Папки-передвижки

Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере

Анастасия Никанорова
Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере

В январе 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в основе которого положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки разнообразия детства, уважения к личности ребенка. В связи с этим стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая подразумевает помощь ребенку в его развитии. Пребывание рядом с ребенком в сложных переломных периодах, чуткое реагирование на проблемы с учетом изменений. Поэтому основными приоритетами сегодня выступают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии, вера во внутренние силы и возможности.

Публикация «Метод объединение, Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере» размещена в разделах

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. По мере взросления, эмоции претерпевают определенные изменения, развиваются. Основной чертой правильного развития ребенка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально-приемлемые отношения.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов в 2-4, 7 лет

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере : агрессивные дети, эмоционально-расторможенные, тревожные (застенчивые).

Отклонения в поведении могут быть обусловлены следующими факторами:

• Разногласия в семье;

• Нарушение режима дня;

• Интеллектуальные перегрузки;

• Знание не по возрасту;

• Неблагополучие в семье;

• Частое посещение с детьми гипермаркетов;

• Чрезмерная строгость и придирчивость;

• Снижение двигательной активности;

• Недостаток любви, особенно со стороны матери.

Основаваясь на технологии личностно-ориентированного взаимодействия, мы предлагаем конкретные рекомендации педагогам, как правильно вести себя с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения.

Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

Разумеется надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы, но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, необходимо вмешиваться. Отвлечь агрессора (переключить на другое занятие). Установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль остановить окликом.

Реакция педагога в случае незначительной агрессии.

Выразить понимание чувств (конечно, тебе обидно)

Переключить внимание (Помоги мне, пожалуйста, расставить посуду)

Позитивное обозначение событий (ты злишься, потому что устал)

Акцентировать внимание не на личности, а на поступках.

Проводить четкую границу между поступком и личностью ребенка позволяет техника объективного описания поведения. После того, как ребенок успокоится целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, при этом не давая оценки. Критика, особенно эмоциональная раздражает и выражает протест. Важно указать на конструктивные способы поведения в конфликтных ситуациях

Один из важных путей снижения агрессии - установка обратной связи.

Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)

• Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)

• Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть, «Ты хочешь продемонстрировать силу?»)

• Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

• Апелляция к правилам («Мы же с тобой договорились!»)

• Если агрессивное поведение случилось, необходимобольше внимания уделить обиженному,, нападавшему - негативное, причем краткое. Угрозы не приемлемы, в противном случае взрослый демонстрируем приемлемость физического воздействия. Лучшее, что может сделать педагог отвести в сторону, дать ребенку побыть в одиночестве, лишить игрушку, чтобы ребёнок прочувствовал горечь, потерю от содеянного им поступка.

Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение-это вызывает сильные отрицательные эмоции-раздражение, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных чувств и переживаний.

Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессором.

Снижение напряжения ситуации;

Сохранение положительной репутации ребенка Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И, действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Гипперактивные дети.

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным -это не значит, что он гиперактивный.

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в детском саду, в гостях, у врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, на подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличии от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных – бесполезно.

Можно выделить основные моменты взаимодействия с гиперактивным ребенком:

• Не замечать мелких шалостей;

• Применять при необходимости позитивный физический контакт;

• Во время организованной деятельности размещать ребенка ближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

• Давать возможность во время организованной спокойной деятельности подвигаться, выполняя какое-либо поручение;

• Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предуствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы : боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание.

Работа с тревожными детьми сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время

Рекомендуется:

• Повышение самооценки

• Обучение ребенка умению оправлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях

• Снятие мышечного напряжения

Застенчивые дети.

Застенчивость читается по внешним признакам: покраснение лица, потливость, дрожь, учащение сердцебиения, стесненное дыхание, согбенная поза, опущенные вниз глаза, тихий голос и комплекс неполноценности. Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации, влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

Педагогу необходимо повышать самооценку застенчивого ребенка, начиная с похвалы. Ставьте перед ребенком задачи, которые они могут решить.

Упражниние " Интонация”.

Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.

Упражнение " Зеркало”.

Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почувствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми

(в том числе воспитателями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

Спасибо за участие!

Прикреплённые файлы:

lot_crptd.pptx | 899,58 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речиДидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи Богданова Наталья Алексеевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад «Улыбка» Мальцева Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Презентация «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ТНР» Актуальность Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая.

Мой подход к работе с детьми.Мой подход к работе с детьми. Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Я работаю с детьми в 1 младшей группе. Быть воспитателем большая ответственность,.

Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит. Нет другого пути к успеху». Малколм Форбс. Детям в современном.

Мой подход к работе с детьми. Инструктор по физической культуре Лукьянова Евгения Андреевна «Дети - самое святое, что есть у человечества, они наше будущее» (неизвестный.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Тренинг «Личностный рост педагога» Цель тренинга: - обучить методам и приёмам саморегуляции эмоционального состояния; - развивать навыки невербального общения, умение действовать.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, на примере проектной деятельности Обучение детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении охватывает сотрудничество большого числа людей, когда требуется взаимодействие различных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере
Опубликовано: 1 марта 2018 в 12:05
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД