Получи документы

Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития. Костромская область

Ирина Смирнова
Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития. Костромская область

Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области

«Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития обучающихся»

Беседы для детей старшей группы.

Публикация «Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития, Костромская область» размещена в разделах

Подготовила: Смирнова Ирина Александровна, воспитатель, квалификационная категория соответствие занимаемой должности.

-2020-

Тема: Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития обучающихся.

Цель: формирование у дошкольников чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

• Формирование у детей интереса и уважения к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности;

• Воспитание терпимого (толерантного) отношение к представителям различных конфесий, проживающих на территории Костромской области;

• Сохранение и развитие культурных традиций национальностей, проживающих на территории Костромской области

• Формирование желания дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним;

Предварительная работа:

Наблюдение во время прогулки за гуляющими и играющими детьми. Беседа о том, какие мы разные.

Материалы:

Иллюстрации с изображением народов (русские, украинцы, узбеки, дагестанцы, цыгане, армяне, татары, молдаване).

Приемы и методы: словестный метод – рассказ, беседа, описание, использование художественного слова; наглядный метод – показ иллюстраций, картин.

Дружба народов.

Здравствуйте, ребята. Прослушайте пожалуйста стихотворение Ральского, которое называется «Дружба народов»

Дружба народов – не просто слова,

Дружба народов – навеки жива,

Дружба народов – счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

Дружба народов – бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песня его, молодого,

Сад-виноград возле дома родного.

Дружба народов – над миром звезда,

Неугасимый светоч труда,

Волны зеленого вольного моря

Смелые книги и светлые зори.

Дружба народов – ликующий пир,

Где собрался весь трудящийся мир,

Люди рабочие воли согласной,

Воины правды и радости ясной.

- Скажите, о чём это стихотворение?

-О дружбе между людьми разных национальностей.

-Людей каких национальностей вы знаете?

-Как называется область, в которой мы с вами живём?

-Костромская область.

-Как вы думаете, люди каких национальностей проживают в нашей Костромской области?

-Верно, в нашей области проживают люди разных национальностей.

Наша малая Родина – это один общий дом, где мы живём в мире и согласии.

Сегодня мы с вами рассмотрим иллюстрации наиболее многочисленных народов, проживающих на территории Костромской области.

Рассматривание иллюстраций народов, проживающих на территории Костромской области, проговаривание их названий.

-Более подробно о каждом народе вы будете узнавать на следующих наших беседах.

Молдаване.

-На территории Костромской области проживает 859 молдаван. В Кострому молдаване с 1976 года приезжали на практику, по распределению после окончания учебных заведений и, завороженные красотой этого старинного города, остались здесь навсегда.

- Как вы думаете на каком языке разговаривают молдаване?

- Говорят на молдавском языке.

-Верно, кроме этого их язык имеет 4 группы говоров.

Верующие — православные.

-Как вы думаете, чем занимался этот народ?

-Выращивали домашний скот, сеяли пшеницу, ячмень, кукурузу.

-Верно. Основные традиционные занятия: животноводство, виноградарство и садоводство. В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, заменявшую хлеб, варили ежедневно.

Домашние ремёсла — ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. В некоторых районах Молдавии были распространены рыбный, охотничий и другие промыслы.

- Посмотрите на иллюстрации молдаван в традиционной одежде. Какая она?

-Традиционная мужская одежда состояла из белой рубахи, белых штанов, тёмного жилета или меховой безрукавки; женская — из белой орнаментированной рубахи, шерстяной несшитой юбки, шерстяного или полотняного фартука. Мужской головной убор зимой — барашковая шапка, летом — соломенная шляпа; женский — полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин — так называемые опинчь (типа постол) из кожи. В некоторых сёлах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни женщины носят традиционный костюм или его отдельные части.

Татары

По своей численности татары занимают второе место после русских.

Казань - столица Татарстана. Город очень красивый, каждый год его посещают тысячи туристов, восторгающихся достопримечательностями древнего города.

Татары относятся к этносам, исповедующим ислам. На территории Костромы для них построена мечеть.

-Как вы думаете на каком языке разговаривают татары? (на татарском)

-Как вы думаете, чем занимался этот народ?

-Традиционной хозяйственной деятельностью татар являлось пашенное земледелие в сочетании с животноводством. Из муки пекли хлеб и лепешки, готовили пироги и пирожки из дрожжевого, пресного и сдобного теста (бэлэш, эчпочмак) с начинкой из картофеля, мяса, моркови, свеклы и т. д. Баранина, говядина и мясо птицы шли на приготовление супов, бульонов и вторых блюд; конину солили, перерабатывали в колбасу. Любимым напитком татар является чай, который пьют горячим, заправляя молоком или сметаной. Излюбленные сладкие печеные блюда – чак-чак, чэльпэк и др.

В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых – Сабантуй, который не имел точной календарной даты, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу.

Наряду с сельским хозяйством получили развитие ремесла : ювелирное, кожевенное, войлочное.

-Рассмотрите на картинки с изображением татарского жилища. Какое оно?

- Яркая раскраска обшивки, ажурная резьба наличников окон, цветные ткани разных тонов – все это создает неповторимый облик татарского жилища. Стены нередко украшаются вышитыми скатертями, молитвенными ковриками, домоткаными полотенцами, а под стеклом на передней стене вешается красочно оформленное изречение из Корана.

- Посмотрите на иллюстрации молдаван в традиционной одежде. Какая она?

-Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бишмета. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Поверх камзола мужчины надевали просторный халат с шалевым воротником, а зимой шубы и тулупы. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом, поверх которой в холодное время носили меховую или стеганую шапку. Женские головные уборы отличались своеобразием у разных групп татар. Шитая жемчугом, золотошвейной гладью маленькая шапочка калфак получила распространение у многих групп татар; бытовали также полотенцеобразные тастары, у казанских татар – вышитые тамбуром покрывала эрпэк.

.

Армяне

Армяне проживают более чем в 70 странах мира.

- Как вы думаете на каком языке разговаривают армяне? (на армянском языке).

Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии.

-Как вы думаете, чем занимался этот народ?

-Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). Из пшеничной муки в тонирах выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда. Очень широк набор сухофруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде.

В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота.

Среди ремёсел развито ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство.

- Посмотрите на иллюстрации молдаван в традиционной одежде. Какая она?

-Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин, и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука) (в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки). Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески, подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом.

Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые — в Западной Армении, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. В настоящее время эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Узбеки.

Этот народ живет в Узбекистане, Таджикистане и других городах. Много узбеков проживают в Костроме.

- Как вы думаете на каком языке разговаривают узбеки?

-Говорят на узбекском языке. Их язык имеет многочисленные переходные говоры и диалекты. Верующие узбеки — мусульмане-сунниты.

-Как вы думаете, чем занимался этот народ?

-Традиционными занятиями узбеков в оазисах были многоотраслевое земледелие, ремёсла и торговля. Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо, зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица, овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и др., бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная, масличные (кунжут, лён, сафлор, садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др., кормовые (люцерна, технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины.

Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (главным образом на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов, минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским — ведение молочного хозяйства (заготовка масла и сыра, обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, перемётные сумы, скатерти, попоны и др.).

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.). Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).

- Посмотрите на иллюстрации узбеков в традиционной одежде. Какая она?

-Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40, остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

Русские

Русский народ – коренные жители России.

-Как вы думаете на каком языке говорит этот народ? Мы с вами к какому народу относимся?

-Национальным языком русского народа является русский язык. Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа.

Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

- Посмотрите на иллюстрации русских в традиционной одежде. Какая она?

-Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота! Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

-Мы с вами уже рассматривали русскую народную избу в нашем детском саду. Что вам запомнилось? (убранство избы, кухонная утварь).

Цыгане

Согласно данным последней переписи населения, на Костромской земле проживает более 1500 цыган. Цыгане – многоликий и разнообразный народ.

-Как вы думаете, на каком языке говорит этот народ? (говорят на разных языках).

- К какой вере принадлежит?

-Верующие цыгане в России — в основном православные, в балканских странах — мусульмане-сунниты, в странах Европы — католики.

Цыгане очень любят праздники, они органично вплетены в канву их жизни. Приехал ли родственник, просто зашел в гости сосед, день рождения кого-то из членов семьи, не говоря уже о крестинах или свадьбе – все это повод для того, чтобы собраться вместе, поговорить о делах, просто обменяться новостями. Самыми важными праздниками у цыган считаются церковные.

- Рассмотрите иллюстрации цыган в традиционной одежде. Какая она?

-Цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. В этот комплекс костюма входили широкая пёстрая юбка у женщин и жилетка у мужчин.

Традиционная цыганская юбка — несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кытрынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребёнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины — платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря, на шее носили монисто, на голове — платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм — шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шёлковые рубашки.

-Как вы думаете, чем занимался этот народ?

-Наиболее распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин — гадание. У разных групп цыган преобладают различные ремёсла — кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина. Цыгане славятся как музыканты, танцоры, певцы.

Цыгане объединяются в кочевые таборы, члены которых не обязательно связаны кровным родством. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. С весны до глубокой осени цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках. В зимний период цыгане снимали жильё у местного населения.

Дагестанцы

Это собирательное название многочисленных народов, проживающих на территории Республики Дагестан. Дагестан является самой многонациональной республикой России. Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана. Коренными малочисленными народами Республики Дагестан признаны 14 народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины и другие. Лишь 14 языков Дагестана имеют письменность, а остальные являются бесписьменными. Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития : на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.

-Как вы думаете, чем занимаются дагестанцы?

Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. Вся история Дагестана доказывает сплоченность его народов.

-Посмотрите на изображения дагестанцев в национальных костюмах. Какие они?

-Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.

У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.

В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.

Украинцы

Украинцы второй по численности народ на территории Костромской области после русских. Украинцам присуща смекалка, гостеприимство, доброта, выносливость. С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев. Среди украинцев немало известных личностей среди композиторов, поэтов, писателей, актёров.

-Как вы думаете, на каком языке говорит этот народ? (на украинском). Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

-Ребята подумайте и скажите? чем могли заниматься украинцы?

-Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

- Рассмотрите на иллюстрациях национальные костюмы украинцев. Какие они?

-Мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение - незамужние женщины носили цветочный венок, замужние - высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Итоговая беседа.

Мы с вами и познакомились с народами разных национальностей, проживающих на территории нашей области. Осталось ещё много интересного и увлекательного, что нам с вами только ещё предстоит узнать. Вы увидели, что народы разных национальностей отличаются друг от друга и интересны. В этом мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека.

Всегда важно помнить об этом.

Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.

Какой народ вам больше запомнился?

Чей костюм вы считаете самым красивым?

Какой народ кочевой?

Встречали ли вы людей другой национальности, какой?

Публикации по теме:

Дружба на МAAM: Якутия — Кемеровская областьДружба на МAAM: Якутия — Кемеровская область Как хорошо, что в наши дни нет преград для дружбы! Сайт Маам стирает все: нет ни расстояния, ни возраста, ни национальностей, ни стажа,.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Фотоотчет «Тюменская область — территория добрых дел!»Фотоотчет «Тюменская область — территория добрых дел!» Пожилые люди больше других нуждаются в общении. С выходом на пенсию круг интересов и забот часто сужается до размеров собственной квартиры.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Книга памяти «Горьковская область в годы ВОВ» для старшей группыКнига памяти «Горьковская область в годы ВОВ» для старшей группы Всем, доброго времени суток! В честь памяти победы в Великой Отечественной Войне, я изготовила и оформила книгу памяти «Горьковская область.

Конспект НОД «Путешествие в страну сказок». Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Путешествие в страну сказок». Цель: Закрепление умений передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики и жестов. Развитие.

Конспект НОД на основе крымскотатарского этнокультурного состава в младшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья» - «Меним къорантам». Цель: продолжать формировать представление детей о семье и ее членах. Задачи: Образовательные: Учить.

Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «В царство Кощея бессмертного» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Тип: интегрированное Возраст детей: 6 лет Форма.

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Основные цели и задачи Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития. Костромская область
Опубликовано: 6 марта 2021 в 22:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД