МААМ-картинки

Мастер-студия «Учим детей говорить красиво». Введение в «красивую речь»

Ирина Тюсова
Мастер-студия «Учим детей говорить красиво». Введение в «красивую речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

Задачи: 1) Определить ключевые проблемы развития красивой речи у детей дошкольного возраста.

2) Познакомить с личным опытом работы над красивой речью, выделив основные моменты и трудности данной работы.

Уважаемые коллеги,

1. Обозначим ключевые проблемы развития речи детей дошкольников :

1.1) Односложная, ситуативная речь, состоящая из простых предложений.

Публикация «Мастер-студия „Учим детей говорить красиво“, Введение в „красивую речь“» размещена в разделах

1.2) Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотра телевидения, не литературные выражения окружающих и т. д.)

1.3) Бедная диалогическая речь. Незнание, как сформулировать вопрос и кратко или, наоборот, развернуто на него ответить.

1.4) Неспособность строить монолог. Сюжетный, описательный рассказ, пересказ текста и т. д.

1.5) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Не способность ответить на вопрос почему, зачем?

1.6) Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д. Плохое произношение.

1.7) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

2. Остановимся на последней и очень важно проблеме: Бедность речи.

Что мы имеем? Коллектив детей приходящий к нам отовсюду: из других садов, из дома… Нам, логогруппам, гипер сложно за год- два добиваться результатов. Массовым группам проще- времени у них больше, но и детей, как мы знаем тоже больше. Поэтому мы на равных. И так, за короткое время, сделать нужно очень много. Порой, не видя особых результатов, опускаются руки. Возникает вопрос: «зачем мне все это надо?» Я смогла ответить на этот вопрос. Мне действительно это надо! Я хочу, чтобы мои дети говорили красивее, использовали правильную речь. И я работаю над этим.

Приходят дети, разные, сложные, замечательные личности. С чего начать? С этого момента позвольте мне перейти на местоимении «Я» уж, коль дело касается моего опыта. Какая главная задача стоит перед нами? Я считаю, что если мы хотим чему-то научить, воспитать, то главное заработать авторитет. Если не хочу, чтобы говорили «ложить, ести, еённая», то никогда и сама так не говорю. Красивые слова не возьмутся ниоткуда. Их нужно «вложить» в детские головы. А значит работать над собой. Всегда, постоянно. Такая у нас профессия. На начальном этапе, больше наблюдаем, слушаем, изучаем. Кто к нам пришел? С каким миром? Кто ты, новый человек? Что я могу тебе дать? Чему поучится у тебя? Захочешь ли ты меня услышать? На этом этапе, считаю, самое главное- не перебивать ребенка.

И так, мы знакомы, меня слышат, ко мне прислушиваются - берусь за «дело». Что считаю основным?

*Сначала нужно показать, научить, довести до сведения, а потом спрашивать.

*Чтобы дети говорили на занятии, нужно меньше говорить самой. И вообще считаю, что воспитатель как артист, должен уметь «держать паузу». Если ребенок затрудняется ответить сразу на ваш вопрос то, как в театре, держите паузу. Дайте ему собраться с мыслями. Не портите своими предположениями его гениальный ответ!

Своим детям всегда говорю : «Не молчите! Ответьте. Лучше ошибиться и исправится, чем промолчать. А вдруг ты прав? Не пользуйтесь мыслями других, они могут быть не правильными и вы повторите ошибку». В нашей группе есть правило, если я называю имя одного ребенка, другие молчат. Были случаи, когда ребенок боялся ответить. Тогда предлагаю прошептать на ушко. А потом вслух повторяю его ответ. Хвалю ребенка. Если ребята затрудняются, спрашиваю, хотят ли они чтобы я им помогла. В таком случаи моя помощь приходит как их собственное желание, а не мое наставление. Им это гораздо интересней. Приведу пример. В составлении рассказа по картине, после ответа детей, спрашиваю, хотят ли они знать мое мнение о природе, изображенной на картине. Получив утвердительный ответ, говорю : «А мне природа на картине кажется благоухающей». Объясняю смысл слова. Предлагаю детям удивить дома маму, сказав, например: «мама, как твои растения на подоконнике благоухают». На прогулке спрашиваю у детей, благоухающая природа или замирающая. Одним словом, если хочу, чтобы дети запомнили какое- либо слово, то буду постоянно его повторять, напоминать. Иначе нельзя, ведь детям- дошкольникам свойственно быстро забывать. Вот так, одно- два слова в неделю и они через год поэты.

На этапе обучения, формирования красивой речи, считаю главным заинтересовать детей. Нужно так построить занятие, чтобы детям хотелось узнать больше. Хорошо, если дети задают вопросы. Не считаю, что это их отвлекает. Если ответить на детский вопрос, то эта информация станет для ребенка важнее, чем запланированный мною рассказ. Приведу пример такого отступления. По теме «Одежда», пришлось дойти до эксперимента. Очень хотелось, чтобы дети говорили правильно : одежда не греет, а «сохраняет наше тепло». Дети не сразу поняли, что это значит. Принесла теплую куртку, предложила согреть стол. Ждали… Остался холодным, сделали вывод, что одежда не греет, а «сохраняет собственное тепло человека». Греют батареи и печка когда топится. Так, благодаря небольшому отступлению, дети запомнили фразу «одежда сохраняет тепло».

Общаясь с детьми, стараюсь четко ставить вопрос, даю задания не придумать слово, а вспомнить. Все слова уже давно придуманы. Перед занятием провожу минимум подготовки. Часто занятие - сплошная импровизация. При заучивании стихотворения, схемы рисую вместе с детьми. Когда дети участвуют в процессе зарисовки схемы, они лучше запоминают содержание стихотворения. Во время рассказа детей у доски, всегда «ухожу на задний план». Садясь с другими детьми, становлюсь обыкновенным слушателем, искренне радуюсь, поощряю творчество в рассказе. Личная заинтересованность, искренняя радость педагога очень важны для ребенка дошкольника. Чтобы подвести итог нашей сегодняшней встрече, выделю основное:

- Если хотите, чтобы дети говорили красиво - научите их.

- Чтобы на занятии говорили дети, поменьше говорите сами.

- Не будьте равнодушными. Ведь как говорил Г. В. Плеханов, в воспитании все дело в том, кто воспитатель.

3. А сейчас давайте попробуем сообща составить рассказ об осени. Предлагаю каждому по очереди сказать по одному предложению и проявить свое умение красиво говорить. (составляется рассказ) На этом наша встреча закончена. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста. План по самообразованию музыкального руководителя на 2013–2014 уч. г. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Д. Д. Шостакович ЗАДАЧИ: 1. Изучить теоретический материал по развитию у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-студия «Учим детей говорить красиво». Введение в «красивую речь»
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 21:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-студия «Учим детей говорить красиво». Введение в «красивую речь»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тюсова (УИ 169275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД