Получи документы

Методическая работа в условиях реализации ФГОС ДО

Елена Дмитриева
Методическая работа в условиях реализации ФГОС ДО

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Публикация «Методическая работа в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

Важным фактором улучшения качества педагогической деятельности является методическая работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Г. В. Яковлева в своей статье «Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении» очень правильно утверждает: «Педагогическая практика свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольном образовании, к разработке и (или) внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми». И практика показывает, что в сфере образования до сих пор остается неразрешенным противоречие между потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов, а вследствие этого – повышения качества образования, и реальным состоянием методической работы, способной обеспечить готовность педагогов к инновациям.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы инновационной методической работы для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием в педагогической теории и практике как самого определения понятия «инновационная методическая работа», описание ее содержания и форм реализации, исследователями данной проблемы Молчановым С. Г., Яковлевой Г. В. была сделана попытка обозначить этот феномен.

Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

• определять приоритетные направления инноваций;

• отбирать содержание инновационной деятельности;

• проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;

• описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

За основу методологии ФГОС ДО была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Методическая работа ДОУ направлена на повышение педагогического мастерства педагогов и, в конечном результате, на совершенствование образовательного процесса.

Обновление методической работы ДОУ происходит с таких качественных позиций:

1. Творческая переработка предыдущего опыта работы.

2. Совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают :

-разработка и научно-методическое обеспечение процессов внедрения содержания образования, модернизация технологии обучения;

-оказание методической помощи при решении профессиональных проблем педагогов;

- развитие и саморазвитие профессионального мастерства педагогов с учетом изменений и особенностей муниципального образовательного пространства.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Педагогический коллектив ДОУ многолик, методической работой занимаются заведующий, старший воспитатель, педагоги. Но наиболее значима методическая составляющая в деятельности старшего воспитателя. Старший воспитатель является координатором общей педагогической деятельности. Именно на него следует возложить ответственность за качество всей образовательной работы ДОУ. Бремя нелегкое, именно поэтому квалифицированных старших воспитателей в детских садах не хватает. Сказывается также неготовность к данной деятельности многих начинающих старших воспитателей, проявляющаяся в неумении справиться со сложной ролью, в неспособности повлиять на ситуацию и организовать деятельность коллектива, оптимально грамотно распределив его силы.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

Литература:

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .

4. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М. : Новая школа, 2001

5. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Публикации по теме:

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО В дошкольном периоде начинается процесс социализации, ребенок начинает.

Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП в условиях внедрения ФГОС ДО Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП ДО в условиях внедрения ФГОС ДО «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём.

Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС «Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС ДО» Ляленкова В. В. – старший воспитатель.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС Согласно новому федеральному образовательному стандарту воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании детей, обеспечении психолого.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС до Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является.

Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая работа в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 30 октября 2016 в 16:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД