Ася Закаригаева
Мастер-класс «Элементы театрализованной деятельности как средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Элементы театрализованной деятельности
как средство развития связной речи дошкольников»
Цель:
Публикация «Мастер-класс „Элементы театрализованной деятельности как средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
повышение компетентности педагогов в применении элементов театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать конусный театр.
3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Теоретическая часть.
Работа по развитию связной речи начинает активно проводиться с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно. Повествованию младшие дошкольники учатся в совместных со взрослыми инсценировках с игрушками сначала по мотивам литературных произведений, а затем и на любые другие сюжеты.
В обучении повествованию в младшей группе можно выделить два этапа. Первый - подготовительный. Содержание работы определяется особенностями повествования как типа речи. Повествование - это такой вид связной речи, в котором события развиваются во времени и логической последовательности. Наибольшую нагрузку при оформлении повествования принимают на себя глаголы, отражающие развитие действий. Поэтому на данном этапе особое значение имеет обучение детей умению определять последовательность событий, видеть возможности действий героев и их последствия: упал-заплакал, замёрз-побежал домой.
С этой целью проводятся разнообразные игры, упражнения, инсценировки на активизацию глагольной лексики. («Кто что умеет делать?», «Закончи предложение»).
Второй этап обучения предполагает участие детей в составлении целостного повествования. Наиболее эффективная форма обучения - инсценировки с игрушками. Герои могут быть фигурками настольного театра, мелкими игрушками, плоскостными картинками. Знания, предполагаемые для реализации задач развития связной речи в младшей группе, представляют собой инсценированный спектакль, в котором принимают участие дети, взрослый, игрушки-персонажи. Рассказывание детьми - необходимое условие дальнейшего развития сюжета. Начинать следует с инсценирования хорошо знакомого произведения ("Заюшкина избушка", "Теремок").
После того как произведение показано с помощью какого-либо театра, можно предложить поменять сюжет. Добавить какого-нибудь другого героя в сказку.
В своей работе по развитию связной речи детей я уделяю большое внимание театрализованной деятельности. Так как, считаю, что через сказку можно сформировать у детей языковую культуру, развить связную речь (монологическую, диалогическую, сформировать ЗКР, грамматический строй речи, обогатить словарь, выработать культуру общения.
Прежде всего я подготовила развивающую среду : оформила театрализованный уголок, подобрала несколько видов театров (настольный, пальчиковый). Сделала подборку аудио и видеозаписей с народными сказками и авторскими произведениями, различные книги, маски-шапочки, элементы костюмов, иллюстрации к сказкам, резиновые и мягкие игрушки для самостоятельного придумывания историй, эпизодов из сказок. Так же сделала подборку дидактических игр «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?», направленные на развитие культуры и техники речи, навыков театральной игры, воспитание основ театральной культуры.
Существует несколько видов театра : пальчиковый, Би-ба-бо, теневой, настольный, фланелеграф, мягкой игрушки, ложковый, конусный.
В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему.
Показ и проигрывание потешки «Заинька» с игрушкой из «Настольного театра».
Лю-ли, лю-ли, баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Ване спать не велят.
Лю-ли, лю-ли, лю-ли-бай,
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
Проигрывание потешки «Я серый волк» с игрушкой из «Пальчикового театра» (резкое и плавное покачивание).
Я серый волк,
Зубами щёлк!
Три дня не ел,
Совсем похудел.
«Рассказывание р. н. с. «Репка»
Цель: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную и мимческую выразительность речи.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и рассмотреть лист с нарисованными на листике кружками (на листике изображено семь кружков).
В. -Что вы видите на листке? (Много кружков)
В. - Поиграем в волшебников. Превратим их в героев сказки «Репка» Первый кружок превратим в репку. Репка какая? (Большая, желтая, круглая) (Воспитатель предлагает показать форму, размер жестами) У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. (Дети рисуют листики в кружке)
В. - Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый – дети жестами показывают усы) (Дети рисуют усы во втором кружке) и т. д. со всеми персонажами.
Когда модель готова дети вместе с воспитателем называют всех персонажей.
Игра на интонации.
Представьте, что я мама-медведица, а вы медвежата. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково по просить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной. После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.
Практическая часть.
Изготовление конусного театра.
А сейчас, я приглашаю вас к столу для изготовления своими руками кукол для «Конусного театра».
Для этого нам понадобятся картон, цветная бумага, клей, ножницы, степлер, проволока, готовые изображения деталей героев сказок.
Все очень просто: вырезаем, скрепляем, наклеиваем. Вот герои и готовы. А теперь представление.
Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они никогда не покидали нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!