Получи документы

Консультация «Математика должна быть весёлой»

Татьяна Иванова
Консультация «Математика должна быть весёлой»

Математика должна быть весёлой

Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Публикация «Консультация „Математика должна быть весёлой“» размещена в разделах

В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. До сегодняшнего дня не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников детских садов – к учителям начальной школы.

Главная причина такого положения заключается в том, что эту проблему решают не сообща, а параллельно.

В посёлке Вершина Тёи педагоги стараются решать эту проблему сообща. Воспитатели и учителя обмениваются опытом, проводят психолого – педагогические семинары. Учителя посещают детские сады, заранее знакомятся с детьми, приходят на занятия, проводят консультации и собрания с родителями. В свою очередь, воспитатели вместе с детьми приходят в школу, знакомятся со школой, воспитатели посещают уроки. Тем самым значительно упрощается период адаптации при переходе из детского сада в школу.

На конкретном примере, из своего опыта работы, хочу показать, как в игровой форме можно подготовить ребёнка к школе по математике.

Проблема:

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению сёта, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков. А те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счётным операциям не обеспечивают ребёнку его всестороннего развития. Как же быть?

Решение проблемы:

Не случайно в досоветской математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным задачам, так как справедливо считалось, что элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познавать её глубже. Тем более математика должна быть весёлой и занимательной для дошкольников. С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку и быстроту реакции. Как же всего этого достичь? Есть много разнообразных средств обучения, но главным из них всё-таки – игра – как основной вид деятельности. С помощью игры обучение для детей становится радостным, увлекательным.

Вот некоторые приёмы обучения.

Знакомить с цифрами лучше, используя стихи о них. При этом с помощью пантомимы ещё можно и показать, на что похожа цифра.

К примеру, 1:

• Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.

Или цифра 4:

• За тремя идёт четыре

Острый локоть оттопыря.

Дети с большим удовольствием будут считать стишки и заодно показывать цифры с помощью телодвижений. Очень хорошо использовать элементы загадочности, прятанья и нахождения всех цифр:

Крайне важно преподнести в интересной форме следующие закономерности: число не зависит от расположения предметов, ни от направления счёта. Ещё в своё время известный швейцарский психолог Пиаже отмечал, что дошкольник, воспринимая множества, ориентируется чисто зрительно на объём. Он приводил такой пример: детям показывали два абсолютно одинаковых шарика из пластилина и спрашивали: «Где пластилина больше?» Дети отвечали: «И там, и там одинаково». Тут же на глазах у детей из одного шарика раскатывали большой блин и повторяли тот же вопрос. Почти все дети отвечали: «А сейчас пластилина больше в блине». Точно так же необученный пересчёту дошкольник ответит по следующей картинке, что бабочек больше (потому что чисто ситуативно бабочки занимают места больше) :

Этот факт убеждает в том, как важно приучить детей пересчитывать предметы по одному. Естественно, для каждого возраста различны уровни сложности материала. Кроме устного пересчитывания, нужно продумать задания, связанные со штриховкой, закрашиванием, проставлением цифр, обозначающих определённое количество предметов.

• Закончи рисунок по образцу

• Нарисуй столько лучиков, какая стоит цифра

Закрась: узкий шарфик – синим цветом

широкий шарфик – красным цветом

Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур

Стоит в поле теремок

На дверях висит замок

Вот ключей большая связка

Ключ найдите от замка

Сколько здесь кружков? Треугольников? Квадратов?

Дети очень любят решать задачи. И тут важно придерживаться определённой системы. Вначале они придумывают и решают задачи с опорой на сюжет (с картинками). Сколько всего шаров?

Правомерен переход от таких задач к стихотворным задачам, сначала лё гким:

Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл,

Два под берёзой, один – у осины

Сколько их будет в плетёной корзине? (3)

Усложнять материал надо непременно : чтобы ребёнок не подумал, что математика – это совсем лёгкое дело.

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели,

Пять румяных наливных,

Три с кислинкой. Сколько их? (8)

Назначение задачек – шуток состоит в приобщении детей к активной, умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства

Завтракали на привале,

Нам с собою яичек дали,

Всмятку два и пять крутых

Сосчитай-ка, сколько их?

Есть задачи краткие, направленные на развитие логики:

• Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

• У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у кольца)

• Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (под мокрым)

Хорошо познакомить детей с загадками, имеющими в своём содержании числа и научить детей различать задачки от загадок с цифрами

Загадки с числами

• Нас 7 братьев, летами мы равные, а именем разные. Кто мы?

(дни недели)

• В году у дедушки 4 имени. Кто это?

(весна, лето, осень, зима)

• 4 ноги, а ходить не может (стол)

Дальше можно давать детям задачи, требующие не только посчитать, но и направленные на дальнейшее совершенствование детской логике и смекалки:

Стоит 6 стаканов: 3 пустых, 3 с водой. Нужно сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Трогать разрешается только 1 стакан.

Перелить из второго в пятый.

• Назовите 5 дней подряд, не употребляя числительных и не называя дней недели

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

А эти задания на развитие мышления

• Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры в каждом квадрате

Какая фигура будет четвёртой?

Вставь пропущенные цифры в цепочку

В математическом образовании важно своевременно дать понятие величины, а конкретно: длины, ширины, высоты, толщины. Вначале на конкретных картинках. Затем занятия усложняются:

• какой карандаш длинный, какой – короткий.

Измерь ёлочки по высоте.

Какая ёлочка самая высокая?

Какая ёлочка самая низкая?

Какой ручей широкий?

Какой ручей узкий?

Очень хорошо развивать у ребёнка свободное владение карандашом и кистью, научить штриховать, ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Продолжи узор

• Не отрывая руки, «пройди» карандашом по дорожке.

• Нарисуй от точки

Замечено, что дошкольники не очень хорошо знают своё тело, путают левую и правую руки, ноги, правое и левое ухо, глаз и т. д. а при постоянном упражнении уже в 3 – 4 года малыши будут ориентироваться в этом важном житейском деле. Кроме тренировок на собственном теле ребёнка, можно использовать игры с картинками:

Одень правую варежку на правую руку, а левую – на левую.

Укрась одеяло Деда Мороза снежинками:

(середина, правый верхний угол, левый нижний и т. д.)

Подвижная музыкальная игра:

Буги-Вуги

Мы танцуем буги-вуги движения бедрами

Поворачиваясь в круге поворот «кругом»

И в ладоши хлопаем вот так 2 хлопка

Руку правую вперед правую руку вперед

А потом ее назад назад

И опять ее вперед и немного потрясем правую руку вперед и потрясти

Буги-вуги о-кей 3 раза движения бедрами «о-кей»-прыжок с хлопком

Мы танцуем буги-вуги

Поворачиваясь в круге

И в ладоши хлопаем вот так

Ножку правую вперед правую ногу вперед

А потом ее назад назад

И опять ее вперед и немного потрясем правую ногу вперед и потрясти

Буги-вуги о-кей

Мы танцуем буги-вуги

Поворачиваясь в круге

И в ладоши хлопаем вот так

Ушко правое вперед берем ушко правой рукой, поворачивая голову направо,

вперед

А потом его назад поворачиваем голову назад

И опять его вперед

И немного потрясем трясем ушко

Буги вуги о-кей

Мы танцуем буги-

Поворачиваясь в круге

И в ладоши хлопаем назад

Носик маленький вперед берем носик правой рукой, корпус и голову вперед

А потом его назад держа носик рукой, голову и корпус назад

И опять его вперед

И немного потрясем

Повторить с левой рукой и ногой

В жизни немало ситуаций, которые помогут «сделать математику весёлой», развить мышление и творческое воображение, сформировать интеллектуальную активность.

В игровой форме проходят у нас все виды деятельности. Ведё тся работа с родителями: проводим дни «открытых дверей», выставляем папки – передвижки, совместные консультации и собрания. Из 22 выпускников детского сада – 18 детей учатся на 4 и 5.

В заключении хотелось бы сказать: «Мы педагоги должны создать такую образовательно – развиваюшую среду, где каждый ребёнок будет себя чувствовать комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Литература:

«От трёх до семи» ФесюковаЛ. Б.

«Обучение, воспитание и развитие детей» И. А. Петрова

«Завтра в школу» И. Светлова

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Математика вокруг нас» Поиск геометрических фигур в предметах, которые нас окружают, был бы не полным, если бы мы не обратились к космическим объектам и не определили,.

Выбор детского репертуара «Какой должна быть детская музыка?» добрый день, уважаемые мои коллеги. очень важный вопрос всегда встает перед музыкальным руководителем: "какой все таки должна быть детская.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?» КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА? До школы осталось совсем немного времени, один год? Вы наверное уже наслышаны, что современная.

Консультация для родителей «Какой должна быть сказка» Какой должна быть сказка? Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или.

Консультация для родителей «Веселая математика дома» Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Мастер-класс по изготовлению весёлой снежинки из потолочной плиткиМастер-класс по изготовлению весёлой снежинки из потолочной плитки Для изготовления снежинки из потолочной плитки потребуются следующие материалы: • Потолочная плитка -2 шт. • Клей для потолочной плитки.

Проект «Математика повсюду, математика везде» в подготовительной к школе группе ДОУПроект «Математика повсюду, математика везде» в подготовительной к школе группе ДОУ Я работаю по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.

Проект по ФЭМП «Математика повсюду-математика везде» .

Консультация для родителей «Весёлая математика дома» Консультация для родителей «Весёлая математика дома» Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Математика должна быть весёлой»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 19:05
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД