Получи документы

Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста

Наталья Лесникова
Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Все наоборот"

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу : откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет, поднимет (бросит, наденет (снимет, включит….(выключит, сядет (встанет,

Публикация «Методическая копилка, Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

купит (продаст, даст (заберет, трудится (ленится, спрашивает (отвечает, позовет (выгонит, начнет….(закончит, веселится (грустит, любит (ненавидит, встретит (проводит, прижмет к себе (оттолкнет от себя).

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

сильный - слабый

правый - левый

старый - молодой

" Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам :

черная.

большая.

темнеет.

скорее.

3. Найди слова-синонимы :

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

- Ручей мелкий, а речка. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники. (крупные).

- Кашу варят густую, а суп. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда. (редкий).

- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).

-Вода из крана бежит то холодная, то (горячая). Зимой дни холодные, а летом (теплые)

-Карлики – низкие, а великаны – (высокие). Папа пел низким голосом, а доченька подпевала тонким голоском.

-Свежий хлеб- (черствый). Свежий журнал – (старый).

- Мягкое яблоко – (твердое). Мягкий свет – (резкий).

- Здоровый человек – (больной). Здоровая пища – (вредная).

Сырой картофель – (вареный). Сырая земля – (сухая).

Легкий вопрос- (трудный). Легкий рюкзак – (тяжелый)

Бледные краски- (яркие). Бледное лицо – (румяное).

Грубая ткань- (мягкая). Грубый человек – (вежливый)

Прямая линия – (кривая). Прямой ответ – (уклончивый)

Кислая ягода – (сладкая). Кислое лицо – (веселое).

Острый нож- (тупой). Острая пища – пресная.

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания :

- Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

- Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

- Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

- Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

- Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха".

- По улице шел грубый человек. Его костюм был из грубой ткани.

- Катя взяла вилку и острый нож. Она ела острую пищу.

- Девочка с кислым лицом рвала кислую ягоду.

- В густом лесу ничего не видно вокруг. Стоит густой туман.

- Глубокой ночью дети спали глубоким сном.

- На завтрак папа пил свежее молоко и читал свежую газету.

- Быстро бежит время. Вот уже и Катя бежит в школу.

- В светлой комнате поэт писал стихи. В его голове были светлые мысли.

- Вова был здоровым ребенком. Он ел здоровую пищу.

- В легком рюкзаке Вовы лежала одна тетрадь. В ней были записаны легкие вопросы к домашнему заданию.

- За окном ударил гром. Мальчик больно ударил ногу.

- Человек тащил тяжелый чемодан. У него был тяжелый характер.

- Мама хлопнула дверью. Папа хлопнул в ладоши.

- Мама стирала мягкий ковер. У мамы мягкий характер.

- У папы золотые руки. Он сделал сам золотое украшение.

"Найди противоположное слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

- Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Луна видна ночью, а солнце. (днем). Огонь горячий, а лед. (холодный). Тополь высокий, а шиповник. (низкий). Река широкая, а ручей. (узкий). Камень тяжелый, а пух. (легкий). Редька горькая, а груша. (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней. (темно). Если сумка не тяжелая, то она. (легкая). Если нож не тупой, то он. (острый). Море соленое, а ручей … (пресный). Озеро глубокое, а лужа … (мелкая). Утром восход, а вечером - (закат). Летом жара, а зимой….(холод). Зимой на улице мерзнем, а дома (греемся). Папа большой, сын ….(маленький). Лев -смелый, а заяц - (трусливый). Ночью мы спим, а днем -…. (бодрствуем). После дождя земля сырая, а на солнцепеке - …. (сухая). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает. (медленно) .Мама добрая, а Баба Яга (злая). Эта улица широкая, а та (узкая) Знай больше – говори (меньше).

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок. пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко. близко

Можно…нельзя

Трудно…легко

Начало. конец.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с детьми в игру «Наоборот» : кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.

Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).

И так далее со словами, например:

Белый-черный, старый-молодой, день-ночь, лето-зима, горе-радость, больной –здоровый, храбрый-трусливый, грязный-чистый, друг-враг, право-лево, громко-тихо, голодный-сытый, грустный клоун плачет, а веселый скачет.

Отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой волк ходил

подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого); «Готовь сани

летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит».

Любишь кататься, люби и саночки возить.

В шутку сказано, да всерьез задумано.

Летом готовь сани, а зимой – телегу.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой – от зависти.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

у П. П. Ершова в сказке "Конек-горбунок" :. Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

Лучшая вещь новая, а лучший друг – старый.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.

Не верь чужим речам, верь своим очам.

Знай больше, а говори меньше.

С чем пришел, с тем и ушел.

Старый друг лучше новых двух.

Волков бояться - в лес не ходить.

Дело не медведь – в лес не уйдет.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Нет худа без добра.

Умей взять, умей и отдать.

Коротать молодость, не видать старости.

Счастливый скачет, несчастный плачет.

И стар и млад празднику рад.

Сытый голодного не разумеет.

Ученый водит, а не ученый следом ходит.

В гостях хорошо, а дома лучше.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

- Думать -. (размышлять, открыть -. (отворить, отыскать -. (найти, зябнуть -. (мерзнуть, поразить -. (удивить, шалить -. (баловаться, забавлять -. (развлекать, прощать -. (извинять, звать -. (приглашать, реветь -. (плакать, мчаться -. (нестись, вертеться -. (крутиться, опасаться -. (бояться, бросать -. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

- Этот дом большой, а этот. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня. (жаркий).

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы. "

Т. Белозерова "Подснежники".

- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет. (едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями :

чистый воздух (свежий, чистая вода (прозрачная, чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился, солнце село (зашло); река бежит (течет, струится, мальчик бежит (мчится, несется).

«Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

Хнычет – плачет – смеется.

Умный – мудрый – глупый.

Чистая – вымытая – грязная.

Тихий – громкий – шумный.

Худой – тощий – толстый.

Толстый – пухлый – худой.

Ложь – неправда – истина.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания :

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Время бежит (торопится, мчится)

Поезд мчится (едет, летит)

Свежая газета (новая)

Умелые руки (золотые)

Лед пошел (тронулся)

Поезд Отъехал (тронулся)

Книга старая (ветхая)

Времена старые (прошлые)

День холодный (морозный, студеный, прохладный)

Холодный человек (безжалостный, бесстрастный, жестокий, хладнокровный)

Холодный ветер (стылый, мерзлый, северный, ледяной)

Игра «Посылка»

Цель игры: упражнять детей в умении проводить семантический подбор и отбор адекватных слов к многозначным понятиям.

- Дети, к нам пришла посылка, но она попала под дождь и все, что было написано на крышке, размыто дождем. Осталось только несколько слов, с их помощью мы постараемся отгадать, что же нам прислали. Одно слово - «свежий». Давайте подберем слова, которые мы обычно употребляем со словом "свежий"?

Все названные детьми слова классифицируются и повторяются для запоминания детьми.

- Дети, на посылке еще одно слово уцелело. Выпуск. К каким словам подходит это словосочетание "свежий выпуск"? Если дети сразу затрудняются, то можно попробовать проговорить это словосочетание со многими словами, по ходу замечая, что, возможно, не все слышали такие выражения. После того, как правильно называется слово " журнал ", посылка открывается, достается свежий выпуск какого-нибудь детского журнала, все его рассматривают, педагог зачитывает самые интересные моменты.

Игра «Сосед – чудак»

Цель игры: познакомить детей с явлением многозначности.

- Ребята, в нашем доме живет один чудак, он все делает не так, как надо. Вчера у меня в ручке кончилась паста. Но когда я попросила у соседа ручку, он просто со мной поздоровался за руку и пошел по своим делам. Первоклассник Вова попросил у него лист бумаги, а он дал ему лист комнатного растения. А на кухню вместо разделочной доски принес школьную доску. Как-то его попросили быть судьей на соревнованиях и ставить очки командам, так он собрал дома все бабушкины очки и раздал их спортсменам.

- Почему же он так делал? Да, он не знает, что в нашем языке есть слова, которые имеют много значений. Их еще называют многозначными. Давайте вспомним такие слова (ручка, доска, лист, очки). Внимательно послушайте стихотворение и назовите многозначные слова из него :

Капитан стоял отважно у штурвала,

Пены волн барашками играли,

Небо, хмурясь, молнии швыряло.

Наш корабль несло на косу,

Не держались очки на носу.

По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения.

Игра Найди пару (кисть винограда и малярная кисть; лук-овощ и лук-спортивный снаряд; язычок у колокола и у ботинка; иголки у ёжика и ёлки)

«Назови одинаковые слова в двух стихотворениях (фразах, объясни их значение»

Цель: развитие умения видеть в стихотворных текстах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные, объяснять их значение. Ход игры: взрослый читает два небольших по объёму стихотворных текста, ребёнок должен услышать в каждом из них одинаковые слова и объяснить их смысл в контексте стихотворения.

Материал:

*Петя, петя, петушок, Петушок, петушок, Золотой гребешок, Подари мне гребешок. Масляна головушка, Ну, пожалуйста, прошу, Шёлкова бородушка. Я кудряшки причешу!

* В одной стране, чудной стране, Всегда язык в работе, Где не бывать тебе и мне, Когда говорим. Ботинок длинным языком Он отдыхает, С утра лакает молоко. Когда мы молчим.

* В этом сне – воздушный шарик, У меня есть шарик новый, В этом сне – собака Шарик, Он такой пустоголовый! В этом – голуби летят, Всё витал бы в облаках, В этом – дети спать хотят. Да я держу его в руках.

«Доскажи словечко»

Цель: совершенствование умения заканчивать фразу недостающим в ней и подходящим по смыслу словом.

Ход игры: взрослый произносит предложение, ребёнок называет в нём последнее слово. Материал:

*Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… (шляпку). Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… (шляпке).

* Мы с друзьями решили отправиться в путешествие на воздушном (шаре). Я шёл на парад и держал в руке большой воздушный (щар).

* У гномика в руках был золотистый звонкий… (колокольчик). На поляне росло много белоснежных ромашек и голубых (колокольчиков).

«Исправь ошибку»

Цель: учить замечать и исправлять речевые ошибки, понимая смысл многозначных существительных. Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предмета (многозначного существительного, например, еловой или сосновой шишки, произносит сопутствующее показу предложение «Егор упал с велосипеда, сильно ударился головой, и на лбу у него вскочила большая шишка». Дети должны заметить и исправить несоответствие картинки и смысла услышанной фразы. Материал:

*Картинка - баскетбольное кольцо - «Гости подарили маме на день рождения красивое золотое кольцо с изумрудом»;

*Картинка - Египетская пирамида - «Любимой Олиной игрушкой в детстве была пирамида»;

*Картинка - кленовый лист - «На первом листе в своём новом альбоме я решил нарисовать море» и т. п.

«Придумай предложение»

Цель: обучение детей самостоятельному придумыванию предложений с многозначными существительными.

Ход игры: перед детьми лежат карточки с перевёрнутыми вниз картинками. Выбрав любую из них, игрок придумывает по ней предложение. При выполнении упражнения можно использовать соревновательный приём, разделив игроков на две команды «Кто придумает самое интересное (длинное, смешное, необычное) предложение?». Материал:

парные картинки (с многозначными существительными) - тройка, цилиндр, ворота, язык, головки, зонтики, ласты, круг, обрыв, кольцо, пирамида, шляпа, спинка, ножка, ручка, лист, шишка, ёжик, нос, колокольчик и др.

«Что лишнее?»

Цель: развитие умения выделять в группе многозначные существительные.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку 4 (5) картинок, среди которых есть «лишняя». Значение остальных (многозначных) ребёнок должен объяснить. Например, звезда - небесное тело, звезда - награда, морская звезда, звезда – ёлочное украшение, снежинка (лишняя картинка).

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

- Мальчик сначала подошел к дому, а потом. (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером. (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом. (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они. (выбежали).

" Веселые автомобили".

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т. д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т. д.).

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1. Предметные картинки (парные) : чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

2. Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник, картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

«Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года.

Например: «Лето».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например: «Ледоход».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов- признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,.

Красное — платье, яблоко, знамя,.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цель - Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.

Публикации по теме:

Обогащение Рппс для реализации системы художественно-эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей.

Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта) Роль знакомства детей с природой во всестороннем развитии и в особенности обогащении словаря очень велика. Перед воспитателем стоит важная.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Использование дидактической игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста Проблема исследования заключается в поиске возможностей использования дидактической игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.

Обогащение словаря детей 5–6 лет в процессе ознакомления с различными фольклорными жанрами. Теоретические аспекты проблемы обогащения словаря детей 5-6 лет 1. Задачи, специфика и содержание работы по обогащению словаря детей 5-6.

Обогащение словаря детей дошкоьного возраста в трудовой деятельности Саидова Г. И. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА В трудовой деятельности г. Альметьевск, Россия Хороший словарный запас позволяет.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2017 в 07:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лесникова (УИ 408401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД