МААМ-картинки

Материалы к семинарам. Развитие интеллектуальных способностей с помощью компьютера

Аракелова Рузанна Погосовна
Материалы к семинарам. Развитие интеллектуальных способностей с помощью компьютера
▼ Скачать + Заказать документы

Мы начинаем изучать новый предмет - информатику. Информатика изучает методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Что же такое информация, что такое ЭВМ, как ЭВМ обрабатывает информацию?

Публикация «Материалы к семинарам, Развитие интеллектуальных способностей с помощью компьютера» размещена в разделах

Каждый из нас слышал, что информацию можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать и использовать. Глядя на дорогу, по которой мы идем, мы собираем информацию с помощью зрения. В нервной ткани глаза информация сложным образом преобразуется и передается в зрительные отделы головного мозга. Здесь она подвергается дальнейшей обработке, и результат обработки немедленно используется: к нашим мышцам поступает сигналы (информация) - и мы обходим лужи, переша-гиваем через камни.

А вот еще одна система сбора и переработки информации в нашем организме - система терморегуляции. Наша кожа содержит около 300 тыс. клеток-датчиков, собирающих информацию о температуре тела. Собранная информация попадает в определенные участки головного мозга: центры теплоотдачи (управляют охлаждением тела) и теплопродукции (управляют нагреванием). В этих центрах информация обрабатывается в случае необходимости нагрева.

В каждом из огромного многообразия устройств и систем, созданных человечеством, в той или иной степени происходит сбор и обработка информации. Есть устройства, которые в толпе людей могут выделить нарушителей общественного порядка и задержать их. Именно так работает автомат на входе в метро.

Что такое компьютер? Слово «компьютер» означает вычислитель, то есть устройство для вычисления. Компьютеры позволяют проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе. Кроме того, для хранения данных, промежуточных и итоговых результатов вычислений компьютеры содержат память. Хотя компьютеры создавались для численных расчетов, скоро оказалось, что они могут обрабатывать и другие виды информации - ведь практически все они могут быть пред-ставлены в числовой форме.

Для обработки различной информации на компьютере надо иметь средства для преобразования нужного вида информации в числовую форму и обратно. Сейчас с помощью компьютеров не только проводятся числовые расчеты, но и подготавливаются к печати книги, создаются рисунки, кинофильмы, музыка, осуществляется управление заводами и космическими кораблями. Компьютеры превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Для обработки на компьютере текстовой информации (обычно при вводе в компьютер) каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран, печать) для восприятия человеком по этим числам строятся соответствующие изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Как правило, все числа внутри компьютера предоставляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом их устройство получается значительно более простым. Единицей информации в компьютере является один бит, то есть двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1.

Как правило, команды компьютеров работают не с отдельными

битами сразу. Восемь последовательных битов составляют байт. В одном байте можно закодировать значение одного символа из 256 возможных (256 = 2 восемь степени). Более крупными единицами информации являются килобайт, равный 1024 байтам (1024 = 2 десять степени, мегабайт (Мбайт, равный 1024 Кбайтам и гигабайт (Гбайт, равный 1024 Мбайтам.

Для ориентировки систем: если на странице текста помещается в среднем 2500 знаков, то 1 Мбайт - это 400 страниц, а 1 Гбайт - это 400 тыс. страниц.

Компьютер - это универсальный прибор для переработки информации. Но сам по себе компьютер является просто ящиком с набором электронных схем. Он не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Это аналогично тому, как для воспроизведения музыки недостаточно одного магнитофона, нужны еще и кассеты с записями.

Для того, чтобы компьютер мог осуществить определенные действия, необходимо составить для компьютера программу, то есть точную и подробную последовательность инструкций на понятном компьютере языке, как надо обрабатывать информацию. Часто употребляемое выражение «компьютер сделал» (подсчитал, нарисовал) означает ровно то, что на компьютере выполнена программа, которая позволила совершить соответствующее действие.

Меняя программы для компьютера, можно превратить его в рабочее место бухгалтера или конструктора, статистика или агронома, редактировать на нем документы или играть в какую-нибудь игру. Поэтому для эффективного использования компьютера необходимо знать назначение и свойства необходимых при работе с ним программ.

Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения и в специальную педагогику необходимо внедрять новые информационные технологии.

Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать, ну если только консерваторы.

Исследователи отмечают, что чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет чувствовать себя в мире вычислительной техники. Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира, что интенсифицирует его развитие (прежде всего познавательную дея-тельность).

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Однако в настоящее время нет единого теоретического и методического подходов в области внедрения компьютера в дошкольные учреждения.

В практике обучения сегодня используется достаточно большое количество различных программ, учебных пособий, порой значительно отличающихся друг от друга по направленности изложения материала и глубине изучения отдельных вопросов. Поэтому учебный процесс не может протекать нормально при отсутствии полноценного методического обеспечения, представленного как концепцией содержания и преподавания предмета, так и системой учебно-методических материалов, отвечающих современным психолого-педагогическим требованиям.

Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках воспитателя в детском саду. Поэтому при компьютеризации дошкольного учреждения нужна система содержательной работы с программным обеспечением.

Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психическому развитию ребенка, закреплению уже сформировавшихся знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.

Компьютерное обучение способствует формированию :

1) представления о возможностях ЭВМ в области обработки информации (компьютер рисует, пишет, ее хранения (запоминает, и передачи (обучает);

2) навыков работы с клавиатурой, мышью, с выбором объектов из меню, их видоизменения, фиксирования на экране;

3) творческого воображения, быстрого реагирования на ситуацию, самостоятельности в анализе;

4) элементарных математических представлений на плоскости, конструирования и моделирования;

5) первичных представлений об окружающем мире.

Использование компьютера в учебно-воспитательных целях

в дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и ор-ганизации самих занятий, последовательности и систематичности работы.

Компьютерной игре в дошкольном учреждении свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие «игровая ситуация» как единицу

анализа игры на компьютере, можно отметить, что интеллектуальная активность в компьютерной игре проявляется в активном отношении к новому, в умении принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, находить оптимальные способы их решения, «открывать» более сложные способы действий, объективно оценивать ход игры и результаты. И поэтому во время игры находится много поводов для того, чтобы дети помогали друг другу.

Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых. В таком случае надо показать ребенку, что и другие умеют не хуже открывать программы, выбирать «инструменты», варианты игры. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным, и совсем не нужно за каждый товарищеский поступок хвалить ребенка.

В игровой форме даются основные понятия, которые необходимы при работе с компьютером, а при знакомстве детей с «инструментами» можно использовать художественное слово. Например при знакомстве с инструментом «карандаш» читаются такие строчки:

Посмотрите - карандаш,

Очень он похож на ваш.

Им рисуйте на дисплее,

Что хотите, да смелее - Дом с трубой,

Собаку с кошкой И машину, и матрешку,

Пистолет, велосипед И с посудою буфет.

Или когда знакомят детей с инструментом «резинка» :

Не понравилась картинка - Тут поможет вам резинка. Мышку по столу катите и картинку всю сотрите.

II. Практическая часть.

1. Показ дискеты с детскими работами.

2. Показ и объяснение несколько развивающихся компьютерных игр.

3. Практические задания для взрослых.

III. Заключение.

Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы ее выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т. д., изменений в личностной сфере ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство детей дошкольного возраста легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это и мальчикам, и девочкам. А наличие в нашем дошкольном учреждении компьютерного класса - это хорошая база для психологической подготовки детей к последующей деятельности с компьютерной техникой в школе.

Публикации по теме:

Доклад «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ» Доклад на августовской педагогической конференции на тему «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования» Мастер-класс воспитателя МБДОУ детского сада п. Солидарность Скрылевой Ирины Александровны Тема: Развитие творческих способностей детей.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе экологического воспитания» План работы по самообразованию на 2014–2015 учебный год Направления деятельности Цели и задачи самообразования: Изучить методику и содержание.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшей группы с помощью оригами» Тема: Развитие творческих способностей детей старшейгруппы с помощью оригами. Цель: • Изучить особенности и возможности развития и активизации.

Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательско-познавательный. Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год). Участники проекта –.

Программа «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала» Программ по дополнительному образованию «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного.

Презентация «Развитие воображения у старших дошкольников с помощью интеллектуальных логико-математических упражнений» Воображение – это весомый фактор в развитии ребенка. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста важно еще и.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Современное общество требует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы к семинарам. Развитие интеллектуальных способностей с помощью компьютера
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 12:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материалы к семинарам. Развитие интеллектуальных способностей с помощью компьютера» (включая файлы) размещена пользователем Аракелова Рузанна Погосовна (УИ 1255332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД