Лучший педагог года

Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов

Юлия Веретенникова
Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов

Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов.

Беспокойство, тревога, страх – неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни каждого человека, как радость, восхищение или гнев.

Причины, по которым у дошкольников могут возникать страх и тревожность, довольно разнообразны и могут быть связанны как с эмоциональным состоянием детей, так и с особенностями развития личности ребенка.

Публикация «Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов» размещена в разделах

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу. Младшие дошкольники чаще всего боятся темноты, возможной разлуки с мамой, У детей постарше тревогу может провоцировать страх воображаемых существ или вымышленных персонажей.

Ученые различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности. Личностная тревожность представляет собой склонность безопасные ситуации воспринимать, как носящие в себе угрозу.

Ситуативная же тревожность обычно возникает как реакция на конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Причин тревожности у дошкольников может быть много, начиная от чрезмерной гиперопеки родителей, заканчивая плохой приспособляемостью к окружающей действительности.

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании каких – либо неприятностей, он ждет, что с ним должно случиться что – то плохое.

От состояния тревожности следует отличать состояние страха.

Страх – это острое эмоциональное состояние, которое проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной опасностью.

Коррекция детской тревожности и страхов может осуществляться различными методами: игротерапией, арттерапией, песокотерапией, и т. д. Однако, анализируя различные методы, мы можем сказать, что использование сказкотерапии в коррекции детской тревожности и страхов особенно актуально, поскольку сказка в своих символах, преподносит ребенку модели поведения в эмоционально сложных для него ситуациях. Сказкотерапия является самым древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире и жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались.

Уникальность сказки в ее доступности, как для ребенка, так и для психолога. Специалист всегда может при необходимости написать персонализированную сказку для одного конкретного малыша, учитывающею его индивидуально-психологические особенности.

Однако, при написании сказки, необходимо учитывать, что ребенок не должен чувствовать смущение или вину за свое поведение, он просто слушает сказку, где замысел сопряжен с реальностью, ребенок анализирует услышанное, узнаёт что - то новое, размышляет, сравнивает свою модель поведения с предложенной и уже самостоятельно выбирает варианты решения существующих проблем.

Используя сказки, психологи ведут продуктивную коррекционную работу в борьбе с детской тревожностью и страхами, поскольку сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным методом.

Пример персонализированной сказки в борьбе со страхом сказочных существ.

Ваня очень любил слушать сказки и просил маму с папой каждый вечер перед сном читать ему новую книгу. Ваня сладко засыпал и во сне ему снились сказочные герои. Ему снилось, как он покоряет морские просторы с капитаном Врунгелем, как летает вместе с Карлсоном, путешествует по сказочной стране с Алисой и проказничает вместе с Эмилем.

Но как то ночью за окном разыгралась непогода, шел проливной дождь, дул шквалистый ветер. Ваня никак не мог уснуть, ему все казалось, что кто – то пытается забраться в его комнату. За окном грянул гром и Ваня решил, что это страшный великан, спускается с неба по бобовому стеблю, потом сверкнула молния, и Ваня подумал, что это змей Горыныч дышит огненным пламенем. Капли дождя стучали по стеклу, и мальчику показалось, что это баба яга пытается открыть окно. Ваня с головой залез под одеяло и стал дрожать от страха.

Но вскоре Ваня уснул и приснилось ему, что попал он в сказочную страну. Шагает Ваня по дорожке, вдруг видит избушку на курьих ножках, а перед ней сидит баба яга. Испугался Ваня, но увидел что она плачет. Подошел он к бабе Яге и спрашивает:

- Почему вы плачите?

- Все меня бояться, отвечает баба яга.

- Конечно, отвечает Ваня, ведь ты злая и ешь добрых молодцев.

- Не правда все это, говорит баба яга, это люди все придумали, чтоб непослушных детей пугать.

- А что и про Бармалея и про змея Горыныча, тоже не правда.

- Нет конечно, - говорит баба яга, Бармалей вообще раньше воспитателем работал и очень детей любит. А змей Горыныч огнем дышит потому что в детстве зажигалку проглотил, а так он кроликов разводит и шиншилл разных.

Засмеялся Ваня и сказал бабе яге

- Не волнуйся, я всем - всем расскажу, какие вы добрые, и никто вас бояться больше не будет.

- Спасибо тебе мальчик большое, - заулыбалась баба яга.

С тех пор Ваня никогда не боялся сказочных героев, а если видел, что другие дети боятся, всегда их успокаивал и рассказывал, какие они на самом деле все добрые и хорошие.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая программа коррекции страхов Психологическая коррекция страхов является важным этапом в реализации мер помощи ребенку. Последовательно изучив проблему возникновения.

«Волшебный сон». Конспект занятия по профилактике тревожности и страхов в условиях сенсорной комнаты«Волшебный сон». Конспект занятия по профилактике тревожности и страхов в условиях сенсорной комнаты Цель: снижение эмоционального напряжения через взаимодействие с предметами страха. Задачи: • Создание благоприятной атмосферы на занятии.

Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции» Консультация для педагогов: «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции.» Педагог-психолог.

Консультация «Способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного.

Мастер-класс «Коррекция страхов посредством сказкотерапии» Мастер-класс. Тема: «Коррекция страхов посредством сказкотерапии». Обратите внимание на экран (фото: взрослые и дети, испытывающие чувство.

Не место красит человека, а человек место.Не место красит человека, а человек место. Не так давно я устроилась работать в детский сад воспитателем. Закончив университет, началась моя педагогическая деятельность. Сколько мыслей,.

Подвижные игры и их место в системе физического воспитания дошкольников Потребность у детей-дошкольников в двигательной активности колоссальна, движение – физиологическая потребность для них. Через движение ребенок.

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов. О роли и значении сказки в формировании положительных качеств характера.

Консультация «Снижение тревожности и преодоление страхов у детей как средство укрепления их психологического здоровья» Новое время диктует новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Место сказкотерапии в системе коррекции детской тревожности и страхов
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 15:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД