Лучший педагог года

Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства

Алла Кожевникова
Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства

Консультация

Проектный метод в ДОУ

1. Актуальность проектов как особой формы развития детей

Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержания и технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребёнка, в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, тогда содержание является личностно – значимым, а средства доступными. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных и исследовательских методов, к числу которых относится «метод проектов»

Публикация «Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства» размещена в разделах

Задачи модернизации российского образования и его пародигмальные изменения направлены на формирование состоятельности и самостоятельности субъекта учения, культуры, жизни. Образованность рассматривается как способность решать проблемы различной сложности и значимости.

Следовательно, основной результат модернизации образования заключается в повышении уровня образованности обучающихся, обеспечение их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реорганизация предметных областей.

К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, полипарадигмальность – отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течении длительного времени.

Педагогический проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а так же комплект документов, отражающие цели проектирования, состав, структуру объекта проектированных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть что педагогическое проектирование, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях.

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того что может возникнуть.

Под проектирование понимается «просмысливание того что должно быть». Приводя это определение, мы подчёркиваем «идеальный характер действия и его нацеленность на проявление чего – либо в будущем, отмечая, что именно эти две характеристики отличают проектирование как таковое от других видов деятельности.

2. Достоинства метода проектов.

1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.

2. Метод проектов даёт чёткий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка.

3. В основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.

4. Метод проектов позволяет оптимизировать стиль - плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.

В настоящее время проектирование в образовании развивается в трё х направлениях:

1. Интегративное обучение основанное на интересах дошкольника.

2. Формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей.

3. Совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.

3. Типы проектов :

1. Исследовательский – творческий – это экспериментирование которое затем оформляют в виде газеты или драматизации.

2. Ролево - игровые Они бывают с элементами творческих игр в которых решаются поставленные проблемы.

3. Информационно – практико – ориентированные Собирается информация и реализуется, ориентируется на социальные интересы.

4. Творческие Оформление результата в виде детского праздника

4. Виды проектов :

Комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные, социальные, информационные.

5. Структура проекта.

1. Тема. Может быть самой разной и предложена как самими детьми так и воспитателем.

2. Сроки реализации. По продолжительности проекты бывают : краткосрочные (1-2 занятия или 1-2 недели, средней продолжительности, долгосрочные от 1 года.

3. Возраст детей

4. Актуальность темы проекта. Обоснование выбора темы, анализ конкретной ситуации, заканчивается формулировкой проблемы и противоречий. Выявить причины и проблемы (объективные, субъективные) ответить на вопросы откуда взялись проблемы.

5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу)

6. Цель проекта. Всегда одна – это мечта, которая должна осуществиться к определённому времени, не должна начинаться с глагола, должна быть досягаема.

7. Задачи проекта. Это пошаговое действие достижения цели (3-5 задач, начинается с глагола, формируется на каждую причину.

8. Этапы. (стратегии и механизмы реализации) план: что необходимо сделать, когда, где, кто будет делать. Работа над проектом распределяется по этапам.

1 этап: Формируем проблему (цель, формируем задачи, сбор информации, подготовка оборудования.

2 этап: Планируется и организуется деятельность (работа с детьми, с родителями, оснащение среды, практическое осуществление проекта.

3 этап: Презентация проекта, оформление продукта полученного в ходе реализации проекта, а затем представляем его зрителям или экспертам

9. Ожидаемый результат: связан с целью и задачами, качественным и количественным показателем (диагностика)

Публикации по теме:

Положение проектного совета Положение о проектном совете КГКП «Центр развития я/с № 1 «Ромашка». Проектный совет — общественный, профессиональный орган дошкольного.

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства
Опубликовано: 1 марта 2013 в 11:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД