Надежда Шкотова
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Сейчас на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих этому, является метод проектной деятельности. Под методом проектов в современном педагогическом пространстве понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Публикация «Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Воспитанники нашей группы регулярно принимают участие в конкурсах и выставках различной тематики разных уровней, целью которых является создание оригинального продукта детской изобразительной деятельности – рисунка или поделки. Для эффективного достижения результата и более глубокого развития детей мы составили свой план работы по подготовке конкурсных работ в виде среднесрочного проекта.
Первая часть подготовки конкурсной работы подразумевает знакомство с темой задания. Мы назвали её условно «вводно-тематическая часть». Главная задача этой части проекта по выполнению конкурсной работы – вызвать у детей желание творить на заданную тему. Основной метод, применяемый нами в этой части проекта, - словесный. Основные приёмы – беседа и художественное слово. В зависимости от темы работы рассказываем о знаменательных датах (День космонавтики, День матери, 365 лет со дня основания пожарной части города Асбеста, 80 лет Свердловской области и другие, вспоминаем или знакомим с творчеством писателя или поэта. Если тема работы связана с изображением природы, художественное слово сочетаем с наблюдением или экскурсией. Иногда используем сюрпризный момент – новая книга, письмо от сказочного героя или реального человека, которого дети уважают (например, сотрудник ГИБДД, курирующий наш детский сад, с просьбой о помощи.
Иногда дети проявляют инициативу, выражая желание запечатлеть красоту момента, поздравить с праздником, помочь подготовить плакат и другое.
Иногда воспитатель сам предлагает проявить творчество, корректируя тематическое направление работ.
Следующая часть проекта выполнения конкурсной работы – изготовление эскизов. Первый метод, используемый в этой части (согласно классификации Лернера И. Я., Скаткина М. Н., - информационно-рецептивный. Мы исследуем объект, который хотим изобразить, «со всех сторон». При наличии возможности не только рассматриваем с разных ракурсов, но и ощупываем, изучаем «поведение» под воздействием различных ракурсов (что происходит с деревьями во время дождя, ветра, снегопада; куда может поворачиваться дуло танка; какой формы лепестки пламени и так далее).
После пристального знакомства с объектом ещё раз конкретизируется, более сужается тема конкурсной работы.
После этого принимаются различные, самые фантастические идеи выполнения задуманного. Это мероприятие мы назвали «Банк идей». Рассказы-фантазии детей мы записываем и коллективно обсуждаем. Постоянно действующие номинации, по которым оценивается представленные идеи, «Креатив», «Суперфантастика», «Экономный», «Самый доступный». К ним добавляются номинации в зависимости от предложенных детьми вариантов таким образом, чтобы каждый вариант был отмечен.
Лучший вариант задумки определяем путём голосования детей, родителей и воспитателей группы.
Определившись с идеей, наступает пора подобрать способы его воплощения. Здесь мы используем исследовательский или эвристический методы. Это даёт возможность детям самим определить, из каких материалов и в какой технике лучше выполнить работу. Бывает, что выбирается интересная идея, и к ней подбираются более доступные, чем было задумано, материалы. Совместными усилиями подбираем именно те материалы, с помощью которых возможно передать всю полноту задумки, например, для одних работ требуется пластилин, а в других случаях необходимо солёное тесто; для одних работ подойдут цветные карандаши, а для других – только восковые мелки и так далее. Дети определяются с материалами опытным путём, воспроизводя часть задуманной работы разными способами и средствами и сравнивая результаты (где-то нужна широкая плотная растушёвка, где-то – чёткие контурные линии и так далее).
В это время необходима ненавязчивая, направляющая помощь воспитателя, чтобы «случайно» преподнести нужный материал или технику в случае, если дети затрудняются самостоятельно это определить.
Методы используются под руководством воспитателя, что позволяет решить многие и другие сопутствующие задачи воспитания и обучения дошкольников (например, знакомство с новыми материалами, смешивание цветов для получения нужного оттенка для поделки, выбор простого карандаша нужной мягкости и т. д.).
За воплощение идеи в жизнь может взяться её автор или он может уступить это право другому желающему. Воспитатель может предложить кандидатуру «изготовителя» : «Яна, ты ещё не пробовала выполнять работы в такой технике?», «Катя, у тебя хорошо получается рисовать цветы».
Для тех детей, которые не заняты выполнением конкурсной работы, предлагаем выполнение дипломов за конкурсную работу, которые бы отражали тему конкурса. При этом мы даём свободу детям в выборе материалов и техник выполнения, приветствуем неожиданные сочетания и новое применение знакомых материалов.
После выполнения конкурсной работы ребёнок презентует полученный результат, рассказывая о преимуществах и недостатках выбранного способам и материалов выполнения. А остальные презентуют свои дипломы.
Заключительная часть проекта по выполнению конкурсной работы – выставка работы и подготовленных дипломов вместе с той наградой, которую получила конкурсная работа для родителей, педагогов других групп и других сотрудников детского сада.
Подобная система выполнения конкурсной работы способствует привлечению к участию в её изготовлении всех наших воспитанников, каждый чувствует себя успешным и приобщённым к интересному и полезному делу, видит хоть толику собственного труда в общем деле. Овладение изобразительными умениями и навыками, знакомство с новым происходит ненавязчиво, при большой личной заинтересованности детей не только в результате деятельности, но и в самом процессе. Это позволяет добиваться хороших результатов выполнения конкурсных работ.