татьяна сироткина
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение. Ведь именно дошкольный возраст, по мнению многих ученых, является самым перспективным для закладывания и усвоения основ экологической культуры, связано это с высокой эмоциональностью детей. Опираясь на свой исследовательский рефлекс, присущий с рождения, дошкольники зачастую обращают внимание на предметы, происходящие явления, на которые взрослые не обращают внимание и просто проходят мимо.
Публикация «Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2017
Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного и растительного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им. Желая как можно больше узнать ребенок задает множество вопросов о растениях и животных.
Все особенности познания окружающего мира природы детьми необходимо учитывать при организации образовательной деятельности.
На необходимость обеспечить детям возможность общения с природой, проведения совместной деятельности в ней указывается в требованиях Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Особое внимание обращается в ФГОС на организацию предметно- пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей. Именно к таким пособиям относятся макеты. Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности.
Подобные идеи встречаются в работах С. Н Николаевой (1, Н. Н. Поддъякова(2, которыми была разработана система, направленная на обучение детей разным видам конструирования, включающая и макетирование, как средство построения собственной деятельности. По мнению ведущих исследователей,Л. С. Выготского и Н. П. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы
Из опыта работы видно, что макетная деятельность способствует формированию у дошкольников стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности.
В ходе создания макетов и игр с ними, нами решаются следующие задачи:
- развивать монологическую и связную речь, активизировать словарь, формировать навыки сочинительства;
- развивать логическое мышление, память, внимание детей;
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- развивать умение работать в коллективе;
- воспитывать в детях бережное отношение к природе, желание охранять и помогать ей;
- закреплять знания детей о мире природы;
- формировать осознанно- правильное отношение к представителям растительного и животного мира;
По мнению А. А. Каменевой(3, макет является результатом конструктивно- творческой, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство и даже сам период изготовления макета обладает самоценностью, являясь сам по себе процессом обучения.
Работа по созданию макета, к которой обязательно приобщаются родители, так как эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия, проводится нами в несколько этапов:
1этап: предварительная работа.
В ходе этапа с детьми проводятся беседы о природе и ее объектах, проходит просмотр презентаций, рассматривание картин, иллюстраций, проводим наблюдения на прогулках, читаем художественную литературу и так далее. Таким образом на первом этапе происходит обогащение личного опыта дошкольников, а так же сбор материала для создания макета.
2этап: изготовление основы будущего макета и наполнение предметным материалом.
В ходе работы на данном этапе нами включаются элементы художественно- изобразительного творчества, конструирования, моделирования. В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из картона, бумаги, солёного теста, природного и бросового материала изготавливаются дополнительные элементы, персонажи, антураж, являющиеся обязательной частью макета и позволяющие превратить его в игровое пространство. Во время создания макета каждый ребёнок выбирает наиболее понравившейся ему вид деятельности будь то конструирование, лепка, моделирование, рисование, аппликация и так далее. На данном этапе формируется представления детей о природных ландшафтах, искусстве, архитектуре, правилах поведения в природе.
3этап: активные игры детей и применение макетов в ходе образовательной деятельности.
В нашей группе разработаны и созданы макеты :
«Океан»
№0493
«Водоём»
№0538
«Земля- наш общий дом! Береги её!»
№306
«Саванна»
№0472
«Лес»
№0477
«Зимний лес»
№3006
«Деревня»
№0540
«Город»
№93503
«Солнечная система»
№936
«Берегите лес от огня!»
№749
макеты по пожарной безопасности
№
ну и разумеется макет «Перекрёсток».
№0441
Задачи которые мы ставим при планировании игр детей с макетами :
- на основании макета придумать сюжет и реализовать его;
- подбирать предметы- заместители, обогащая предметно- пространственную среду группы;
- объединив несколько макетов, придумывать новые сюжеты, соединяя вымышленные и реалистические события;
Из опыта работы мы делаем выводы, что используемые в работе с детьми макеты выступают средством формирования совокупных представлений детей о природе, способствуют умению находить и понимать взаимосвязи в природе, вызывают интерес, любовь и бережное отношение к ней, способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
Литература:
(1) Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» // М. 1995
(2) Н. Н. Поддъяков «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника».
(3) Каменева А. А. «Как знакомить дошкольника с природой»; Пособие для воспитателей детского сада//М. ,1995