Получи документы

«Я житель земного шара». Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования

Елена Бритвина
«Я житель земного шара». Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования

— для 1 ведущего

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

1 путешественник: Здравствуйте, ребята! Мы – путешественники. Мы много путешествуем по нашей планете.

Ведущий: Ребята, а вы знаете на какой планете мы живем? (ответы детей). А что это такое? Показывает глобус. Это макет Земли. Давайте рассмотрим глобус. Какого цвета здесь больше? (голубого) Почему? (большая часть планеты это реки, моря и океаны). На глобусе есть не только голубой цвет. А что означают другие цвета? (ответы детей). На Земле очень разнообразная природа: леса и моря, океаны и горы, степи и пустыни, даже есть места, где есть только снег.

Публикация «„Я житель земного шара“, Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах

путешественник: Мы много путешествовали. Видели очень красивые и интересны места.

Сейчас мы покажем вам фильм о природных зонах нашей Земли.

Показ презентации «Климатические зоны России»

Путешественник:Сегодня вы отправляетесь в экспедицию по Тундре,Арктике,Пустыне и познакомитесь с природными зонами нашей страны.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ во время «Часа самоуправления»

- Для начала, давайте вспомним, что же надо делать во время прохождения «Часа самоуправления»? Давайте вспомним правила.

У нас есть обозначения «Часа самоуправления» :

1. Колокольчик (начало и окончание мероприятия)

2. У вас на руках есть браслеты- вы участники «Часа самоуправления»!

3. Передвигаться по зданию сада вы должны командой

4. Красные круги- проход закрыт

5. Зеленые круги- в эти двери можно заходить

6. Ходи спокойно, не толкайся, не кричи;

7. Возвращайся в музыкальный зал по сигналу звонка;

Предлагаю нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о разных климатических зонах нашей страны.

Ну, что принимаем предложение?

- Да!

На чем лучше всего отправляться нам в путешествие?

лететь на «самолёте» (быстрее, удобнее)

- Итак, заводим «мотор». В путь!

Приземлились в Пустыне. (картиной «Пустыня»)

Путешественник - Где это мы приземлились? (В пустыне)

- Что вы ощущаете? (Жара, зной, хочется пить, ноги утопают в песке, песок раскалённый и т. д.)

Пустыня- от слова «пусто». А так ли это на самом деле?

- А что вы ещё себе представляете, когда слышите слово «пустыня»? (песок, верблюд, сайгак, ушастый ёж, верблюжья колючка, кактус).

Ребята, в пустыне очень много песка.

- Давайте проведем несколько опытов с песком

Опыт № 1 «Что такое песок, из чего он состоит?»

Обследовать сухой песок пальцами; насыпать на пластину и рассмотреть в лупу. Опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Дети проводят опыты, делают выводы

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла. На ощупь песок шершавый

Опыт № 2

Пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандашом в разных направлениях.

Дети: Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый

Опыт№ 3

Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку чтобы образовался конус. Песок растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер. Частички передвинутся.

Дети: Вывод: песок может двигаться.

- Правильно, песок может двигаться.

Опыт № 4

В баночку с водой опустить горсть сухого песка… Не размешивать! Понаблюдать, что произойдет.

Если размешать воду, песочная пыль растворится и окрасит воду.

Дети: Песок осядет, а на поверхности можно увидеть песочную пыль

Вывод: Песок тяжелый. Пыль – легкая, поэтому она остается на поверхности и окрашивает воду.

Молодцы! Отправляемся дальше!

Заводим моторы! Полетели!

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА АРКТИКА

«Завели» моторы, полетели. (Звукозапись самолёта)

- Мы приземлились в ледяной зоне (на мольберте)

- Здесь также жарко, как и в пустыне?

Дети рассказывают о климате: холод, кругом снега и льды, часто бушуют метели.

- Посмотрите внимательно, такое впечатление, что тут темно, Я плохо вас вижу.

Дети: Это полярная ночь. Она длится зимой несколько месяцев. Только снег излучает свет да звезды. И то только тогда, когда нет метели.

-А кто же тогда может выжить в таких суровых условиях?

Дети называют представителей живого мира ледяной зоны: белый медведь, тюлень, морж, кит, чайки, гагары, кайры.

Вместо белого медведя ставлю на мольберт бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживают. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т. д.

- А растительность здесь хоть какая-нибудь есть? (Нет, т. к. нет почвы, можно лишь встретить мхи да лишайники)

Исследовательская деятельность

Опыт N1

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).

– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.

– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).вытирайте ручки влажной салфеткой.

Опыт N2 «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

Мастер: на севере есть свои чудеса. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Шестопалова «Полярное сияние» :

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Показывает иллюстрацию.

Северное сияние – это завораживающее прекрасное зрелище. Темное небо озаряется вдруг разноцветными вспышками. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

Я предлагаю вам попробовать изобразить северное сияние красками. Рисовать мы будем на мокрой бумаге.

Дети приглашаются за столы.

Дети с помощью губки увлажняют свои листы, затем полосами наносят все цвета радуги сверху вниз, проводя одним мазком широкой кисти.

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУНДРА

(НЕ НАЗЫВАЮ ТУНДРУ)

Материал:

- иллюстрации с изображением природы тундры

- глобус;

- емкость с подготовленной почвой тундры;

- линейка (не менее 20 см.).

В группу с утра занести замороженную почву, с целью подтаивания верхнего слоя.

Ход занятия:

Путешественник: вы уже знаете, что наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать целую неделю! Вот в такой большой стране мы живем! Мы снова отправляемся в путешествие и полетим на Крайний север.

Путешественник :Я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Природно-климатические зоны».

Я называю растение или природное явление,а вы называете где это встречается.

Береза – средняя полоса

Мандарин – юг России

Айсберг – Крайний Север

Карликовая береза-? (Тундра)

Возникают затруднения с карликовой березой.

Путешественник: вы хотите узнать, откуда родом это странное деревце?

Дети: да. ПРЕЗНТАЦИЯ ТУНДРА

Путешественник: мы прибыли на родину этого растения (показывает пейзаж тундры). Что это перед нами? (дети затрудняются ответить).

Путешественник: подумайте, на лес похоже? Почему? На степь похоже? Чем?

Дети: нет высоких деревьев. Растительность травянистая.

Путешественник: верно. Эта природная зона называется – Тундра. Растительность действительно травянистая. Здесь растут ягоды, лишайники, мох, карликовые деревца, больше похожие на кустики. Именно здесь произрастает карликовая береза.

Зимы здесь суровые длинные, а лето короткое и прохладное. Температура летом редко поднимается выше + 15 градусов. Земля так промерзает зимой, что не может оттаять даже летом.

Путешественник: так почему же в тундре нет высоких деревьев и мало растительности? Ведь там не жарко и не сухо, как в степи.

Дети: в тундре холодное и короткое лето. Растения не успевают подрасти.

Путешественник: вы правы. Но главная причина в другом. Давайте вспомним, какие корни у трав и взрослых растений.

Дети: у трав корни короткие и тоненькие, а у деревьев - очень длинные и могучие, чтобы держаться в почве и питать большое дерево.

Путешественник: правильно. Но в тундре из-за прохладного климата оттаивает только верхняя часть почвы, а глубже – вечная мерзлота. Это слой, который никогда не оттаивает.

Опыт 1. Дети переходят к столам.

Цель: доказать возможность произрастания высоких деревьев и кустарников.

Путешественник: наступает весна, а за ней и лето. После длинной ночи, которая длилась шесть месяцев, наступает полярный день. Солнце светит, не заходя за горизонт, но все равно не может отогреть замерзшую почву.

Дети рассматривают почву в горшке, раскапывают верхний слой и пробуют пробить лопаткой или палочкой для разрыхления почвы замерзший слой. Берут оттаявшую почву, отмечают, что она холодная.

Выводы детей: корням деревьев некуда расти в глубину, поэтому корни не развиваются и дерево не растет. У трав коротенькие корни, им достаточно глубины.

Путешественник: слой оттаявшей почвы в тундре составляет всего лишь 20 см (показывает на линейке или сантиметровой ленте, а растение вырастает высотой лишь не более 50 см. – это и есть карликовая береза, самое высокое дерево тундры.

Опыт2

- Два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающие всю поверхность (детям об этом не известно).

- Скажите, одинаковые ли эти горшки? (Да.)

-Теперь в каждый из горшков мы нальём одинаковое количество воды. (2 стаканчика с водой)

- Как вы думаете, что должно произойти? (вода уйдёт в землю.)

- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

Проделываем тоже самое со вторым горшком.

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочится внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть – стекло.

В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.

За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в случае с цветочным горшком, не может просочится вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. По этому и образуются болота.

Теперь мы знаем, почему растительный мир тундры так беден. Но несмотря на это в тундре, как и везде, есть свой животный мир (показывает картинки).

Некоторых животных можно встретить только здесь. Это полярная сова, лемминг – маленький зверек, похожий на мышь, песец – зверек с очень ценным мехом. А также – заяц, куропатка. И, конечно, северный олень. Это главное животное народов севера. Как вы думаете, почему?

Дети: из оленьих шкур шьют одежду, оленье мясо идет в пищу. Оленьими шкурами покрывают чум.

Наше время закончилось, нам пора возвращаться в музыкальный зал.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

(Музыкальный зал)

Проводит мастер-класс Путешественник-альпинист: поставь палатку( 1 вид), собери рюкзак ( В рюкзаке: карта, компас, бинокль, лупа, телефон, часы, фонарь, фляга).,разведи костер (клависы). Поют походную песню.

Проблемная ситуация на привале (незаметно разбросать бумажки и бутылки пластиковые) : «Убери мусор за собой на природе». Разбросаны бумажки. Дети в пакеты убирают за собой мусор.

ИТОГ: Большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом, свою комнату. Но почему-то переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом-тоже наш Дом! Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи,зеленые леса и прекрасные луга,а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому-Земле и всем, кто на ней живет. И закончить наш Час самоуправления, я хочу следующими словами:

«Смотрю на глобус-шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,роса на травах,как слеза.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ :

1 Глобус

2 Презентация «Климатические зоны России

3 Презентация «Пустыня», «Арктика», «Тундра»

4 ДЛЯ опытов «ПУСТЫНЯ» : Контейнер с песком

Опыт 1: Песок, лупа, магнит

Опыт 2: 2 стаканчика (для пересыпания, карандаш (рыхлость)

Опыт 3: Сухой песок

Опыт 4: Стаканчик с водой, палочка для размешивания

5 ДЛЯ опытов «АРКТИКА» :

-Картинка Бурого медведя

Опыт 1 : Тазик с водой, полотенце, растительное масло

Опыт 2: Мольберт, закрепленый лист Акварельной бумаги А3, губка,вода, акварель, 7 кисточек толстых (рисуем кистью сверху вниз северное сияние-радугу)

6 ДЛЯ опытов «ТУНДРА»

Опыт N 1 : 1 горшок с землей мерзлой, палочка для рыхления почвы, линейка 20 см,

Опыт N 2: 2 одинаковых горшка с мерзлой землей (в одном закопано стекло/крышка от сметаны, 2 стаканчика с водой,

палочка для рыхления.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

1 МУСОР-пакеты, бумажки и бутылки пластиковые

2 Корзинки для мусора

Публикации по теме:

«Макет Земного шара» к празднику, посвящённому Дню России.«Макет Земного шара» к празднику, посвящённому Дню России. Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета Земного шара к празднику посвящённому Дню России. 1.

Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят»Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят» Формирование представления о форме, величине и цвете, а также элементарной познавательно - исследовательской деятельности и экспериментирования.

Фотоотчет НОД по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Осень урожайная»Фотоотчет НОД по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Осень урожайная» Дорогие коллеги, вот и начался новый учебный год. После летнего отдыха и отпусков, с новыми силами и идеями, отдохнувшие, посвежевшие,.

«В гостях у Светофорика и его друзей». Мероприятие по социально-коммуникативному развитию с элементами игры-драматизации«В гостях у Светофорика и его друзей». Мероприятие по социально-коммуникативному развитию с элементами игры-драматизации Итоговое мероприятие по социально-коммуникативному развитию с элементами игры-драматизации Тема: «В гостях у Светофорика и его друзей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я житель земного шара». Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования
Опубликовано: 25 марта 2025 в 21:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Я житель земного шара». Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бритвина (УИ 2441333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД