Получи документы

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр

Елена Алмакаева
Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр

"Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических технологий".

Решение задач музыкального воспитания возможно при условии увлекательного характера музыкальных занятий и создания атмосферы эмоциональной заинтересованности детей в восприятии и осмыслении музыки. [18] Ведь именно интерес является главной движущей силой музыкально-познавательной деятельности детей.

Публикация «Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

Познавательный интерес имеет особое значение в старшем дошкольном возрасте, так как в период подготовки детей к школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Проблема развития у детей познавательного интереса занимает центральное место в работах педагогов, психологов, физиологов, музыковедов. Такие педагоги-музыканты, как Ирина Леонидовна Дзержинская, Наталья Алексеевна Ветлугина, Дмитрий Борисович Кабалевский и многие другие предлагают различные методики по развитию у детей познавательного интереса к музыке.

На основе обобщенного опыта известных педагогов-музыкантов по развитию у дошкольников познавательного интереса к музыке, мы разработали цикл тематических занятий, направленных на развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста с активным применением музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических технологий.

В 2016- 2017 учебном году мною осуществлялась реализация опыта работы по теме «Развитие познавательного интереса к музыке у старших дошкольников на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических технологий».

Цель – развитие у старших дошкольников познавательного интереса к музыке.

Задачи:

• Создать оптимальные педагогические условия для внедрения арт-педагогических технологий в музыкально-образовательный процесс.

• Активизировать познавательный интерес у детей к музыке.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Развивать у детей певческое дыхание, звуковысотный слух, правильную артикуляцию, дикцию на музыкальном материале.

Развивать у детей чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

• Способствовать развитию у детей инструментального творчества.

умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Воспитывать у детей доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

• Создать условия для импровизации игр-драматизаций на темы знакомых сказок.

Развивать умения детей пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Для решения данных задач мы использовали такие арт-педагогические технологии, как: технология «скульптурного или пластического моделирования» и технологию «образной вербализации» или технологию «кругового письма» (С. Френе, так как арт-педагогика имеет единые с педагогикой цели и задачи: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающей мир по законам красоты и нравственности, сформировать этический и эстетический иммунитет личности в процессе развития ее духовно-нрав-ственной культуры. Следовательно, эти технологии могут быть использованы для развития у старших дошкольников познавательного интереса к музыке.

1. Технология «скульптурного или пластического моделирования» - основана на ваянии, лепке из пластилина, создании мозаики, графики. «Музыкальная пластика» – это и адекватная музыкальным интонациям выразительность тела, и специфическая мягкость (или жесткость) движений, связанная с качеством музыкального звучания – его объемностью и способностью длиться во времени и пространстве.

Алгоритм «пластического моделирования». Первый этап – показ педагогом вариантов пластических воплощений музыки, его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения. Второй этап – повтор детьми движений за педагогом. На занятии с детьми разделения на первый и второй этапы не существует. Педагог выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. Совмещение на практике этих двух моментов психологически оправдано, ведь речь идет не о концертном номере, не о выступлении педагога перед детьми, а об игре, в которой он занимает место партнера и ведущего. Третий этап - игры с пластическими импровизациями самих детей.

Для начала используется уже опробованный и понятный детям прием организации игры: ведущий импровизирует, а остальные повторяют.

1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь.

2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми.

Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Все остальные тоже могут постоять и потоптаться на месте вслед за ведущим. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации.

3. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия.

Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. Некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях педагог изменяет правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

2. Технология «образной вербализации» или технология «кругового письма» (С. Френе). Вербализация - в широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей и т. п. В результате такого «кругового письма» каждый из дошкольников добавляет по слову или фразе, помогающей создать определенный музыкальный образ. Вначале работы данная технология используется для определения конкретных выразительных средств. Данный вид работы помогает осмыслить музыкальное произведение, раскрыть его содержание в контексте общего художественного и жизненного опыта воспитанников поэтическими средствами словесного языка, что способствует формированию длительного и устойчивого интереса детей к этим произведениям, мотивирующего творческую работу по их исполнительскому и теоретическому освоению.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т. п., а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Процесс восприятия музыки (слушательский процесс) осуществлялся на основе следующей схемы, предложенной А. И Лагутиным:

«Слышу – слушаю - вслушиваюсь – услышал».

«Слышу» – непроизвольное восприятие звуков, «слушаю» – сосредоточить внимание на музыке (перевести непроизвольное внимание во внимание произвольное, «вслушиваюсь» – определить особенности музыкального произведения ( произвести слуховой анализ: определить средства музыкальной выразительности, эмоциональный настрой, «услышал» – понять музыкальный образ, который заложен композитором в музыкальном произведении.

При этом задача педагога – вести процесс, направляя слух ребят – словом, репликой, жестом, на те элементы музыкальной ткани, которые должны остаться под их слуховым контролем. Действуя слухом, дети поддерживают сосредоточенность внимания, необходимую для полноценного восприятия музыки.

В рамках данной технологии используется метод моделирования ролевой ситуации («Если бы я был композитором…», «Если бы я был дирижером…», «Если бы я был художником, скульптором, архитектором…», прием разрушения образа (изменение средств художественной выразительности, предложенных автором, влекущие за собой изменение образа).

Базовым, основополагающими методом арт-педагогики является метод игры, поэтому в рамках каждой технологии использовались циклы тематических занятий, включающие в себя музыкально-дидактические игры Н. А. Ветлугиной, Н. Г. Кононовой, Л. Н. Комисаровой, Э. П. Костиной, С. А. Роговой, М. А. Михайловой, Т. Бабаджан, В. Петровой, И. Грантовской, З. Роот и других педагогов-музыкантов. Игра обладает широким спектром обучать и воспитывать, контролировать уровень сформированности знаний, умений, навыков и способностей. В связи с этим, она может быть успешно использована для развития познавательного интереса к музыке.

Необходимо отметить, что логика применения дидактических игр была обусловлена возрастными особенностями самих дошкольников и степенью сформированности у них познавательного интереса к музыке.

Руководствуясь этими методами, были разработаны тематические циклы непосредственно образовательной деятельности, в подготовке и организации которых использовался метод творческого монтажа (Н. Опариной) имеющегося разнородного материала. Этот метод подразумевает знание и умение применить в творческой практике основные приемы «состыковки» разнородного материала.

Тематические циклы были построены на основе принципа постоянной связи с жизнью и интересами каждого ребенка.

В беседах с детьми, во время совместной деятельности мы старались актуализировать и активизировать личный эмоциональный, визуальный и бытовой опыт детей.

С целью реализации задачи развития познавательного интереса к музыке у старших дошкольников было осуществлено перспективное планирование, разработан цикл консультаций для воспитателей и для родителей воспитанников. Разработана карта программных требований, перспективное планирование работы театрального кружка, программа клуба любителей музыки, конспекты тематических занятий, сценарии развлечений, оформлена родительская витрина (см. Приложение).

Познавательный интерес имеет три стадии развития : 1-я (элементарная) – это любопытство, 2-я, более ценная - любознательность и, наконец, самое важное образование личности - познавательный интерес. [11]

Опираясь на психолого-педагогические исследования Г. И. Щукиной, Д. Ф. Фрейера, С. Л. Рубинштейна, Ш. Валера и др. педагогов и психологов, в качестве критериев наличия познавательного интереса дошкольников к музыке мы определили следующие: эмоциональные проявления, интеллектуальные проявления, волевые действия.

Поэтому циклы тематических занятий с активным использованием музыкально-дидактических игр (далее МДИ) строились на основе трех этапов развития познавательного интереса детей к музыке. Это развитие эмоциональных и интеллектуальных проявлений а так же волевых качеств. Внутренняя структура занятий соответствовала алгоритму реализации определенной арт-педагогической технологии.

Музыкальные занятия проводились по установленному расписанию, в соответствии с программными требованиями, в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием.

Так, на разных этапах процесса развития познавательного интереса к музыке использовались разные виды дидактических игр.

Так как I этап был направлен на развитие эмоциональных проявлений, в непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) циклов «Море-море» и «Чудеса в решете» мы включили МДИ следующих видов: игры-импровизации, проблемно-моделирующие игры, подвижные игры и игры-загадки на основе музыкального и художественного репертуара, подобранного к данным темам. Например, в МДИ «Море» дети в процессе восприятия музыкальных фрагментов сцепленными руками показывают состояние моря: спокойное, взволнованное, или штормовое, реагируя на изменение характера музыки, подбирают соответствующие данному настроению моря цветные карточки, репродукции картин с изображением спокойного, взволнованного и штормового моря. В процессе данной игры используется метод моделирования ролевой ситуации в рамках технологии «образной вербализации», о которой было сказано ранее. Дети представляют себя в роли композитора и художника и высказываются по содержанию. А так же технология пластического моделирования, где дети под музыку создают свои пластические импровизации.

Технология пластического моделирования и технология образной вербализации применяется и в НОД цикла «Чудеса в решете», на которых мы знакомим детей с небылицами-перевертышами, затем играем в МДИ «Персонаж и музыка». Дети должны на основе восприятия музыки показать, как летают птички, как они легко кружатся, но… звучит пьеса В. Ребикова «Медведь», и, услышав несоответствие музыки с данным образом, дети меняют движение и придумывают свою небылицу на данную тему.

