Мероприятие по формированию экологической культуры «На полянку к насекомым»

Ольга Янаки
Мероприятие по формированию экологической культуры «На полянку к насекомым»

Мероприятие по формированию экологической культуры

Название: «На полянку к насекомым»

Возрастная группа: Средняя группа.

Образовательные области: Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое развитие.

Этап обучения: Итоговый.

Тип: Интегрированный.

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи: Обучающие задачи:

- уточнить и расширить представления о насекомых (божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;

- формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;

- познакомить со строением тела насекомых;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное, тактильное восприятие;

- развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность;

- развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;

- активизация и обогащение словаря;

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к окружающей природе;

- воспитывать бережное отношение к родной природе;

- воспитывать желание помогать друг другу;

Используемые формы работы: Групповая, индивидуальная.

Оборудование: Письмо от Сороки, картинки с насекомыми (божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, разрезные картинки (муравей, кузнечик, рукавички (вязаная, кожаная, мед, цветы, палочки для муравейника, костюмы для детей и взрослых, маски, обручи, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Работа с воспитанниками:

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Просмотр презентации «Мои друзья насекомые»

3. Беседы-знакомства с насекомыми «Путешествие в страну насекомых», «Разноцветные бабочки», «Знакомство с пчелой», «Знакомство с божьей коровкой», «У нас в гостях гусеница».

4. Создание ландшафтного макета «Насекомые»

5. Создание альбома рисунков «Жила-была бабочка» .

6. Раскрашивание книжек-раскрасок «Насекомые».

7. Отгадывание загадок о насекомых.

8. Дидактические игры: Лото «Насекомые», «Разрезные картинки», «На лугу», «Кто, где живет?»

9. Подвижные игры: «Кузнечики», «Медведь и пчелы», «Жуки»

10. Заучивание стихотворений о насекомых

11. Чтение художественной литературы:

- К. Чуковский «Муха-цокотуха»,

- Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку»,

- Д. Мамин–Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»,

- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

Работа с родителями:

1. Изготовление поделок для выставки творчества «Удивительные насекомые».

2. Изготовление поделок для экспонатов мини-музея «Бабочки-красавицы».

3. Создание иллюстрированного тематического альбома «Такие разные насекомые».

4. Выставка иллюстраций к произведению К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».

Методы и приёмы:

Словесный метод: вопросы к детям, чтение стихов, загадок, сказки.

Наглядно - практический метод: работа в экспериментальной лаборатории.

Игровой: Сюрпризный момент «Письмо от Сороки»; подвижные игры «Солнышко», «Жук», «Ласточка и пчёлки»; эстафета «Через ручеёк», «Сложи муравейник»; дидактическая игра «Разрезные картинки»; музыкальная игра «Пчёлки и ласточка», «Цветы и пчелы», релаксационное упражнение «Паутина».

Этапы. Алгоритм действий педагога,

поддерживающих активность и

познавательный интерес детей Совместная деятельность детей и педагога Время

Мотивационно - ориентировочный

- Встанем дети дружно в круг. Ты мой друг и я – твой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Да, все вокруг радуется, цветет. Давайте потянемся к солнышку, вдохнем летний аромат воздуха вместе с веселым настроением.

- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям полянки, которые нас ждут.

Мы к зелененькой полянке

Шли, шли, шли.

Через ветви и пенечки,

Шли, шли, шли.

Трудно было нам в пути

Все равно смогли дойти.

Вот и наша лесная полянка.

- Что такое? Никого нет, никто нас не встречает. Посмотрите, сорока летит. Она несет нам какую-то весточку.

Сорока: - Как хорошо, что вы пришли к нам на полянку. С моими друзьями приключилась беда: злая туча напугала маленьких жителей поляны.

- Давайте поможем им? Чего боится туча?

- Встанем в круг и прогоним злую тучу.

Игра «Солнышко»

Утром солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

- Тучу нам удалось прогнать. Теперь нужно вернуть на полянку её жителей.

Для этого нам нужно выполнить задания. Дети встают в круг

Ответы детей. Время года лето.

Дети идут за педагогом, выполняя движения.

Подходим к полянке.

На поляну прилетает сорока, она говорит, что приключилась беда.

Ответы детей. Солнца, ясного неба над головой

Дети выполняют движения по тексту.

Отправляемся в путь искать задания.

3 минуты

Основной

1 задание. Отгадайте загадку.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу

Я на ветке сижу

И звук «ж» все твержу.

- Это майский жук. Давайте посчитаем, сколько у него лапок?

- Что еще есть у майского жука?

- Как он передвигается?

- Где он живет?

- Есть у него враги?

- Как он спасается?

Игра «Жук».

- По дороге жук – жук, по дороге черный

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

- Он на спинку упал, лапками задвигал (выполняют движения,

Крылышками замахал (встают, делают махи руками)

Весело запрыгал (прыгают на месте,

Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)

- Птичка! (дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).

2 задание. Расскажите стихотворение про насекомое.

Платье в горошек у божьей коровки,

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай.

Пусть уползает зелёной дорогой,

Пусть улетает синей дорогой.

Пожалуйста, божью коровку не трогай!

Скажите, а божья коровка – это насекомое?

- Вот еще один маленький житель полянки!

- Кто это?

- Сколько лапок?

– Как передвигается?

- Где мы можем встретить б. к. ?

- Какого цвета б. к. ?

Посмотрите, какая она яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре деревьев. Ее любая птица заметит. Как же ей спрятаться?

- Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». В природе красный цвет – цвет опасности, поэтому её никто не ест.

- Божья Коровка ест тлю, которая поедает листья деревьев.

3 задание.

Ой, смотрите, тропка. Эту тропку протоптали муравьи к своему муравейнику.

Муравей ползёт по лесу.

Нелегко тяжеловесу

Он несёт тростинку в дом,

Залатать все дыры в нём

- Ребята, давайте поможем муравью перебраться через ручеек и починим муравейник.

Эстафета «Через ручеек» и «Сложи муравейник»

Вопросы к детям:

- Где живет муравей?

- Как передвигается?

- Сколько лапок у муравья?

- Чем питается?

- Молодцы, помогли муравью. Можно отправляться дальше в путь.

4 задание.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

- Ребята, давайте разделимся на команды. Девочки будут собирать вот за этим столом, а мальчики за другим столом. Каждая команда соберет свою картинку.

- Что получилось у девочек? Давайте посмотрим. Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей.

- Ребята, муравьи – санитары леса: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья, т. е. муравьи спасают деревья.

-А теперь посмотрим что получилось у мальчиков?

- Кто это?

- В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко прыгает, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых у кузнечика 6 ног. Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?

- У кузнечика уши расположены на ногах.

- Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.

- Есть у него враги?

- Как он от них спасается? (где живет, какого цвета).

Кузнечик зеленого цвета – под цвет травы.

ФИЗМИНУТКА.

Поднимайте плечики!

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Опять прыгай высоко,

Прыгай ловко и легко!

5 задание. – Давайте присядем на мягкую травку и послушаем сказку.

Сказка о бабочке. Пришла на землю Весна. Принесла с собой много разноцветных красок, чтобы украсить ими леса и луга, цветы и насекомых. Попросила Весна красное Солнышко:

- Согрей Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками. Первыми явились бабочки и сказали:

- Весна, дай нам яркие, нарядные платья.

- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.

- Интересная сказка?

- Бабочки очень красивые. Правое крылышко такое же как левое. Ноги и тело бабочки, как и многих других насекомых, покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.

- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, они бы не смогли переносить пыльцу. – Давайте это проверим.

Эксперимент

- У меня есть волшебные рукавички, надев которые можно превратиться в бабочек. - У меня 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка? - Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.

- Ребята, посмотрите, что здесь есть.

-Давайте попробуем. Что это?

-А кто его здесь оставил?

-Кто делает мед? Правильно, пчелы.

- А вот и сама пчелка. Посмотрите, как она ярко окрашена.

Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи, ужалю!

- Пчела добывает пыльцу и нектар из цветов, перерабатывают нектар в мед. И получается такой вкусный и очень полезный мед.

П/и (русская народная) «Пчелы и ласточка»

Пчелки летают, медок собирают!

Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

- Как называется дом пчелки?

- О чем предупреждает яркая окраска пчелы?

- Чем питается и как передвигается пчела?

- Какие издает звуки?

А теперь давайте все превратимся в маленьких пчелок и в прекрасные цветы. Предлагаю поиграть в игру «Цветы и пчелы»

Игра «Цветы и пчелы» Ответы детей. Майский жук.

У майского жука шесть лапок.

У майского жука ещё есть головка, брюшко, лапки, крылья.

