Лучший педагог года

Математический планшет как средство интеграции дидактических методов в интеллектуальном развитии дошкольников

Людмила Радец Сидоренко
Математический планшет как средство интеграции дидактических методов в интеллектуальном развитии дошкольников

В соответствии с ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Задача педагога - развитие у детей познавательной активности и интеллектуально - творческих способностей через совместную познавательно - исследовательскую, игровую деятельность.

Публикация «Математический планшет как средство интеграции дидактических методов в интеллектуальном развитии дошкольников» размещена в разделах

Одной из задач математического развития дошкольника является формирование логического мышления: умения сравнивать, доказывать,

анализировать, обобщать. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок, тем эффективнее его развитие. К числу хороших развивающих пособий для дошкольников с полной уверенностью можно отнести математический планшет, нестандартное дидактическое пособие.

Эта классическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также «Геоконт» Воскобовича и планшет «Геометрик». выглядит довольно скромно, представляя собой доску с воткнутыми в нее гвоздиками-штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии один от другого и цветными резиночками. В целом этот планшет настолько прост, что его можно изготовить своими руками.

При организации работы с Математическим планшетом нужно придерживаться определенной последовательности.

Сначала необходимо познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, научить ребенка с помощью пальчиков «шагать» по штырькам планшета, растягивать и снимать резиночки в нужном направлении, надевать их и дополнительные фигурки на штырьки планшета, объяснить правила безопасности.

Когда дети научатся пользоваться планшетом, начинаем формировать умение ребенка «читать схему», выкладывать рисунки по уже готовым схемам. В данной работе обязательно придерживаемся принципа «от простого к сложному». При данном виде работы очень легко осуществлять индивидуальный подход к ребенку в зависимости от его успехов.

Данная игра дает возможность ребенку на собственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции, т. е. происходит социально – коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.

Дидактическую игру «Математический планшет» возможно использовать с детьми с 3-х лет. В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей.

Итак, при работе с Математическим планшетом основная цель работы: способствовать познавательно – математическому развитию детей.

В процессе работы решаются следующие задачи:

Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;

Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;

Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;

Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико - математических представлений у детей;

• Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.

Данное пособие начала использовать с 2020 года в старшей группе.

Когда я впервые показала эти планшеты, я использовала их как «приглашение детей к игре». Не объясняла ничего, просто дала планшет и резинки – и решила посмотреть, что они будут с ними делать.

Вот результат! Все детей проявили необыкновенный интерес к новому объекту.

Затем я по просила сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки, показывала, как натягивать резинки на штырьки. Объяснила детям, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратила их внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку, что резинок может быть не одна, а две, три, да еще разного цвета - чтобы ребенок попробовал пофантазировать.

В процессе игры мы практиковали счё т: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Условно делила планшет пополам, с одной стороны «рисовала» я, с другой – ребенок повторял мой рисунок.

«Математический планшет» я использую на занятиях по развитию речи при пересказах небольших литературных текстов, составлении творческих и описательных рассказов. Дети с удовольствием рисуют резиночками картинки-иллюстрации к ним, им нравится придумывать новые повороты событий для знакомых сказок, дополнять их интересными эпизодами, зарисовывать их. На одном из занятий дети спасали Колобка, нарисовав резиночками вертолет, на котором он улетел от хитрой Лисы, на другом – все радовались новому сконструированному на планшете теремку, где всем героям сказки весело и удобно.

Удачное применение карточек - схем я нашла при проведении игры “Да - нет”, когда ведущий, прежде чем загадать предмет, рисует его резиночками на “Математическом планшете”.

Это игровое пособие я применяю на занятиях для автоматизации и дифференциации звуков речи. Мы разучиваем с детьми загадки, скороговорки, стихи, считалки, Я, составила картотеку схем по изучаемым лексическим темам: «Одежда», «Транспорт», «Посуда», “Мебель”, “Инструменты”. К ним подобран стихотворный материал.

Математический планшет мы используем для изучения цифр, решения примеров, ориентировки в пространстве и алфавита. Рисуем на нем буквы и цифры, потом считаем сколько для изображения той или иной буквы или цифры было затрачено резинок. С помощью планшета мы изучали часть и целое.

Опыт работы с математическим планшетом в старшей группе показал развитие у дошкольников логического мышления.

Продолжаю свою работу с планшетом в этом 2021-2022 учебном году в средней группе. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.

Затем, взяв доску, мы с ребятами посчитали штырьки, а взяв резиночки показала, как натягивать резинки на штырьки. Постоянно напоминала детям правило, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх, либо слева направо. Понятно, что резинки тугие, пришлось помогать детям.

Когда ребята поняли, как пользоваться планшетом, начали с простого: делали треугольник, квадрат, бантик и т. д. Задания для некоторых детей оказались сложными, я работала с ними индивидуально, предложила прокладывать дорожки из резиночек, делать простейшие геометрические фигуры.

Дети стали рисовать резиночками геометрические фигуры, предметы. Научились с помощью линий, передавать простейшие рисунки - капает дождик, домик, бабочку, цветок. Для этого мы обязательно использовали готовые схемы.

Выполняя задание, ребенок одновременно развивает и творческое мышление, и логику, и мелкую моторику. Ещё с детьми мы играем в творческую игру "Дорисую фигуру" : на поле изобразите фигуру, у которой не будет доставать одной стороны (квадрат или треугольник, ребенок должен "дорисовать" фигуру.

Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

Кроме того, предлагаю задания такого характера: продолжить цепочку,

чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие, треугольники желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

С «Математическим планшетом» можно заниматься как дома с родителями, так и на ООД и в свободное от занятий время совместно с воспитателем или самостоятельно. Дети с удовольствием играют и познают новый материал.

Они полюбили эту игру за оригинальность, мобильность в работе и простоту. С удовольствием пользуются схемами и с интересом играют в предлагаемые в ней игры, изображают при помощи резиночек различные фигуры, оживляют их, дорисовывая детали. Дошкольники учатся читать простейшую графическую информацию по схемам на планшете, выкладывают по ним рисунки. Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей.

Публикации по теме:

Математический планшетМатематический планшет Добрыйвечер уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить свою игру "Математический планшет". Столько много написано материала про эту игру,.

Дидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для развития математических способностей дошкольниковДидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для развития математических способностей дошкольников Развитие математических способностей, по мнению учёных необходимо развивать в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте необходимо.

Дидактическое пособие «Математический планшет»Дидактическое пособие «Математический планшет» Добрый вечер, дорогие педагоги! Хочу рассказать Вам, как мы играем в "Геоконт"! Вот у же много лет я использую в своей работе игры Воскобовича.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Математический планшет «Волшебные резиночки»Математический планшет «Волшебные резиночки» Математический планшет «Волшебные резиночки» Для детей старшей группы я сделала дидактическое пособие – математический планшет «Волшебные.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Математический планшет «Геометрик»Математический планшет «Геометрик» Представляю вашему вниманию математический планшет «Геометрик», изготовленный своими руками. Этим планшетом очень любят играть мои маленькие.

Математический планшет своими рукамиМатематический планшет своими руками Для данного пособия необходимы следующие материалы: небольшой кусок фанеры, самоклеющаяся плёнка, канцелярские гвозди и цветные банковские.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математический планшет как средство интеграции дидактических методов в интеллектуальном развитии дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2022 в 18:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД