МААМ-картинки

Материал к педсовету по теме «Развитие выразительности речи в театрализованных играх»

Галина Витальевна Баранова
Материал к педсовету по теме «Развитие выразительности речи в театрализованных играх»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие выразительности речи в театрализованных играх

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь активизируется и развивается в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием речи.

Театрализованные игры делятся на две основные группы: ролевые (драматизации) и режиссерские, каждая из которых включает несколько видов.

Публикация «Материал к педсовету по теме „Развитие выразительности речи в театрализованных играх“» размещена в разделах

Видами игры-драматизации являются:

- игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевой диалог на основе фрагмента текста;

- инсценирование отрывка или целого произведения;

- спектакль по одному или нескольким произведениям;

- игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки.

В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок организует деятельность, управляя ими как "сценарист и режиссер". Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный плоскостной и объемный, театр игрушек и картинок, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Одним из направлений развития речи детей является развитие выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам произведений устного народного творчества.

Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир, выражать отношение к явлениям и событиям. Этому в большей мере соответствуют сказки, потешки, прибаутки.

Для того, чтобы выявить отношение детей к играм-драматизациям по произведениям устного народного творчества, с каждым ребенком группы мы провели беседу:

- Нравится ли тебе слушать русские народные сказки?

- Любишь ли ты сам рассказывать русские народные сказки?

- Нравится ли тебе играть в русские народные сказки? Как ты играешь?

- Нравится ли тебе слушать маленькие народные стихи - потешки, прибаутки?

- Нравится ли тебе разыгрывать прибаутки и потешки?

Большинство детей в качестве любимых назвали игры-драматизиции с масками и режиссерские игры с фигурками для кукольного и плоскостного театров, вспомнили знакомые пальчиковые игры по текстам народных потешек, но наблюдение за игрой детей показало, что детей больше привлекают игры с переодеванием в героев сказок. Им нравится "рядиться", а не разыгрывать сказочные сюжеты. Надевая костюмы, дети показывали, как "ходит медведь", "прыгает зайчик", иногда произносили простые фразы. Игра была маловыразительной, звучание голоса - однообразно повествовательное, средства невербальной выразительности почти не использовались.

Для того, чтобы активизировать игровую деятельность, развивать творчество, фантазию, эмоциональность, выразительность речи мы объясняли детям, что настоящие артисты всегда обдумывают, как и почему они будут рассказывать текст или играть свою роль. Вот как мы готовились к игре по мотиву прибаутки "Киска-киска".

В предварительной беседе с детьми обговаривалось, какими они представляют себе героя прибаутки, кто может обращаться к киске с такими словами, какой у этого человека характер, любит он кошку или нет, каковы его намерения (напугать, обидеть, попросить кошку уйти с дороги маленькой девочки). Затем вместе обсуждался выбор настроения для рассказывания прибаутки от лица персонажа и соответствующие средства интонационной выразительности. Простой текст после такой беседы вызвали эмоциональный отклик у детей. Они придумали разные образы героев прибаутки. Катя сказала, что это может быть "маленькая добрая кошечка",

Миша - что это "серенький котик", Настя - что это "веселый, рыжий кот, который всем мешает". Рассказывать текст дети предлагали от лица разных людей: "бабушки, которая за внучкой смотрит", "мамы, которая на улице с дочкой гуляет", дедушки, который всегда на кота ругается". Пока не все дети могут выразить задуманное в речи. Наиболее удачно это удалось Насте: "У бабушки котик живет такой веселый, ласковый. Он вокруг ног трется. Он мне не мешает совсем. Я просто так шучу, чтобы он уходил. Я буду рассказывать потешку весело и ласково".

Затем дети инсценировали потешку, используя различные атрибуты для игры (маску кошечки, элементы одежды и др.).

Сложность заданий нарастала постепенно. Сначала мы с детьми разыгрывали короткие тексты прибауток ("Зайчишка-трусишка", "Гуси-гуси", "Маленькие мышки", затем дети участвовали в ролевых диалогах по сказкам "Заюшкина избушка", "Гуси-лебеди", "Морозко".

Для того, чтобы помочь ребенку глубже воспринять текст, "увидеть", "услышать" происходящее в нем, встать на позицию героя, мы предлагали детям ответить на следующие вопросы: "Представь, как будто ты оказалась одна в зимнем лесу ночью, как девочка из сказки "Морозко", что бы ты почувствовала?" "Представь, что за тобой мчатся Гуси-лебеди и вот-вот догонят, как ты попросишь яблоньку спрятать тебя?"

Разные виды театрализованной игры (игры-драматизации, режиссерские игры) обеспечивают широкое практикование детей в выразительности рассказывания. Педагог должен участвовать в игре, помогая детям договориться о распределении ролей, продумать мизансцену, подумать о характере и настроении героя, выбрать соответствующие средства речевой выразительности.

Традиционный подход к организации театрализованных игр, при котором основным способом педагогической работы считают обучение, основанное на подражании взрослому, приводит к шаблонному повторению детьми движений и интонаций взрослого. Как результат - ребенок несамостоятелен в работе над игровым образом, не может творчески раскрыться, не происходит развитие речевой активности, работа над интонационной выразительностью речи остается малоэффективной.

Публикации по теме:

«Формирование выразительности речи» — консультация для педагогов Одной из актуальных тем в образовании дошкольника является развитие речи. Мы живём в мире,где телефоны, компьютеры заменили живое общение.

Материал для заботливых родителей (развитие речи) Речевое развитие вынесено в отдельную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Стандарт определяет.

НОД. Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Эмоциональное развитие на играх-занятиях по развитию речи» Конспект занятия во второй группе раннего возраста: «Эмоциональное развитие на играх-занятиях по развитию речи». Программное содержание.

Отчёт к педсовету на тему «Роль дидактических игр в развитии речи детей» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья,.

Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,.

Развитие личности дошкольников в народных играх РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАРОДНЫХ ИГРАХ Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились.

Развитие личности дошкольников в народных играх Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение,.

Развитие личности дошкольников в народных играх Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение,.

Развлечение «Инсценирование песен как средство эмоциональности и выразительности речи» ЦЕЛЬ: Развитие выразительности речи посредством пения. ЗАДАЧИ: Формировать умение детей передавать особенности персонажей при помощи тембрового.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал к педсовету по теме «Развитие выразительности речи в театрализованных играх»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 22:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал к педсовету по теме «Развитие выразительности речи в театрализованных играх»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Витальевна Баранова (УИ 1068339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД