Дарья Дмитриевна
Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» - технологии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
II. Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.
Публикация «Мероприятие „Использование „Лего“ — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
III. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются «ЛЕГО» -технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов «ЛЕГО» позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.
ЛЕГО – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
IV. История «ЛЕГО» ведет своё начало с 1932г. Сам знаменитый кубик «ЛЕГО», который мог соединяться с другими подобными деталями, появился в 1947г. Слово «ЛЕГО» – которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально было зарегистрировано в Дании только 1 мая 1954г.
V. В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов: «Ферма», «Дом», «Город», «Замки» и много других.
Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый способен научиться, это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в «ЛЕГО» эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.
VI. Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.
Возможно ли, сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?
Ища ответ на этот вопрос, мы решили использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор «ЛЕГО».
VII. Особая значимость «ЛЕГО» на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором «ЛЕГО» оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.
VIII. «ЛЕГО» – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. Поэтому применение «ЛЕГО» -технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Применение «ЛЕГО» – технологий на логопедических занятиях выполняет такие коррекционные задачи, как:
• Формированию пространственной ориентировки, схемы собственного тела;
• Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
• Развитию лексико-грамматических средств;
• Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов, и т. д.);
• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами;
• Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
• Развитию и совершенствованию ВПФ;
• Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
IX. Основным компонентами работы с применением «ЛЕГО» -технологий является :
• Конструирование декораций;
• Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;
• Конструирование моделей с последующим их описания;
• Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
X. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом.
XI. Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв.
XII. Используя «ЛЕГО» в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.
Например: постановка звука «Р» - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из «ЛЕГО»машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство, помоги ей). Чтобы завести машину, нужно завестимоторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.
XIII. Работа по лексическим темам с помощью «ЛЕГО» – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)
Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатсяобщаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корригируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.
XIV. В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО : при пересказе, составлении рассказов, диалогов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ развернутым и логичным.
Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.
Из этого можно сделать вывод коррекционного влияния «ЛЕГО» на детей. Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.
XV. Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная «ЛЕГО» – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.
Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.
XVI. Таким образом, мы хотим подвести итог, что работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» – технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.