Приложение МААМ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»

маргарита кулачек
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Октябрьский детский сад»

Цель: развивать интерес к изготовлению кукол - мартиничек и использованию их в детской деятельности.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, музыка.

Задачи:

1. Формировать представление детей о русских обрядовых куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле, к культуре своего народа

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и куклам.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек „В гостях у Марьи-искусницы“» размещена в разделах

4. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток самостоятельно, развивать мелкую моторику рук

5. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

Предварительная работа:

- Знакомство с русскими народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.

- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.

- Беседы:«О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».

- Занятия по ручному труду

Изготовление кукол: «Пеленашка», «Столбушка»,

- Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

Телешова «Крупеничка»

- Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья», «Детский сад».

Форма организации образовательной деятельности - Творческая мастерская.

Форма организации детей – подгрупповая.

Оборудование: Сундучок с куклами, небольшая карусель для кукол, МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения, технологические карты способов выполнения мартиничек, клубки красных и белых ниток, ножницы, картон 10 X 5 cм.

Методы и приемы:

Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.

Ход деятельности:

В группу заходит воспитатель в русском народном костюме с лотком на плече полным разных «товаров»: кукол, ленточек, сушек, бусс.

Воспитатель:

Солнце красное встаёт,

спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары:

продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани,

бусы, ленты… – разные товары.

Покупают люди сушки,

а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша!

До чего же хороша!

Ой, вы, гости дорогие! У нас игрушки непростые

– веселы и ярки, примите их в подарки!

Воспитатель раздает детям русские обрядовые куклы.

- Ну вот все товары продала, а теперь и отдохнуть можно, на карусели покататься. В старину люди очень любили на ярмарке кататься на карусели.

Вот и мои куклы тоже хотят на ней покататься. (Достает небольшую карусель)

Игра «Веселая карусель»

Но карусель заведется только в том случае, если каждая куколка попадет на свое место и вы вспомните её имя.

- Эта кукла образ замужней женщины- мамы.

Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. После же рождения ребёнка эта кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть. (Вепская кукла).

- Эта кукла была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.

У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток. (Десятиручка)

- Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали эту полезную куколку. Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. (Кубышка-Травница)

- Эта кукла была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Эту куклу носили дети обходя дворы на рождество и поздравляя хозяев. (Кукла Коза)

- Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки.

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. (Крупеничка)

- Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. (Кукла колокольчик).

- Эта кукла является колыбельной куклой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…

(Бессоница)

- Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы ими играл ветер. (Мартинички)

- Молодцы, вы справились с заданием и наша карусель завелась, куколки с удовольствием покатались на карусели.

- Ребята, вам понравились эти куколки?

-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научится.

И сегодня я научу вас изготавливать куклы – мартинички.

- Давайте вспомним когда их делали и для чего?

У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.

- Из какого материала их делали?

Выполняются они из белой и красной пряжи.

- Что символизируют эти куколки?

Куколку из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка.

Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.

И говорили такие слова:

Ветер-ветерок

Прилети к нам.

Принеси нам

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко,

Зеленокос.

Сколько ниток разноцветных:

Красных – ярких,белых - светлых…

Мы из ниток этих разных

Кукол сделаем прекрасных!

Пригласим их всех на бал,

На веселый карнавал.

Все поют и пляшут дружно,

Ведь и куклам праздник нужен!

- Белую куколку – символ зимы, я подарю каждому из вас, а красные куколки – символ весны, вы сделаете сами.

Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.

1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.

2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.

3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.

Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.

4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.

5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.

Получается такая вот кисточка с ручками:

Остается только подровнять юбочку и ручки, и девушка-мартиничка готова.

6. С мужчинами всегда возни больше… Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.

7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек. У меня нашлась готовая такая нить, и я скручивать специальный шнурок не стала.

Но прежде чем приступить к изготовлению мартиничек давайте отдохнем и поводим хоровод, как раньше водили хороводы добры молодцы и красны девицы. Хоровод «На горе- то калина»

Самостоятельная деятельность:

А сейчас проходите в нашу мастерскую и займите свои места,

Вспомним правила обращения с ножницами.

С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими, после работы ножницы убирают в подставки. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.

А сейчас приступаем к изготовлению мартиничек.

Рефлексия

Вот мы и сделали своими руками мартинички, давайте повяжем их на веточку и попросим ветерок чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.

Ветер-ветерок

Прилети к нам

Принеси нам

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко,

Зеленокос.

Дети придумайте,как еще можно играть этими куколками?

А сейчас давайте споем весеннюю песенку.

Дети вместе с воспитателем поют песню «Весенняя шуточная».

Посмотрите ребята от теплого ветерка на нашей полянке вырос волшебный цветок. Давайте поможем ему распустится. Если сегодня вам в моей мастерской понравилось, и было интересно, то приклейте к его серединке красный лепесток, если вам сегодня со мной было скучно – синий, а если вы хотите научится делать других куколок – то приклейте к серединке желтый лепесток.

Большое спасибо за ваши умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! А теперь нам пора возвращаться домой.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»
Опубликовано: 27 августа 2013 в 15:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»» (включая файлы) размещена пользователем маргарита кулачек (УИ 58653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД