Роль нетрадиционных форм, методов и средств при ФЭМП у детей раннего возраста

Ирина Акимова
Роль нетрадиционных форм, методов и средств при ФЭМП у детей раннего возраста

Проблема математического развития детей раннего возраста является актуальной, в основе которой лежит сенсорное развитие ребенка. Сформированное на чувственной основе представление о цвете, форме, величине, количестве, является основой дальнейшего математического развития, математических способностей. Особое внимание вопроса математического развития детей раннего возраста было уделено в работах выдающихся зарубежных учёных в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известных представителей отечественной дошкольной психологии и педагогики Я. А. Коменский, И. Г. Ушинский, А. В. Запорожец.

Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.

Знакомство с величиной, цветом, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Важным для полноценного развития является соблюдение педагогических условий, которые заключаются в подборе игр для обучения детей и создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности детей.

3 слайд

Практика обучения детей раннего возраста показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Предлагаю вашему вниманию универсальное дидактическое пособие, выполненное мною для детей раннего возраста по формированию элементарных математических представлений «Умные прищепки».

Дидактическая игра «Один - много».

Задача: учить различать количество предметов (один - много).

Ход игры:

В кармашки вставляются 2 пары картинок.

Например: 1 пара: одно яблоко – много яблок, 2 пара: одна слива – много слив. Воспитатель вместе с ребенком называет количество, изображенное на картинках, после чего предлагает найти прищепку с нужной картинкой-парой и прикрепить ее кругу. Так же можно использовать картинки любой другой тематики (игрушки, мебель, одежда и т. д.).

Для детей постарше я изготовила игру «Мы считать умеем» (счет до 3).

Задача: закрепить навыки количественного счёта в пределах 3.

Воспитатель вместе с ребенком рассматривает картинки с изображенными предметами и предлагает посчитать количество на каждой картинке по возрастанию: одна пирамидка, две пирамидки, три пирамидки. После чего предлагает подобрать прищепку с подходящей картинкой, называя при этом количество.

Дидактические игры «Цветные фигуры», «Подбери фигуру».

Задача: развивать умение ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и предметов, соотносить фигуры по цвету (красный квадрат, желтый треугольник и т. д.).

Ход игры:

В кармашки вставляются картинки с изображением геометрических фигур.

Например: желтый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник, зеленый круг.

Воспитатель вместе с ребенком проговаривает, название и цвет геометрических фигур изображенных на картинках (на начальном этапе знакомства с геометрическими фигурами берется одна или две картинки, после чего предлагает найти прищепку с нужной картинкой – парой.

Ход игры:

Воспитатель вместе с ребенком рассматривает на картинках предметы игрушек разных форм (треугольные, круглые, квадратные и т. д.) и называет и их. Затем предлагает к каждой группе предметов подобрать подходящую геометрическую фигуру, прикрепленную к прищепке.

Дидактическая игра «Цветные прищепки».

Задача: знакомить и закреплять знание четырех основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий; умение правильно соотносить цвет прищепки к цветному кармашку.

Воспитатель совместно с ребенком называет цвет в кармашке и предлагает ребенку закрепить на него прищепки подходящего цвета.

Кроме того из разноцветных прищепок можно сделать какой – либо предмет: цветок, елочку, солнышко и т. д., что также является закреплением цвета и геометрических фигур (солнце, цветок – круг, елочка – треугольник).

Так же для детей своей возрастной группы я изготовила математическое домино «Цветознайка».

Игра состоит из 28 карточек, из 4 цветов и 4 видов геометрических фигур. Принцип игры как в обычном домино, только вместо цифр разноцветные геометрические фигуры.

Задачи: закрепить знание детей о геометрических фигурах, развивать умение выделять и абстрагировать цвет и форму, учить строить логические цепочки; развивать интерес к настольным играм, формировать усидчивость и умение играть с другими детьми.

Так же у нас имеется дидактическая игра - шнуровка «Собери цветочек».

Задачи: продолжать знакомить детей с цветом, величиной, счетом.

Шнуровка способствует развитию мелкой моторики, позволяет воспитывать у детей инициативность и самостоятельность, способность к волевым усилиям.

Период раннего возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; ранее недоступное, становится близким и понятным.

Прикреплённые файлы:

fyemp-akimova_54nnb.pptx | 3251,68 Кб | Скачан: 41
 
Публикации по теме:

Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» говорил Л. И. Выготский. В Федеральном Государственном образовательном стандарте.

Родительский клуб как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено.

Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Современное общество.

«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях) МБДОУ №2 «Детский сад общеразвивающего вида» Опыт работы «Пушкин и музыка. Нетрадиционные методы и формы обучения детей на музыкальных.

Консультация «Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста» Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста Здоровье - это великая ценность.

Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР» Важным моментом при систематической работе с детьми с общим недоразвитием речи по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в.

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования» Развитие речи - это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности. Взаимосвязь.

Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру.

Проект «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы» Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Роль нетрадиционных форм, методов и средств при ФЭМП у детей раннего возраста
Опубликовано: 29 марта 2016 в 13:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт со скорлупой яйца»
Дети от природы очень любопытны. Чем больше ребёнок узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но...
Лэпбук «Зима — оттенки белого»
Преимущества занятий с лэпбуком: • лэпбук отличается от других дидактических пособий компактностью и универсальностью, • информация в лэпбуке...
«О чём нам рассказывает название улицы Мизерова» в рубрике «Записки путешественников»
Улицы нашего города. Как много они могут рассказать о прошлом Красноуфимска. В «Записках путешественников», на сей раз, мне хочется поведать вам, уважаемые...
Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и мир человека» для второй младшей группы. воспитатель Николаева Анна...