Получи документы

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза (16 фото)

Татьяна Демидова
Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза

Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать инновационные методы, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми программного материала.

Публикация «Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза» размещена в разделах

Поэтому в своей работе, я применяю не только технологии, проверенные временем, но так же стараюсь находить новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, новые приёмы. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона на занятиях и способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В своей работе я активно использую метод наглядного моделирования в обучении дошкольников.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Схемы и модели различных структур (звуки, слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Моделирование и использование схем помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Используя на занятиях различные схемы, у детей меняется характер их деятельности: они получают возможность видеть элементы речи, иногда (приём работы с пластилином, даже потрогать эти элементы. То есть помимо слухового анализатора, активно вступают в работу зрительный и тактильный анализатор. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Поэтому, в своей работе я использую следующие пособия и приёмы.

1. Предметы-заменители ( модели звуков: гласные – раскручивающаяся красная проволочка; согласные твёрдые – синий камешек; согласные мягкие – мягкий зелёный шарик; модели обозначения звонкости-глухости согласных - колокольчики). Используя такие модели звуков, дети могут “ потрогать”, “ пощупать” такие абстрактные понятия, как гласный звук, твёрдый согласный, мягкий согласный и т. д.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза
Фото №1 Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона на занятиях и способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций

2. Схема характеристики звуков речи. Опираясь на данную схему, детям легче построить свой ответ, когда они должны дать характеристику какого-либо речевого звука. Ассоциативные картинки (лёд- твёрдый согласный, травка – мягкий согласный и т. д.) помогают сделать абстрактные для детей понятия (твёрдый/мягкий согласный и др.) понятными, а стрелочки помогают выстроить алгоритм ответа.

Фото №2 В своей работе я активно использую метод наглядного моделирования в обучении дошкольников

3. Руки ребёнка. С помощью “твёрдого кулачка” или “мягкой ручки” ребёнок помогает себе при дифференциации твёрдых и мягких согласных. Приложив ручку к горлышку, ребёнок помогает себе в дифференциации звонких и глухих согласных.

Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия звук слово предложение текст научиться работать с ними Это особенно важно для дошкольников поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств наглядный материал усваивается лучше вербального Схемы и модели различных структур звуки слоги слова предложения тексты постепенно приучают детей к наблюдению за языком

4. Пособие “Звуковые домики” для определения места звука в слове.

Фото №3 Моделирование и использование схем помогают ребенку увидеть сколько и каких звуков в слове последовательность их расположения связь слов в предложении

5. Звуковые шаблоны. Используются для выполнения звукового анализа слов. Ребёнок может выбрать любой понравившийся ему узор.

Фото №4 Это развивает интерес к словам звукам речи общению совершенствует речемыслительную деятельность ребенка Фото №5 Используя на занятиях различные схемы у детей меняется характер их деятельности они получают возможность видеть элементы речи иногда приём работы с пластилином даже потрогать эти элементы

6. Использование пластилиновой колбаски для формирования у детей понятий “слово”, “слог”. “Колбаска” это слово. Пластмассовым ножом ребёнок делит колбаску-слово на кусочки – слоги. Так же использую в работе графические слоговые схемы.

Фото №6 То есть помимо слухового анализатора активно вступают в работу зрительный и тактильный анализатор Фото №7 Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале

7. Звуко-слоговой анализ слова с использованием пластилина и звуковых “ гвоздиков”. На фото звуко-слоговая схема слова МАШИНА.

Фото №8 Поэтому в своей работе я использую следующие пособия и приёмы

8. Использование пластилиновых колбасок для составления схем предложений наглядно формирует у детей представления о том, что:

предложение состоит из слов;

• слова в предложении идёт в определённом порядке, и перестановка слов может изменить или нарушить смысл предложения;

• первое слово в предложении пишем с заглавной буквы;

• в конце предложения ставим точку;

• маленькие слова-предлоги пишем раздельно со словами.

Фото №9 Используя такие модели звуков дети могут потрогать пощупать такие абстрактные понятия как гласный звук твёрдый согласный мягкий согласный и т Фото №10 Схема характеристики звуков речи Фото №11 Опираясь на данную схему детям легче построить свой ответ когда они должны дать характеристику какого либо речевого звука

Метод наглядного моделирования помогает детям анализировать новый материал, поскольку ребенок зрительно воспринимает план своих действий. Повышается чувство заинтересованности, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление. Всё это положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Метод наглядного моделирования можно использовать как с детьми с речевыми нарушениями, так и детям массовых групп детского сада.

Публикации по теме:

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’] для детей 6–7 лет с ФФН. Непосредственная образовательная деятельность по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’],.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструированиеФормирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструирование .

Конспект НОД детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа «Звук [Д] и буква Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения.

Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма «Звук [Х] и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети.

Серия занятий для детей 6–7 лет ФФН по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации соноров Серия занятий для детей 6–7 лет ФФН по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’].

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.

Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Предложение. Урок 1. Словосочетание и предложение. Гулять (отдельное слово не всегда передаёт мысль) Гулять. Дети. Поле. (ряд слов, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 18:04
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД