Наталия Борисова
Математические игры как средство коррекции детей 5–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Математические игры, как средство коррекции детей 5-7 лет с ОВЗ
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие.
Публикация «Математические игры как средство коррекции детей 5–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, и если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают определенные трудности в процессе овладения первоначальными математическими знаниями.
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т. е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
Перечисленные проблемы в процессе овладения воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи первоначальными математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой в дошкольном возрасте, и могут неблагоприятно отразиться на успешности освоения школьной программы по математике в начальных классах.
Это указывает на то, что одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы, должно стать формирование элементарных математических представлений с учетом реальных возможностей дошкольников с ОВЗ.
Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь у ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, мимика, интонация.
Психологи используют игры для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний детей об окружающем. Особое место в них отводится развитию образности речи, связной речи. Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить индивидуально и со всей группой
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.
Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является наличие определенной цели и предполагаемого результата.
Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес к уже знакомой игре.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Игра обладает уникальным развивающим эффектом. Способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
«Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Для детей с ОВЗ система математических игр – наиболее приемлемый метод получения умений и знаний.
Такие игры способствуют не только знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности детей. Использование игр в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической, и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Прежде всего, следует дать ребенку возможность попробовать самому справиться с заданием и лишь после этого оказывать необходимую помощь. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда дети понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величинах, геометрических фигурах и цветах, но и формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.