Метод проектов-эффективный способ организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте. Материалы консультации

Марина Громова
Метод проектов-эффективный способ организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте. Материалы консультации

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Материалы консультации для педагогов детского сада.

Подготовила воспитатель Громова Марина Владимировна.

Главное стратегическое направление развития системы образования в мировой педагогике - развивающее обучение. На сегодняшний день именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения и в дошкольной педагогике.

Важно определиться, что имеется ввиду под развивающим обучением.

«Развивающее обучение - тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности, основа процесса обучения - учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий».

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики большую известность и популярность приобрёл метод проектов. Почему? Я сделала вывод:

• Он легко вписывается в образовательный процесс, не меняя содержания обучения, которое определено образовательным стандартом, образовательной программой.

• Это технология, которая позволяет при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому направлению (разделу) другими, альтернативными традиционным, методами.

• И, кроме того, это истинно педагогическая технология, гуманистическая по своей сути, обеспечивает не только усвоение учебного материала, но и интеллектуальное, нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (основанного на собственных выводах).

Итак, метод проектов привлекателен для меня тем, что ему присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность детей и взрослых, конкретный продукт, как результат этой деятельности, возможность презентации результатов. Мне нравится, что метод проектов позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, а также уйти от традиционной системы занятий.

Метод проектов в ДОУ носит характер сотрудничества, так как дошкольник не всегда может сформулировать проблему и чётко определить цель. В этом сотрудничестве принимают участие все - дети, родители, педагоги. Родители - это важный источник информации, поддержки, активные участники, которые в ходе реализации проекта могут не только обогатить свой педагогический опыт, но и испытать чувство сопричастности к успехам ребенка, радость за общий, совместными усилиями достигнутый результат.

В условиях детского сада проект - это своеобразная «игра всерьез», результаты ее значимы как для детей, так и для взрослых.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

1. Выбирается тема, ставится цель. Взрослый помогает обнаружить проблему, иногда сам провоцирует ее или же создает такую образовательную ситуацию, в ходе которой дети сами определяют проблему. Проблема выносится на обсуждение, в результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую в ходе поисково-познавательной деятельности надо подтвердить или опровергнуть. Именно из проблемы вытекают задачи исследования.

2. Разработка совместного плана действий. Очень важно учитывать мнения и предложения всех участников проекта, особенно детей. Обсуждение методов исследования статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.).

3. Практическая часть. Здесь ребенок непосредственно экспериментирует, собирает информацию, систематизирует и анализирует полученные данные.

4. Подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта. На мой взгляд, это самый эмоциональный этап. Здесь дети могут поделиться радостью от достигнутых результатов с окружающими.

Очень важно продумывать предметную среду, чтобы она являлась фонов к поисково-познавательной деятельности.

5. Может появиться необходимость в выдвижении новых проблем исследования.

Этот метод можно применять как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Только старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности, возможностей для самореализации. Применяя его со старшими дошкольниками в образовательной деятельности, я понимаю, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества всех участников. Он разрабатывается и реализуется в группе коллективно.

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный социальный опыт, который дети могут использовать в ходе реализации проекта.

Старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательных потребностей, ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, а метод проектов дает эту возможность. Дети 5-7 лет проявляют готовность участвовать во всех проектах, предложенных взрослыми, но и сами самостоятельно находят проблемы, которые могут стать отправной точкой для исследования. Не надо слишком опекать детей, а давать им больше самостоятельности для самореализации.

Первой нашей работой стал краткосрочный образовательный проект по формированию исследовательских умений дошкольников "Здоровые зубы - здоровью любы". В ходе реализации этого проекта мы должны были опытным путем доказать отрицательное влияние на зубы определенных продуктов: горячих и холодных напитков, газированных напитков, сладостей, а также убедиться в положительном влиянии на зубы продуктов, содержащих кальций и зубной пасты. Наиболее активные дети проводили эксперименты в домашних условиях совместно с родителями, а на следующий день воспроизвели эти опыты в детском саду и делали самостоятельные выводы о воздействии определенного продукта на зубы. Были и участники, записавшие эксперимент на видео, которое мы потом просмотрели в мини-лаборатории профессора Всезнайкина. Все с удовольствием участвовали в данном проекте. У всех участников присутствовал неподдельный интерес. На мой, взгляд, это неплохой и, как показала практика, эффективный способ приобщения детей к "правильному питанию".

Следующим проектом стало создание мини-музея в группе "История обыкновенных вещей". Были собраны экспонаты разнообразных часов, дети узнавали историю появления часов в их семье. Мы организовали выставку "Из истории часов", создали альбом "Известные часы мира". Ребята сами провели экскурсию по нашему мини-музею для детей из других групп. Данный проект позволил не только познакомить старших дошкольников с часами и их разнообразием, но и начать формирование интереса и уважения к истории семьи.

Ребята нашей группы приняли активное участие в проекте ДОУ "Город мой любимый, город мой родной". Кульминацией участия в проекте стал межгрупповой КВН, для подготовки к которому дети искали интересные факты из истории города, обсуждали их. Также в ходе этого проекта была сделана презентация о нашем городе, мы поучаствовали в выставке творческих работ по теме проекта.

Еще один проект, участниками которого стали ребята нашей группы, "Витаминки в корзинке". Целью данного проекта было формирование ценностного отношения к своему здоровью (на основе правильного питания, воспитание желания и потребности участвовать в посильной трудовой деятельности. Результатом проекта стала организация мини-огорода на территории ДОУ (теплицы) с возможностью его постоянного использования. В нем мы выращиваем зелень и овощные культуры (продукты здорового питания).

В перспективе у нас новые проекты, которые, надеюсь, будут также интересны.

Вывод:

В ходе проектной деятельности у старших дошкольников развивается интеллектуальная инициатива, формируются навыки коммуникативного общения, навыки самостоятельного поиска нужного решения. Становясь активным участником какого-либо проекта, старший дошкольник приобретает способность сомневаться, критически мыслить,

искать ответы на сложные вопросы. Знания, полученные путем поисковой деятельности, лучше усваиваются, нежели знания, полученные на традиционном занятии. Дети учатся глубже и точнее анализировать проблему, рассуждают, делают умозаключение

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Метод проектов как эффективный способ реализации совместной деятельности с детьми и родителями 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию.

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте» Из содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным организацией, коммуникативная компетентность дошкольника.

Метод проектов как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возрастаМетод проектов как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности В настоящее время модернизации Российского образования.

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Современные сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте Дети в дошкольном возрасте проходят большой путь развития. Именно в этот период они многое узнают и многому учатся. Оттого, как дети освоят.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Метод проектов-эффективный способ организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте. Материалы консультации
Опубликовано: 14 октября 2016 в 21:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...
Конкурсная программа к 23 февраля для мальчиков «Морской бой» в 1–2 классе
«Морской бой» Сценарий конкурсно-развлекательной программы к 23 февраля Участвуют две команды по 10 человек. Капитаны заранее распределили должности...
Педагогическое эссе «Я, и моя профессия — воспитатель»
Я, и моя профессия - воспитатель « Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,...
Значение музыкально-дидактических игр в развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут...