Лучший педагог года

Методическая работа как средство управления процессом повышения профессиональной компетентности воспитателей

Ирина Бубнова
Методическая работа как средство управления процессом повышения профессиональной компетентности воспитателей

Бубнова Ирина Николаевна, старший воспитатель,

МБДОУ детский сад №1 г. Лукоянов

Одна из проблем, затрудняющих работу ДОО по реализации ФГОС ДО, является недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности воспитателей.

За последние годы произошло много значимых изменений в системе образования в частности дошкольного. Принят новый закон ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Введен ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17 .10.2013 №1155, разработан Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Все эти документы указывают на необходимость наличия у педагога ДОО ряда компетенций для осуществления им профессиональной деятельности.

Публикация «Методическая работа как средство управления процессом повышения профессиональной компетентности воспитателей» размещена в разделах

Современные условия функционирования системы образования, проводимые реформы увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим в реализации актуальных задач и современных аспектов профессиональной деятельности многие столкнулись с проблемой в недостаточном владении актуальными профессиональными и ключевыми компетенциями. Современный педагог должен уметь строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно развиваться и повышать профессиональную компетентность.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога в трудах (В. А. Сластенина, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Г. Молчанова, Г. В. Яковлевой и др). В теории педагогического образования понятие “профессиональная компетентность” обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как “квалификационная характеристика”, “профессиограмма личности”, “профессиональная готовность” (Е. И. Рогов, О. М. Шиян, Н. В. Кузьмин и др.).

В психологии принята точка зрения, согласно которой понятие “компетентность” включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А. П. Журавлёв, Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров).

Я считаю, что систематическая взаимодействие с педагогами ДОО в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. А особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.

Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира. Проблема развития речи у дошкольников является одной из актуальных. Мы выявили существующую проблему: необходимость повышения качества речевого развития детей, с одной стороны, и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, с другой. Данная проблема определила цель и задачи нашей деятельности.

Цель работы : создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов через различные формы повышения компетенций.

2. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, через

участие в мероприятиях различного уровня.

4. Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию воспитанников : уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.

Общей задачей по работе со всеми педагогами явилось – подобрать наиболее эффективные формы методической работы с педагогами с учетом их уровня профессиональной компетентности.

Всю систему методической работы с педагогами мы разделили на 3 этапа

1 этап - аналитический, информационный.

В его задачи входило: изучить научно-методическую литературу по вопросу работы с педагогами по речевому развитию детей, подобрать диагностический инструментарий оценки уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития детей, подобрать эффективные и доступные формы работы с педагогами по совершенствованию их уровня профессиональной компетентности.

На первом этапе была проведена диагностика профессиональной компетентности педагогов в контексте компетентности модели педагога, разработанной кафедрой теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагога, авторы Чеменева А. А., Попова В. Р., Вербовская Е. В., которая включала в себя самодиагностику педагога, оценивание профессиональных компетенций педагога администраций МБДОУ.

Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим : сформирована компетентность- у 33%педагогов,частично сформирована -у 42 % педагогов, несформирована- у 25 % педагогов.

Полученные данные привели к необходимости поиска соответствующих условий, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Исходя из данных результатов и поставленных задач, наиболее эффективным представилось создание и реализация в ДОО системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров. Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов МБДОУ включала: мониторинг качества профессионально – личностных способностей, дифференциации педагогов по степени мастерства; подбор форм методической работы.

Чтобы методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогла оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и узнать потенциальные возможности каждого. Это позволило адресно планировать и повышение квалификации, и обобщение опыта, и индивидуальную работу. Были созданы условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов, а самоанализ деятельности педагогов позволил найти пути совершенствования личностных и профессиональных умений.

Был продиагностирован уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу речевого развития дошкольников. По результатам диагностики педагогов разделили на 3 группы и были определены дальнейшие задачи работы с каждой группой педагогов.

2 этап – практический, в его задачу входило – реализовать систему методической работы с педагогами по повышению уровня профессиональной компетентности по вопросу речевого развития дошкольников в практику, скорректировать методическую работу и образовательный процесс с детьми.

Исходя из современных требований, мною были определены основные пути развития профессиональной компетентности педагога-это : работа в методических объединениях, творческих группах; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах; обобщение собственного педагогического опыта. Была создана система методической работы, в которую включили в основном активные формы работы с педагогами, так как посчитали их наиболее эффективными.

В течение реализации методической системы по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия:

Были организованы выставки для педагогов в методическом кабинете по темам :

«Работа с дошкольниками по развитию речи»; «Читаем детям»; «Создание условий в группах ДОУ для речевого развития детей»;«Технология синквейн»;

Проведены консультации:

- Консультации: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника»; «Использование мнемотехники при заучивании стихов»; «Особенности форм, методов работы по развитию связной речи дошкольников в ДОУ на современном этапе в обеспечении реализации ФГОС ДО»; «Лэпбук с элементами синквейна как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Семинары – практикумы «Организация образовательного процесса ДОУ по реализации ОО «Речевое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»; «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в профессиональной деятельности воспитателя».

Мастер-классы по теме «Метод моделирования в речевом развитии дошкольников».

Открытые показы ООД по образовательной области «Речевое развитие».

Деловая игра «Крестики-нолики» по теме «Речевое развитие» дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.

Провели смотр –конкурс - «Лучший книжный уголок» с целью, активизировать творческую деятельность педагогов по оформлению книжных уголков в группах; создать предметно-пространственную среду, способствующую ознакомлению детей с художественной литературой.

Презентация лепбуков по речевому развитию.

В задачи 3 этап – контрольного входило- исследовать эффективность системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития дошкольников. Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов.

Исходя из выше изложенного можно подвести итоги: в процессе систематической методической работы была разработана и апробирована система по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, результатами которой являются следующие показатели: педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки. (В 2017-2018году прошли курсы повышения квалификации в НИРО- 9 (75%) педагогов, и 5 (42%) педагогов прошли обучение по программе «Детский сад-дом радости».

По результатам повторного исследования профессиональной компетентности педагогов все педагоги улучшили свой профессионализм (профкомпетентность сформирована у 67 %, частично сформирована у 27 %, не сформирована у 6 %)

По итогам мониторинга по речевому развитию у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы.

Таким образом, отмечаем, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности по вопросам речевого развития детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.

Библиографический список

1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития

детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития

дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

4. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015

5. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012

6. Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116

Публикации по теме:

Мастер-класс как средство развития профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей Сегодня, как показала практика, современные педагоги стремятся к повышению своих профессиональных компетенций. Работая с современными детьми,.

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности 1. Информационная справка об авторе ИОМ Ф. И. О. Софронова Ольга Николаевна Занимаемая должность воспитатель Образование высшее Педагогический.

Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.

Подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. В официальных документах,.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта Большева Т. А., старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №91», г. Новокузнецк Корольчук Е. А., заведующая МБ ДОУ «Детский сад №169», г.

Семинар-практикум для воспитателей «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей к физической культуре» Цель: освоение и последующее применение спортивных игр и упражнений в практической деятельности воспитателя. Задачи: Познакомить участников.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.

Экспресс-тест для педагогических работников на определение уровня профессиональной компетентности Цель: определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации работы по использованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая работа как средство управления процессом повышения профессиональной компетентности воспитателей
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 09:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД