Елена Бритвина
«Я житель земного шара». Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования
— для 1 ведущего
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
1 путешественник: Здравствуйте, ребята! Мы – путешественники. Мы много путешествуем по нашей планете.
Ведущий: Ребята, а вы знаете на какой планете мы живем? (ответы детей). А что это такое? Показывает глобус. Это макет Земли. Давайте рассмотрим глобус. Какого цвета здесь больше? (голубого) Почему? (большая часть планеты это реки, моря и океаны). На глобусе есть не только голубой цвет. А что означают другие цвета? (ответы детей). На Земле очень разнообразная природа: леса и моря, океаны и горы, степи и пустыни, даже есть места, где есть только снег.
Публикация «„Я житель земного шара“, Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
путешественник: Мы много путешествовали. Видели очень красивые и интересны места.
Сейчас мы покажем вам фильм о природных зонах нашей Земли.
Показ презентации «Климатические зоны России»
Путешественник:Сегодня вы отправляетесь в экспедицию по Тундре,Арктике,Пустыне и познакомитесь с природными зонами нашей страны.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ во время «Часа самоуправления»
- Для начала, давайте вспомним, что же надо делать во время прохождения «Часа самоуправления»? Давайте вспомним правила.
У нас есть обозначения «Часа самоуправления» :
1. Колокольчик (начало и окончание мероприятия)
2. У вас на руках есть браслеты- вы участники «Часа самоуправления»!
3. Передвигаться по зданию сада вы должны командой
4. Красные круги- проход закрыт
5. Зеленые круги- в эти двери можно заходить
6. Ходи спокойно, не толкайся, не кричи;
7. Возвращайся в музыкальный зал по сигналу звонка;
Предлагаю нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о разных климатических зонах нашей страны.
Ну, что принимаем предложение?
- Да!
На чем лучше всего отправляться нам в путешествие?
лететь на «самолёте» (быстрее, удобнее)
- Итак, заводим «мотор». В путь!
Приземлились в Пустыне. (картиной «Пустыня»)
Путешественник - Где это мы приземлились? (В пустыне)
- Что вы ощущаете? (Жара, зной, хочется пить, ноги утопают в песке, песок раскалённый и т. д.)
Пустыня- от слова «пусто». А так ли это на самом деле?
- А что вы ещё себе представляете, когда слышите слово «пустыня»? (песок, верблюд, сайгак, ушастый ёж, верблюжья колючка, кактус).
Ребята, в пустыне очень много песка.
- Давайте проведем несколько опытов с песком
Опыт № 1 «Что такое песок, из чего он состоит?»
Обследовать сухой песок пальцами; насыпать на пластину и рассмотреть в лупу. Опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.
Дети проводят опыты, делают выводы
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла. На ощупь песок шершавый
Опыт № 2
Пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандашом в разных направлениях.
Дети: Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый
Опыт№ 3
Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку чтобы образовался конус. Песок растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер. Частички передвинутся.
Дети: Вывод: песок может двигаться.
- Правильно, песок может двигаться.
Опыт № 4
В баночку с водой опустить горсть сухого песка… Не размешивать! Понаблюдать, что произойдет.
Если размешать воду, песочная пыль растворится и окрасит воду.
Дети: Песок осядет, а на поверхности можно увидеть песочную пыль
Вывод: Песок тяжелый. Пыль – легкая, поэтому она остается на поверхности и окрашивает воду.
Молодцы! Отправляемся дальше!
Заводим моторы! Полетели!
КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА АРКТИКА
«Завели» моторы, полетели. (Звукозапись самолёта)
- Мы приземлились в ледяной зоне (на мольберте)
- Здесь также жарко, как и в пустыне?
Дети рассказывают о климате: холод, кругом снега и льды, часто бушуют метели.
- Посмотрите внимательно, такое впечатление, что тут темно, Я плохо вас вижу.
Дети: Это полярная ночь. Она длится зимой несколько месяцев. Только снег излучает свет да звезды. И то только тогда, когда нет метели.
-А кто же тогда может выжить в таких суровых условиях?
Дети называют представителей живого мира ледяной зоны: белый медведь, тюлень, морж, кит, чайки, гагары, кайры.
Вместо белого медведя ставлю на мольберт бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживают. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т. д.
- А растительность здесь хоть какая-нибудь есть? (Нет, т. к. нет почвы, можно лишь встретить мхи да лишайники)
Исследовательская деятельность
Опыт N1
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).вытирайте ручки влажной салфеткой.
Опыт N2 «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Мастер: на севере есть свои чудеса. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Шестопалова «Полярное сияние» :
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба.
Показывает иллюстрацию.
Северное сияние – это завораживающее прекрасное зрелище. Темное небо озаряется вдруг разноцветными вспышками. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.
Я предлагаю вам попробовать изобразить северное сияние красками. Рисовать мы будем на мокрой бумаге.
Дети приглашаются за столы.
Дети с помощью губки увлажняют свои листы, затем полосами наносят все цвета радуги сверху вниз, проводя одним мазком широкой кисти.
КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУНДРА
(НЕ НАЗЫВАЮ ТУНДРУ)
Материал:
- иллюстрации с изображением природы тундры
- глобус;
- емкость с подготовленной почвой тундры;
- линейка (не менее 20 см.).
В группу с утра занести замороженную почву, с целью подтаивания верхнего слоя.
Ход занятия:
Путешественник: вы уже знаете, что наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать целую неделю! Вот в такой большой стране мы живем! Мы снова отправляемся в путешествие и полетим на Крайний север.
Путешественник :Я предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Природно-климатические зоны».
Я называю растение или природное явление,а вы называете где это встречается.
Береза – средняя полоса
Мандарин – юг России
Айсберг – Крайний Север
Карликовая береза-? (Тундра)
Возникают затруднения с карликовой березой.
Путешественник: вы хотите узнать, откуда родом это странное деревце?
Дети: да. ПРЕЗНТАЦИЯ ТУНДРА
Путешественник: мы прибыли на родину этого растения (показывает пейзаж тундры). Что это перед нами? (дети затрудняются ответить).
Путешественник: подумайте, на лес похоже? Почему? На степь похоже? Чем?
Дети: нет высоких деревьев. Растительность травянистая.
Путешественник: верно. Эта природная зона называется – Тундра. Растительность действительно травянистая. Здесь растут ягоды, лишайники, мох, карликовые деревца, больше похожие на кустики. Именно здесь произрастает карликовая береза.
Зимы здесь суровые длинные, а лето короткое и прохладное. Температура летом редко поднимается выше + 15 градусов. Земля так промерзает зимой, что не может оттаять даже летом.
Путешественник: так почему же в тундре нет высоких деревьев и мало растительности? Ведь там не жарко и не сухо, как в степи.
Дети: в тундре холодное и короткое лето. Растения не успевают подрасти.
Путешественник: вы правы. Но главная причина в другом. Давайте вспомним, какие корни у трав и взрослых растений.
Дети: у трав корни короткие и тоненькие, а у деревьев - очень длинные и могучие, чтобы держаться в почве и питать большое дерево.
Путешественник: правильно. Но в тундре из-за прохладного климата оттаивает только верхняя часть почвы, а глубже – вечная мерзлота. Это слой, который никогда не оттаивает.
Опыт 1. Дети переходят к столам.
Цель: доказать возможность произрастания высоких деревьев и кустарников.
Путешественник: наступает весна, а за ней и лето. После длинной ночи, которая длилась шесть месяцев, наступает полярный день. Солнце светит, не заходя за горизонт, но все равно не может отогреть замерзшую почву.
Дети рассматривают почву в горшке, раскапывают верхний слой и пробуют пробить лопаткой или палочкой для разрыхления почвы замерзший слой. Берут оттаявшую почву, отмечают, что она холодная.
Выводы детей: корням деревьев некуда расти в глубину, поэтому корни не развиваются и дерево не растет. У трав коротенькие корни, им достаточно глубины.
Путешественник: слой оттаявшей почвы в тундре составляет всего лишь 20 см (показывает на линейке или сантиметровой ленте, а растение вырастает высотой лишь не более 50 см. – это и есть карликовая береза, самое высокое дерево тундры.
Опыт2
- Два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающие всю поверхность (детям об этом не известно).
- Скажите, одинаковые ли эти горшки? (Да.)
-Теперь в каждый из горшков мы нальём одинаковое количество воды. (2 стаканчика с водой)
- Как вы думаете, что должно произойти? (вода уйдёт в землю.)
- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
Проделываем тоже самое со вторым горшком.
- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочится внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть – стекло.
В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.
За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в случае с цветочным горшком, не может просочится вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. По этому и образуются болота.
Теперь мы знаем, почему растительный мир тундры так беден. Но несмотря на это в тундре, как и везде, есть свой животный мир (показывает картинки).
Некоторых животных можно встретить только здесь. Это полярная сова, лемминг – маленький зверек, похожий на мышь, песец – зверек с очень ценным мехом. А также – заяц, куропатка. И, конечно, северный олень. Это главное животное народов севера. Как вы думаете, почему?
Дети: из оленьих шкур шьют одежду, оленье мясо идет в пищу. Оленьими шкурами покрывают чум.
Наше время закончилось, нам пора возвращаться в музыкальный зал.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
(Музыкальный зал)
Проводит мастер-класс Путешественник-альпинист: поставь палатку( 1 вид), собери рюкзак ( В рюкзаке: карта, компас, бинокль, лупа, телефон, часы, фонарь, фляга).,разведи костер (клависы). Поют походную песню.
Проблемная ситуация на привале (незаметно разбросать бумажки и бутылки пластиковые) : «Убери мусор за собой на природе». Разбросаны бумажки. Дети в пакеты убирают за собой мусор.
ИТОГ: Большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом, свою комнату. Но почему-то переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом-тоже наш Дом! Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи,зеленые леса и прекрасные луга,а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому-Земле и всем, кто на ней живет. И закончить наш Час самоуправления, я хочу следующими словами:
«Смотрю на глобус-шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,роса на травах,как слеза.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ :
1 Глобус
2 Презентация «Климатические зоны России
3 Презентация «Пустыня», «Арктика», «Тундра»
4 ДЛЯ опытов «ПУСТЫНЯ» : Контейнер с песком
Опыт 1: Песок, лупа, магнит
Опыт 2: 2 стаканчика (для пересыпания, карандаш (рыхлость)
Опыт 3: Сухой песок
Опыт 4: Стаканчик с водой, палочка для размешивания
5 ДЛЯ опытов «АРКТИКА» :
-Картинка Бурого медведя
Опыт 1 : Тазик с водой, полотенце, растительное масло
Опыт 2: Мольберт, закрепленый лист Акварельной бумаги А3, губка,вода, акварель, 7 кисточек толстых (рисуем кистью сверху вниз северное сияние-радугу)
6 ДЛЯ опытов «ТУНДРА»
Опыт N 1 : 1 горшок с землей мерзлой, палочка для рыхления почвы, линейка 20 см,
Опыт N 2: 2 одинаковых горшка с мерзлой землей (в одном закопано стекло/крышка от сметаны, 2 стаканчика с водой,
палочка для рыхления.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
1 МУСОР-пакеты, бумажки и бутылки пластиковые
2 Корзинки для мусора