Материал из опыта работы «Изобразительная деятельность — метод коррекции детей с ОВЗ»

Анна Инькова
Материал из опыта работы «Изобразительная деятельность — метод коррекции детей с ОВЗ»

Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов. / Джордано Бруно/

Изобразительная деятельность – это творческий акт, который является формой помощи в самоопределении, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает многим людям выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает мечтать и внутренне раскрепощаться.

Для общей психокоррекции и частных случаях рекомендуют изотерапию или по-другому арттеррапию (арт – творчество, терапия - лечение, т. к. рисование способствует укреплению и развитию чувственно-двигательной координации. Оно требует включения ряда функций организма человека. Именно по ряду этих причин, рисование часто рекомендуют в использование для снятия напряжения и общего развития организма или отдельных психических и физических функций. Изобразительная деятельность может выступать в виде метода для коррекции и профилактики.

Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию. Лечение изобразительным искусством сегодня очень востребовано. Само по себе рисование разгружает нервную систему, успокаивает психику, стимулирует развитие мелкой моторики человека.

Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений речи и слуха с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные способы рисования с элементами изотерапии.

Руководствуясь данными взглядами, я разработала и внедрила в образовательный процесс обучения детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности цикл занятий с использованием нетрадиционных техник с элементами изотерапии.

Цель моей работы – помочь детям с особенностями психофизического развития. Через изобразительные виды деятельности решить проблемы, связанные с речевыми нарушениями, нарушением познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, сенсорного восприятия окружающего мира, общей и мелкой моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества.

Для реализации поставленных задач были учтены следующие условия:

1. Техники и приемы подбирались по принципу простоты и эффектности.

2. Процесс создания изображения и результаты детских работ, всегда должны быть интересными и привлекательными.

3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Некоторые из них я хочу представить Вашему вниманию.

«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»

Ребята с большим интересом смотрят на превращение их ладошек в «рыбок в аквариуме», «осьминожек» на дне океана. Цветущую ветку яблони и веточку мимозы дети легко передают с помощью пальчиковой живописи. Здесь происходит коррекционная деятельность рисования ладошками: тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.

На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, что способствует активизации словаря дошкольников.

Так в технике «монотипия» – нанесение краски на бумагу с последующим отпечатыванием, результатом являются непредсказуемые кляксы, в которых дети стараются увидеть какой-либо предмет или образ. В процессе они обмениваются мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивают воображение, речь, стимулируют их на общение друг с другом.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами в используемой технике «печать смятой бумагой» – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Использование нетрадиционной технологии «изотерапия» в технике «выдувание», способствует тренировке дыхательных мышц и регулирует работу дыхательного центра; дошкольники формируют навык в умении создавать пейзаж, красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ, дорисовывая лишь детали.

Интересно наблюдать, как дети процарапывают рисунок, используя технику «граттаж». Выполнение ритмичных движений пальцев («процарапывание») стимулирует развитие речи. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность детей, развивает познавательные способности.

Анализируя свою работу, можно сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа с использованием элементов изотерапии является эффективным средством для развития речи, творческого воображения, личностного роста детей с особенностями в развитии, что является предпосылками для их успешной социализации.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Из опыта работы в дополнительном образовании детей с ОВЗ «Сфера, не имеющая границ»Из опыта работы в дополнительном образовании детей с ОВЗ «Сфера, не имеющая границ» Сфера-не имеющая границ! На базе Центра детского творчества с 2011по2013 год функционировал семейный клуб «Росток» для семей, имеющих детей.

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста По мнению А. И. Захарова,.

Материал из опыта работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» Много в наших станицах и городах широких, красивых улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим.

Материал из опыта работы «Дидактическая игра средство развития детей раннего возраста» «Дидактическая игра - средство развития детей раннего возраста» Слайд №1 Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому.

Наглядный материал и дидактические игры из опыта работы воспитателя НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. Выступление Зимкиной Л. Ю. воспитателя МДОУ «Детский сад «Солнышко».

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Искусство
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Материал из опыта работы «Изобразительная деятельность — метод коррекции детей с ОВЗ»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 17:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению игры на закрепление счета и усвоение чисел «Готовим...
Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» г. Калача-на-Дону, Волгоградской области Задачи: 1. Упражнять в знании цифр 2....
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. У нас новые друзья из Удмуртии!»
Замечательный проект по посткроссингу шагает по России семимильными шагами и всё больше набирает ход! Мы с ребятами нашей группы являемся непосредственными...
Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма
Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память....
Фотоотчет «Яблочный Спас в детском саду»
Уважаемые коллеги! Накануне в нашем детском саду прошёл праздник, посвящённый Яблочному спасу. Так нравится этот праздник всей нашей детворе! Столько...
Фотоочерк о впечатлении лета «Невьянская башня»
Фотоотчёт о впечатлении лета "Невьянская башня" Старинный город Невьянск. В это лето я побывала и здесь. Невьянская башня ( наклонная башня) -...