II этап был направлен на развитие интеллектуальной сферы в процессе тематических циклов «Цирк», «Зимняя сказка» и «Мой мир» в НОД. На данном этапе большое внимание уделялось развитию логического мышления детей, которое не может состояться при отсутствии знаний. Поэтому мы подбирали МДИ, направленные на формирование представлений у детей о музыкальном искусстве, и, в первую очередь, о средствах музыкальной выразительности.

Например, в НОД цикла «Цирк» мы предлагаем детям поиграть в МДИ «Послушай и угадай». На основе подобранного к данной теме музыкального репертуара дети узнают веселого и грустного клоуна, различают смену частей в музыке, подбирают соответствующие музыкальные инструменты, выражают свое отношение к музыкальным образам в движениях и т. д. Тем самым решаются музыкальные задачи : развитие ладового, тембрового, ритмического слуха и чувства формы музыкального произведения, а так же задачи арт-педагогики: стимуляция активности ребенка эмоционально и вербально.

Цель третьего этапа - развитие волевых качеств дошкольников. Поэтому на данном этапе дети учились применять теоретические знания в практической деятельности.

Так, в процессе НОД циклов «Весна стучится в окна» и «Лето, ах, лето!» мы предлагаем детям МД игры следующих видов: настольно-печатные, творческие, проблемно-моделирующие, игры - драматизации. Например, в игре «Музыкальная поляна» закрепляются знания о длительности звуков, ритме, дети исполняют знакомые попевки, подбирают их мелодию на детских музыкальных инструментах и выкладывают их ритмический рисунок на фланелеграфе. В МДИ «Ромашка» дети определяют средства музыкальной выразительности прослушанных музыкальных фрагментов и вкладывают предложенные им символы в кармашки лепестков цветка. Пособия ко многим из этих игр дети изготавливают на занятиях по труду.

Во всех этих играх, несомненно, не обойтись без арт-педагогических технологий, в процессе применения которых у детей формируется эмоциональная отзывчивость к музыке, развиваются творческие способности.

Безусловно, во этих играх несомненную роль играет музыка, поэтому одним из главных требований является отбор высокохудожественного материала, его доступность детскому мышлению. Хочется отметить, что в качестве музыкального материала для дидактических игр, нами довольно часто используется музыкальное и песенное творчество пензенских композиторов, которое помогает формированию патриотических чувств у детей.

Кроме этого, музыкальный руководитель должен “обеспечить” игру зрительной наглядностью; уметь преподнести игру детям так, чтобы они чувствовали себя естественно и сами были инициаторами последующих действий.

С целью определения эффективности нашей работы по развитию у старших дошкольников познавательного интереса к музыке, проводились контрольные срезы в начале и в конце учебного года по следующим критериям: эмоциональные проявления, интеллектуальные проявления и волевые качества. По указанным нами критериям развития у детей познавательного интереса к музыке мы выделили три уровня познавательного интереса к музыке у дошкольников : высокого, среднего и низкого, которые выделялись по степени выраженности показателей.

«Низкий уровень» - у детей этого уровня во всех видах музыкальной деятельности внешние эмоции выражены слабо, характеризуются отдельными эмоциональными восклицаниями, отсутствие вопросов к педагогу с целью узнать что-либо новое, нежелание участвовать в деятельности, в обсуждении вопросов, невнимательность, отвлекаемость;

«Средний уровень» - у детей этого уровня внешние реакции носят избирательный характер, они ярко выражены по отношению к отдельным видам музыкальной деятельности, развита способность к эмоциональному выражению чувств и эмоций, отмечаются попытки что-то узнать, слабая отвлекаемость;

«Высокий уровень» - у детей этого уровня во всех видах музыкальной деятельности ярко выражены внешние эмоциональные реакции, высоко развита способность к эмоциональному выражению чувств и настроений, которая проявляется в ярких, эмоционально окрашенных высказываниях, вопросы к педагогу, с целью узнать новое, сосредоточенное внимание, активное оперирование приобретенным багажом музыкальных знаний и умений, самостоятельность в выполнении задания.

Педагогический мониторинг развития у детей познавательного интереса к музыке осуществлялся на основе вышеуказанных критериев и степени их проявления, с помощью следующих заданий, которые представлены вашему вниманию:

Эмоциональные проявления:

1. Охарактеризовать музыкальный образ (анализ средств музыкальной выразительности)

2. Сочинить музыкальные интонации радости и грусти (на детских музыкальных инструментах).

3. Инсценировать сюжетную песню (использовать средства музыкальной выразительности).

4. Голосом «раскрасить» звуки, усиливая или уменьшая яркость.

5. Придумать характерную интонацию (музыкальное рисование) к художественному, литературному образу

Интеллектуальные проявления :

1. Графически изобразить движение музыки.

2. Перевести музыкальный образ в пластический.

3. Подобрать примеры из жизни (действия людей, явления природы, соответствующие штрихам, «Staccato», «Legato», «non Legato»

4. Угадать по штрихам персонаж музыкального произведения.

5. По тембровой окраске звучания узнать невидимые инструменты, голоса.

6. Досочинить мелодию.

7. Изменять движения (например, хлопки над головой или по коленям в зависимости от высоты звучания).

Волевые качества:

1. Подобрать нужные краски (любой цветовой материал) по принципу крещендо (усиление, диминуэндо (уменьшение).

2. При работе над песней придумать ситуацию, когда бы характер музыки изменился (мажор минор).

3. Определить разницу и найти общее в прослушанных отрывках (одно и то же произведения в разных вариантах исполнения).

8. Графически смоделировать звучащую музыку цветными карандашами.

9. Собрать аналитическую модель ромашки (самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности в произведении).

Результаты педагогического обследования детей подтверждают эффективность нашей работы.

Мы продолжаем работать над проблемой развития познавательного интереса у дошкольников к музыке и ищем новые эффективные формы и методы для решения музыкально-педагогических задач.

Поэтому в ближайшей перспективе мы планируем внедрить в практику музыкально-воспитательной работы с дошкольниками метод драматургии организации и построения тематических музыкальных занятий, роль ведущего в которых будет исполнять не музыкальный руководитель, а определенные для каждого возраста музыкальные персонажи (например, в подготовительной и старшей группе Мажор и Минор или госпожа Гармония, в младших группах дошкольников на занятии будут встречать, например, Скрипач-Кузнечик или Комарик-плясун и т. д.).

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание : Пер. с исп. / общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. - М: ВЛАДОС, 2004. - 176с. : ил.

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венегер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1995. – 144 с.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1967.

5. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М. : Просвещение, 1983.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

7. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

8. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989. - 270с. : нот.

9. Выготский Л. С. Психология познания. – М., 1977.

10. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А Венгера. - М. : Педагогика, 1976.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М. : Просвещение, 1978. – 96 с.

12. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития : Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2003. – 173 с.

13. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Учеб. пособие. - Харьков: ХГПИ, 1989. - 72с.

14. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304с. : ноты.

15. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. - К. : 1987.

16. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях : Учеб. -метод. пособие / Г. В. Фадина, И. Г. Андреева, Е. А. Лобанова [и др. ] ; Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов : Николаев, 2004

17. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. - М. : Просвещение, 1982. - 96с., ил.

18. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4-12.

19. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей,Ростов на/Дону, Феникс, 2010г., с. 210

20. Костина Э. П. Модернизация музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста : проблемы, поиски, перспективы. //Модернизация системы музыкального образования детей. - Н. Новгород: НГЦ, 2005. – С. 5-1

21. Костина, Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Э. П. Костина. – М. : Линка-пресс, 2008. – 20 п. л.

22. Михайлова Ф. А. Игрушки и пособия детского сада. М., Учпедгиз, 1951.

23. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1964.

24. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддьяковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1981. - 192с.

25. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : 1947.

26. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.

27. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.

28. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника. В сб. : «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию», М., Учпедгиз, 1949.

29. Эстетическое воспитание детей в игре / Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. - М., 1963.

30. Методические рекомендации по разработке основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования. В помощь руководителям образовательных учреждений. Автор-составитель: Е. Ф. Купецкова, канд. пед. наук, доцент, заслуженный учитель РФ. – Пенза. ГБОУ ДПО ПИРО, 2010.

31. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : Карапуз-Дидактика, 2004.

32. Ребё нок и весь мир: Программа обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. /Авт. -сост. Е. Ф. Купецкова. Под общ. Ред. проф. Г. Н. Белорыбкина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. Пенза: ПИРО, 2008.

33. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер. - 2002.

34. Новикова А. В. Использований технологий арт-педагогики и интерактивного обучения в школе. М. 2007.

35. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь, 2006.

36. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в образовании М., 2007 г.

Публикации по теме:

Занятие по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста «Музей застёжки»Занятие по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста «Музей застёжки» Идею создания переносного музея подсказали дети. Они стали приносить пуговицы в группу, но мелкие пуговицы постоянно падали с полки. Поэтому.

Презентация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Картотека экспериментов направленных на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста Современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных.

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» Методическая разработка на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросовРазвитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросов Сентябрь Беседы: - «Зачем нам нужна вода?», «Где в природе есть вода?», «Кто живет в воде?» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмовРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева.

Сборник дидактических игр на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Базовая цель:совершенствование навыков звукового восприятия, звукового слуха и чтения у детей старшего дошкольного возраста. Базовые задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 23:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД