «Веселый язычок» для детей 3,5–4 лет Пояснительная записка Концепция программы Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам.

«Веселый клоун». Мастер-класс«Веселый клоун». Мастер-класс Приближается праздник 1 апреля - день смеха его еще называют (день дурака, день обмана, день розыгрышей.)-всемирный праздник юмора и смеха. Что.

Веселый паровозик «Чих-пых» (мастер-класс)Веселый паровозик «Чих-пых» (мастер-класс) Главное в жизни – бежать хотя бы на один шаг впереди паровоза. Наступила весна. Пригрело солнышко. Пришла пора высаживать лук. Нужно было.

Автор публикации:
Мастер-класс «Веселый язычок»
Опубликовано: 11 октября 2016 в 13:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Веселый язычок»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Бынзарь (УИ 11519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД