МААМ-картинки

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Марина Ларюкова
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли своё отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми.

Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребё нок должен:

Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах

- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- интересоваться причинно-следственными связями;

-пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- наблюдать, экспериментировать.

Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребёнку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.

Данный факт, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве :

- средства повышения профессиональной компетентности воспитателей;

- оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.

На сегодняшний день существует два определения проекта :

проект как нормативная модель некоторой системы;

проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, - это совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия.

В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов :

Типы проектов в ДОУ

(по Л. В. Киселёвой)

№ Тип проекта Содержание Возраста детей

1

Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст

2

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы

3

Иноформационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы

4

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы

Продолжительность проектов в ДОУ

№ Вид проекта Продолжительность

1 Краткосрочный проект Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц

2 Проект средней продолжительности 2 - 4 месяца

3 Долгосрочный проект Учебный год

Педагоги нашего ДОУ уже на протяжении нескольких лет применяет метод проектов как инновационную технологию в работе с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному развитию, нравственно-патриотическому, физическому развитию и др.

Положительные моменты технологии метода проектов :

• увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;

• максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;

• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;

социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Педагогами ДОУ разработаны следующие проекты :

- проекты для детей раннего возраста: «Детский сад: адаптация без слёз», «Петушок – золотой гребешок», «Моя любимая игрушка-Неваляшка» и др. ;

- проекты по играм : спортивным и музыкальным: «Летние олимпийские игры», «Музыканты», «Мой весёлый звонкий мяч!», «Музыкальные игры» и др. ;

- проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей: «Защитники Отечества», «День Победы»;

- проекты по опытно-экспериментальной деятельности: «Воздух-невидимка», «Твёрдый-мыгкий», «Эта удивительная соль!», «Играя, познаём (игры с песком, водой)» и др. ;

- проекты по познавательному развитию: «Наш организм: лёгкие», «Тайна моего имени», «Знаки и символы», «Мой организм: зрение», «Осторожно, огонь!» и др. ;

- по экологическому воспитанию: «Пчёлы», «Защитники природы», «Муравьи», «Деревья», «Грибы» и др.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.

Технология метода проектов делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен, потому что:

1. Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

2. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. :Айрис-пресс, 2008.- 208 с.

2. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М. : Эгвест, 2004.-120 с.

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

«Метод проектов в ДОУ» …Ребёнка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Сейчас перед.

Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Мастер-класс «Метод проектов» Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.

Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя»Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя» МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ Детский дошкольный возраст –это тот возраст, когда у детей вопрос «почему» возникает очень часто.

Педагогический совет «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада» Педагогический совет Тема: «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада Цель: совершенствовать освоение технологии проектной.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Статья на тему: «Как метод проектов помогает расти и развиваться?» Как метод проектов помогает расти и развиваться? Метод проектов – одна из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 01:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД