Надежда Головко
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка»
МАТЕРИАЛ
углубленной работы по теме:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность».
Н. В. Головко
с. Александровское
2014 – 2016г. г.
Введение
Актуальность.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
На современном этапе модернизации системы образования, ориентированной на полноценное развитие личности каждого ребенка, постоянно повышаются требования к образовательному процессу, к профессиональным умениям педагога. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства, и, основными задачами педагогической деятельности становятся : воспитание личности, способной встраиваться в социум, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, достигать результата и нести за него ответственность.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОСДО, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий: между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения; между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения; между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии.
2. Активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами,
3. Применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
4. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности :
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
5. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
1 Этап. Организационно-подготовительный (сентябрь, 2014 год)
1. Подбор методической литературы.
2. Анализ предметно-развивающей среды.
3. Изучение нормативно-правовых актов по теме.
4. Разработка рабочей программы кружка «Разноцветные фантазии»
5. Разработка плана работы с родителями.
6. Педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей по углубленной теме.
2. Этап. Основной (2014 год – 2016 год).
1. Работа по рабочей программе кружка.
2. Корректировка рабочей программы (при необходимости)
3. Введение проектной деятельности с детьми кружка.
4. Взаимодействие с родителями поразвитию творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность.
3 Этап. Заключительный (май 2016 год).
Подведение итогов. Творческий отчет по углубленной работе.
Предполагаемые результаты.
1. У детей сформирована позиция художника- творца,проявлена самостоятельность, инициативность, индивидуальность, рефлексия.
2. Активизированы творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами,
3. Применяют способы создания по собственной инициативе и в новых условиях, используют разнообразные изобразительные техники и их сочетание.
4. Развиты компоненты продуктивной деятельности :
- целеполагания,
- освоены способы создания изображения, продукта деятельности,
- развиты технические и изобразительно-выразительные умения, умения эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
5. Родители принимают участие в совместной творческой деятельности, сформирована их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.