Майский жук ползает, летает.

Майский жук живёт на дереве

У майского жука враги – это птицы.

Прячется: коричневый цвет – под цвет дерева.

В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.

Дети, свободно двигаясь по поляне, поют вместе с воспитателем:

Дети присаживаются на корточки и двигают руками перед собой

Ребёнок читает стихотворение про божью коровку.

Ответы детей. Это божья коровка. Это насекомое.

У божьей коровки 6 лапок.

Божья коровка ползает, летает.

Божью коровку можно встретить на лугу, деревьях, в траве.

Божья коровка красная с чёрными пятнышками на спине.

(предположения детей).

(2ленты голубого цвета - это ручеек, рядом фигурка муравья и палочки для муравейника по количеству детей)

Дети распределяются на две команды, проводится эстафета «Через ручеёк», «Сложи муравейник».

Ответы детей.

Дети совместно складывают картинки.

Рассматривают собранные картинки.

Ответы детей.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети садятся на покрывало и слушают сказку

Педагог сопровождает свой рассказ показом картинок.

Дети и педагог проводят эксперимент

Ответы детей. Мёд

Мёд собирают пчёлы.

Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде.

Ответы детей.

«Пчелки» (сидят на поляне и напевают)

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

Дети надевают маски пчел и цветов. (равное количество) Звучит музыка пчелы летают, цветы присели на корточки. Музыка заканчивается – пчелы летят к своим цветам. У каждой пчелы свой цветок. 20 минут

Рефлексивно – оценочный - Вот и закончилось наше путешествие. - Кого же мы сегодня встретили на полянке?

- Как можно назвать их, одним словом?

Рефлексия. Игра «Ниточку передаём, паутинку мы плетём».

Что вам понравилось в нашем путешествии на полянку?

Пора возвращаться в детский сад.

Ответы детей

Дети отвечают и передают нитку другим.

Обратить внимание какая получилась паутинка крепкая. 2 минуты

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников Я хочу представить вам «Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида» по формированию экологической культуры дошкольников».

Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «О чем рассказала капелька» Игровая обучающая ситуация «О чем рассказала капелька» (с литературным персонажем) (выбрать и указать нужное) старшая группа Тема недели.

Презентация «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ д/с №33 «Золотой ключик»:Бобова В. В. Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической.

Формирование экологической культуры дошкольников Современное человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры «Поможем Природе» Цель: Формирование у детей установки на защиту и сбережение окружающей среды. Задачи: - Учить правилам поведения на природе. - Формировать.

Конспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературыКонспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературы Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений Н. Сладкова. Задачи: -Расширить и уточнить.

Конспект ООД по формированию основ экологической культуры в средней группе «В гости к Лесовичку» Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию на тему: «В гости к Лесовичку». в рамках конкурса «Лучший воспитатель ДОУ-2017».

Конспект Соод по формированию экологической культуры в средней группе «Как мы спасали речку» Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде и природному миру в целом, чувство коллективизму, культуру взаимодействия.

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие на солнечную полянку» в младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д. 25-а тел 849343-2-29-41.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологической и духовно-нравственной культуры Опыт работы в детском саду по формированию у детей основ экологической и духовно-нравственной культурыРабота с дошкольниками по формированию.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мероприятие по формированию экологической культуры «На полянку к насекомым»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 19:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 декабря. День белок на МААМ

Этот проворный и пугливый зверёк всегда привлекает особенное внимание ребят в контактных зоопарках и в городских парках, где белки не без опаски, но с удовольствием принимают угощения от посетителей. То,...

11 декабря. Международный день гор

Проблемам горных регионов посвящен праздник Международный день гор, который был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Горы покрывают более четверти поверхности Земли и являются домом для почти...

«Прогулка по Летнему саду»
В начале октября, когда в Санкт-Петербурге уже прохладно и бабье лето прошло, но золотая осень еще одела город в свой наряд, мы с пятиклашками поехали в...
Отчёт о проведении Единого Дня прав человека в старшей группе
Ежегодно 10 декабря отмечается День прав человека. Первый универсальный международный акт по правам человека – был принят ещё в 1948 году Генеральной...
Фотоотчет о проведении праздника «День матери» в средней группе
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня собрались в этом зале, чтобы поздравить наших замечательных мам и бабушек. Этот день появился совсем недавно, в конце...