МААМ-картинки

Математический проект «Учимся играя» в старшей группе

Валентина Снигирева
Математический проект «Учимся играя» в старшей группе

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Публикация «Математический проект „Учимся играя“ в старшей группе» размещена в разделах

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только часто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Педагог должен дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Вид проекта - познавательный

Продолжительность проекта – краткосрочный – ноябрь

Участники проекта – дети старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта.

Создание условий для развития математических и творческих способностей детей с помощью развивающих игр математического содержания.

Задачи проекта.

1. Формировать у детей широкую любознательность в познавательной деятельности.

2. Воспитывать умение строить догадки, рассуждения, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций.

3. Способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления.

Ожидаемый результат:

• формирование у воспитанников группы интереса к математическим играм, стремление играть в них и на основе этого формирование элементарных математических представлений;

• становление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;

• участие родителей группы в организации работы по проекту;

• совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;

• накопление методической литературы и дидактического материала.

Оценка результатов проекта :

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:

• в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;

математический уголок пополнен развивающими играми, изготовленными совместными усилиями родителей, педагогов и детей;

• у детей появился интерес к занимательной математике : дети научились самостоятельно играть в игры математического содержания;

• установлены взаимоотношения между детьми и родителями.

Роль родителей в реализации проекта

• изготовление настольных, дидактических игр.

• работа с детьми дома.

Продукт проектной деятельности :

• развивающие математические игры, игры-самоделки;

• буклеты для родителей по математическому развитию детей.

Консультация для родителей

«Дома играем - математику изучаем»

Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребёнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.

Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика - «Золушка» Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма - «Испечем печенье» Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры.

3. Количество и счет - «Накроем на стол» Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

4. Игра «Карусель» Учить считать в пределах 10.

В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже,

с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой и т. д.

Консультация для родителей

«Математика для детей

Умственное развитие ребёнка, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, количественным и порядковым сетом. А также умением присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться во времени, в пространстве и на листе бумаги. Устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и так далее.

Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к обучению.

Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем! Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице. «Считаем в дороге» Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят. «Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из этих деталей, целую фигуру.

«Пуговицы» Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. Как играем : у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные. Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу. · Возьми четыре карандаша или фломастера. · Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом. · Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов. Подумай, немного, прежде чем раскрашивать.

Игра “Измеряем цифры”· На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. · Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте. · Таким же образом наложи веревки на другие цифры. Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех?

Иллюстрация из книги «Где обедал воробей?» Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.

Конспект беседы с детьми на тему:

"Части суток"

Цель: Знакомить с частями суток, их признаками; уточнить, что из часов и минут состоят сутки; отметить деятельность человека в тот или иной период дня; развивать любознательность, наблюдательность, желание соблюдать режим дня. Воспитывать интерес к получению новой информации.

Предварительная работа: Рассматривание картины Шишкина "Утро в сосновом бору"; чтение произведений : А. Барто "Про Машеньку", "Вовка добрая душа", К. Ушинского "Первые лучи"; беседа о соблюдении режима дня.

Материал : слайды разных частей суток, слайды вид Земли из космоса в разные части суток, большие часы : карточка, лист бумаги, цветные карандаши, циферблат, диск с утренней гимнастикой.

Ход

1 часть

Раздается звонок будильника

Воспитатель: Что это прозвучало?

Дети: Будильник, часы.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего человеку часы?

Дети: Чтобы соблюдать режим и распорядок дня, ориентироваться во времени.

Воспитатель : Как вы соблюдаете режим дня (Ответы детей)

Воспитатель: Кто из вас умеет определять время по часам (Ответы детей)

Ребенок: Я уже умею сам просыпаться по часам

Умываюсь, одеваюсь и зарядкой занимаюсь.

Воспитатель: Показываю часы с большим циферблатом, спрашиваю, из чего они состоят?

Дети: из корпуса, циферблата, стрелок большой, и маленькой, цифр от одного до двенадцати.

Воспитатель: Что означают цифры?

Дети: Время дня.

Воспитатель: Что означает большая и маленькая стрелка?

Дети: маленькая отмечает час и называется часовой, большая минуты и называется минутной.

Воспитатель: маленькая стрелка проходит от одной большой черточки до другой, за один час. Большая, от одной маленькой черточки до другой за одну минуту, в сутках 24 часа. (Показ)

2 часть

Предлагаю детям познакомиться с часами.

Дети рассматривают циферблат, называют цифры в определенной последовательности, вращают стрелки по ходу солнца.

Воспитатель рассказывает и показывает слайды: когда не было механических часов, то люди узнавали время по положению солнца, солнечным часам. На земле они чертили круг, в центре круга устанавливали палочку. В наше время появилось множество самых разных часов: песочных, карманных, настенных, электронных, водных.

Показ слайдов.

Часы вмонтированы в бытовую технику: стиральные машины, музыкальные центры, микроволновые печи и все для того, чтобы человеку было удобно ориентироваться во времени.

Показ слайдов часов в бытовой технике.

3 часть

Рассматриваем иллюстрации с изображением ребенка: делает зарядку, кушает, идет в детский сад, гуляет, играет, ложится спать.

Воспитатель : В какое время дня вы просыпаетесь?

Дети: Утром.

Воспитатель : Это будет 7 часов утра.

Предлагаю поставить маленькую стрелку на 7 часов, большую на 12.

-Что делаете вы в это время дня?

Дети : умываемся, завтракаем, идем в детский сад.

Ребенок: Все привыкли мы к порядку:

Утром делаем зарядку.

Завтракаем, одеваемся,

Идти в садик собираемся.

Физминутка: дети под музыкальное сопровождение делают веселую зарядку.

Воспитатель: Что делаете в полдень?

Дети: Гуляем на улице, играем, обедаем и ложимся на дневной сон.

Воспитатель: Это происходит в 12 часов дня.

Дети: устанавливают обе стрелки на 12.

Воспитатель: Просыпаетесь после дневного сна, полдничаете в15 часов (цифра 3)

Дети переводят стрелки на 15 часов, маленькую стрелку на цифру 3, большую на 12, отметить что движение стрелок пошло по второму кругу, напомнить, что в сутках 24 часа.

Воспитатель: В 18 (цифра 6) часов вы ужинаете и идете из детского сада домой.

Дети переводят стрелки на 18 часов, маленькую на цифру 6, большую на 12.

Воспитатель : Что делаете дома, когда приходите из сада?

Ответы детей: играем, смотрим по телевизору детские передачи, принимаем водные процедуры и ложимся спать.

Воспитатель: Ночной сон у вас начинается в 21-30.

Дети переводят часы на 21-30, маленькую стрелку на цифру 9, большую на 6 часов.

Воспитатель: Если вы будете соблюдать режим дня, то будете здоровыми и ответственными.

Ребенок : День и ночь- сутки прочь.

Показ слайдов Наша планета из космоса в разные части суток: голубая-утром, днем-зеленая, ночью-фиолетовая.

Дидактическая игра "Что сначала, что потом?"(выкладывание карточек частей суток в правильной последовательности)

В конце беседы хвалю детей и подводим итоги.

Эксперименты с водой.

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами налили воду в формочки и вынесли на мороз. Как вы думаете, что будет с водой?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. На другой день, сверяя рисунки и реальные замороженные льдинки, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься раскрашивать лису. Подумай, что надо сделать, если нет оранжевой краски?».

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (зарисовки, фотографирование этапов и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Задача: выявить свойства воды (не имеет запаха).

Материалы : стеклянные банки с широким горлышком; пирожок, цветы.

Описание: Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем даже за дверью кухни. Тонкий аромат издают цветы, духи. (предложить детям понюхать пирожок или цветы)

А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха

ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, льется, имеет вес).

Материалы : две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание: В гости пришла Капелька.

Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели Почему так хорошо видно картинку?

Вывод: вода прозрачная.

ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы : узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод: Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

ЗАМЕРЗШАЯ ВОДА

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы : кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды?

Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

«Играем с льдинками»свободная деятельность детей:

они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что

происходит с льдинками.

Публикации по теме:

Учимся — играя. Игра как средство обученияУчимся — играя. Игра как средство обучения ИГРА - КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ. Группа среднего возраста " МАТРЁШКИ". Воспитатель: Филиппова Ю. В. Игра сопровождает ребёнка с рождения,остаётся.

Конспект занятия «Учимся петь играя» в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №5г. Можайска юр. адрес: 143200, Московская область,.

Консультация для родителей «Учимся, играя, или Обучение с увлечением» Дорогие родители! Игры, которые хотим Вам предложить, рассчитаны на развитие творческих способностей у детей младшего возраста. Но нужно.

Консультация по математике «Учимся играя» для родителей младшей группы Консультация по математике для родителей 2 младшей группы. Долбина О Г. о статистике самым трудноусваиваемым предметом.

Кубики Зайцева. Учимся читать играяКубики Зайцева. Учимся читать играя Кубики Зайцева. Учимся читать - играя. Так так моя профессиональная деятельность связана с детским садом и соответственно любые интересные.

Проект во второй младшей группе «Учимся дружить, играя!» Проект во второй младшей группе «Учимся дружить, играя!» Составили: Елисеева Валентина Николаевна Чапайкина Марина Ивановна МБДОУ «Детский.

Программа по социально-коммуникативному развитию детей от 3 до 7 лет «Учимся, играя» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ «УЧИМСЯ, ИГРАЯ» Составители программы Воспитатели: Бакланова.

Рабочая программа «Учимся играя» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Детский клуб «Чайка».

Родительское собрание «Играем вместе, учимся играя» Цели: - познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному.

Фотоотчет «Учимся играя. Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе»Фотоотчет «Учимся играя. Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе» Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математический проект «Учимся играя» в старшей группе
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 14:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД