Методическая разработка

Елена Горина
Методическая разработка

Коррекционно – развивающее занятие с детьми 5 -6 лет с тяжёлым нарушением речи на тему:

«ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА С НАМИ»

Составила учитель – логопед Горина Елена Михайловна

Цель:

Развитие грамматического строя речи на основе лексической темы: «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить номинативный, предикативный,атрибутивный словарь по теме: «Зимующие птицы»;

- формировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные (на –ий, -ья, -ьи);

- упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р. п.) и числам;

- упражнять детей в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

- упражнять детей в образовании глаголов при помощи приставок;

- закреплять умения отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать различные каналы восприятия информации (аудиальный, визуальный);

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать зрительную и слухоречевую память;

- развивать мыслительные процессы;

- совершенствовать грамматический строй речи: развивать функцию словоизменения и функцию словообразования;

- отрабатывать правильное дыхание;

- развивать общую, мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать связную речь, проговаривать полными предложениями.

Современные образовательные технологии:

- Здоровье сберегающая технология (развитие правильного дыхания);

- Презентация лексической темы «Зимующие птицы» на основе программы «Power point»;

Оснащение образовательной деятельности:

- Ноутбук;

- Презентация лексической темы «Зимующие птицы» на основе программы «Power point»;

Материал: набор картинок с изображением перелётных птиц на липучках, разрезные картинки, кормушки, корм для птиц (крошки хлеба, семена, семечки, ягоды рябины, калины, кусочки сала) - опорные схемы, запись голосов птиц, дерево с изображениями птиц, трафареты.

1.Организационный момент:

Логопед обращает внимание на птичьи следы и читает стихотворение (Слайд 1):

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои.

«С добрым утром!» - написали

Непоседы – воробьи.

Кто рассыпал на снегу

Длинные цепочки?

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

2. «Разрезные картинки».

Что же за птицы оставили свои следы на снегу.

Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

- Кто получился у вас на картинках? (снегирь, свиристель, клест, синица)

-Ребята, одним словом, кто у вас получился? (птицы)

- Так здесь только птицы, которые не бояться холода. Как же называть этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (Зимующие птицы).

3. Беседа о зимующих птицах.

- Изображение какой птицы ты составил? (клеста). Найди такую же картинку на столе и прикрепи её на доску.

- В каких лесах обитают клесты? (В хвойных)

- Как выглядят клесты? (У клеста крестовидный клюв, короткий хвост, малиновое оперенье)

-Чем питаются клесты? (семенами шишек)

-Что происходит в феврале у клестов? (высиживают птенцов)

- Кто расскажет стихотворение о клесте?

Клюв, как клещи у клеста.

Вот так клюв! Вот это да!

Шишки запросто лущит

Птица грозная на вид.

-Какая птица получилась у тебя? (снегирь). Найди такую же картинку на столе и прикрепи её на доску.

-В каких лесах обитает снегирь? (Снегири живут в смешанных лесах)

-Как он выглядит? (У снегиря красная грудка, длинный хвост, короткий клюв, черная голова, серая спинка)

- Чем питается снегирь? (Снегирь питается ягодами калины, рябины, почками растений, семенами сирени, семенами арбуза, дыни)

- Как называют птенцов снегирей? (снегирята)

-Кто знает стихотворение о снегире?

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

- Какую птицу, ты собрала из разрезной картинки? (свиристеля). Найди такую же картинку на столе и прикрепи её на доску.

- В каких лесах обитают свиристели? (Свиристели обитают в смешанных лесах.)

- Как выглядят свиристели? (У него красноватая голова, большой хохолок на голове, короткий клюв, короткий хвост, длинные крылья, сильные лапы)

- Чем питаются свиристели? (ягодами рябины, калины, шиповника)

-Кто расскажет нам стихотворение о свиристеле?

В день, когда мела метель,

Прилетел к нам свиристель.

Мы ему насыплем крошек.

Свиристель такой хороший.

-А у тебя кто получился получился на картинке? (синица). Найди такую же картинку на столе и прикрепи её на доску.

-В каких лесах обитает синица? (в лиственных лесах)

- Как она выглядит? (У синицы черная голова, тонкий клюв, белые щеки, желтая грудка, короткий хвост, сильные ноги)

- Чем питается синица? (Питается синица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, семенами, салом).

- Каким салом можно кормить синицу? (несоленым салом)

- Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинки вредных насекомых из коры деревьев)

Кто знает стихотворение о синице?

В желтой футболке и черной жилетке

Птица-синица расселась на ветке.

Тенькает звонко птица-синица,

Лютых морозов она не боится.

- Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

4. Развитие речевого дыхания и голоса.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м» (громко, низким голосом)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш»

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с-с»

-Вьюга намела много снега. Легко ли птицам найти корм там, где много снега? (В снегу корм найти трудно).

- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

5. Речь с движением «Зимующие птицы»

Мы – зимующие птички, Дети показывают на себя.

Часто мёрзнем в холода. Обхватывают себя руками и трут плечи.

Не найти зимой нам быстро Ладонь приставлена ко лбу козырьком.

Зёрен, хлеба, семена. Смотрят налево – прямо – направо.

Птичье горло замерзает, Вытягивают шею, гладят горло.

Мы не сможем больше петь. Качают головой из стороны в сторону.

Птичьи крылья замерзают, Машут руками, качают головой.

Мы не сможем улететь. Подпрыгивают.

Птичьи лапки замерзают, Попеременно поднимают ноги.

Очень холодно стоять.

Птичий клювик замерзает, Показывают (вытягивают) рукой клюв.

Мы не сможем им клевать. Качают головой из стороны в сторону.

Посмотрите–ка: ребята Показывают двумя руками на «зерно».

Нам насыпали зерно!

Им – огромное спасибо, Поднимают руки над головой и через стороны опускают их вниз.

Очень вкусное оно! Гладят живот по часовой стрелке.

6. Много бед и невзгод приходится им перенести в суровую зимнюю пору. Но им всегда на помощь приходят люди. Вот и мы для птиц сделали кормушки и развесили их на деревьях.

- Ребята, вы знаете что птички любят кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. (Выставляется опорная схема).

- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. (Выставляется опорная схема).

- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного их расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. (Выставляется опорная схема).

Упражнение «Кто что любит?»

- А что же любит сорока? (Сорока больше всего любит зерно).

- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

7. Развитие фонематического слуха «Пение птиц».

Ребята, вы ведь знаете, что птицы очень красиво умеют петь?

- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни. Послушайте и определите, кто это поет? (детям дается прослушать пение зимующих птиц).

Голоса каких птиц вы узнали?

8. Игровое упражнение «Кто как голос подаёт»:

-Ворона что делает? (Ворона каркает).

-Синица что делает? (Синица тенькает)

-Сорока что делает? (Сорока трещит)

-Воробей что делает? (Воробей чирикает)

-Дятел что делает? (Дятел стучит)

- А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

Игра «Какая птица улетела?» (Дети закрывают глаза, логопед убирает 1 – 2 птицы).

9. На компьютере появляется письмо, в котором загадки о зимующих птицах.

ДЕТИ РАЗГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ (Слайды).

Что за птица Кто в беретке ярко – красной,

Мороза не боится? В чёрной курточке атласной?

Хоть снега лежат везде, На меня он не глядит,

У неё птенцы в гнезде. Всё стучит, стучит, стучит.

(клёст) (дятел)

Непоседа – невеличка, Что за стол среди берёз

Желтогруденькая птичка. Под открытым небом?

Ем я сало и пшеничку. Угощает он в мороз

А зовут меня …. Птиц зерном и хлебом.

(синичка) (кормушка)

Кто там, прыгает, шуршит, Окраской – сероватая,

Клювом шишки потрошит. Повадкой – вороватая,

Голосом речистым, чистым Крикунья хрипловатая -

Кле – кле – кле поёт со свистом. Известная персона.

(клёст) Кто она?. (ворона)

Птичка – невеличка Чернокрылый, красногрудый,

Ножки имеет, И зимой найдёт приют:

А ходить не умеет. Не боится он простуды -

Хочет сделать шажок – С первым снегом

Получается прыжок. Тут как тут!

(воробей) (снегирь)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая.

Самая болтливая.

(сорока)

10 Игра «Какие птицы вам знакомы?».

На дереве развешаны карточки с птицами. Дети должны выбрать только карточки с зимующими птицами.

11. Игровое упражнение «Составь слово»:

-У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая сорока)

-У снегиря красная грудка, значит он какой? (Снегирь красногрудый)

-У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая синица)

-У синицы куцый хвост, значит она какая? (Куцехвостая синица)

-У вороны длинный клюв, значит она какая? (длинноклювая ворона)

12. Практическая деятельность.

- А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).

8. Итог

С какими птицами познакомились на занятии? Почему их назвали зимующими? Выставка работ детей, завершение просмотра презентации.

Публикации по теме:

Методическая разработка для детей 5–6 лет «Фон — сундучок» Методическая разработка учителя-логопеда для детей 5-6 лет «Фон – сундучок» Методическая разработка: «Фон – сундучок»» Кому адресовано:.

Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.

Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет Методическая разработка на тему «Зима» для детей 4 - 5 лет. Лексическая тема: «Зима». Автор: Савченко Жанна Сергеевна, воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка НОД «Перелётные птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим) в средней группе.

Методическая разработка проекта «Род и родословие» Проект для подготовительной группы по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Методическая разработка «Репка по-новому» Данная методическая разработка предназначена для организации образовательной деятельности детьми 3–4 года посредством совместных с взрослым.

Методическая разработка «Сказкотерапия» Данная работа предназначена для педагогов, специализирующихся в сфере дошкольного образования, как для малышей, так и для дошкольников.

Методическая разработка «Воображение и творчество» Введение. Воображение важнее, чем знание. А. Эйнштейн В жизни человека, в его психическом развитии, исключительно важную роль играет воображение.

Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Методическая разработка «Мнемотехника» Статья на тему: МНЕМОТЕХНИКА- современная педагогическая технология. Подготовила воспитатель ГБДОУ№82: Кузнецова К. В. Мнемотехника - это.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Лето
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка
Опубликовано: 5 октября 2019 в 22:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки