Любовь Шишкалиева
Час общения для учащихся 3 класса «Огонь — наш друг, огонь — наш враг»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Гимназия №7» г. Саратова
Методическая разработка
часа общения для 3 класса
«Огонь-друг, огонь-враг»
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №7» г. Саратова
высшей квалификационной
категории
Шишкалиева Любовь Васильевна
2020 – 2021 г.
Тема: «Огонь - друг, огонь - враг»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.
Задачи:
- рассказать о роли огня в жизни человека;
Публикация «Час общения для учащихся 3 класса „Огонь — наш друг, огонь — наш враг“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Пожарная безопасность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- выявить причины, приводящие к возникновению пожара;
- привитие навыков осторожного обращения с огнем;
- предупреждение пожаров от детской шалости.
- составить памятку о поведении при пожаре;
- развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят, воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход часа общения
Учитель: Сегодня у нас с вами не совсем обычный час общения. Попробуйте отгадать загадку: (слайд 2)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает. (Огонь).
Учитель: Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне.
- А вы знаете когда появился огонь?
Ответы учеников
Учитель: Послушайте сказку-легенду об огне. (слайд 3,4)
Сказка о том, как Человек подружился с Огнём
Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с Огнё м: боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:
— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?
— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.
— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.
— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.
— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.
Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.
— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в свой дом так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.
— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.
Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.
Учитель: Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Когда мы говорим, что огонь – друг? (слайд 5,6)
Учитель: А в каком случае огонь становится врагом?
Ответы учеников: Когда случается пожар.
Учитель: Давайте дадим определение слову ПОЖАР. (слайд 7)
«Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».
А теперь мы отправимся в прошлое и выясним, когда и кем была организованна первая пожарная охрана.
– С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
– В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
– Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.
– 17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Как вы думаете, что может стать причиной пожара?
Ответы учеников: Электроприборы, игры с огнём и т. п. (слайды 8,9,10,11)
Учитель: Причины пожаров во всех случаях одни и те же
Причины пожаров
- Неосторожное обращение с огнем (90 %).
- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
- Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
- Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
- Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
- Шалости детей с огнем.
Учитель: Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
Каждый третий погибший в огне человек – ребенок. А что нужно сделать, если начался пожар? Чтобы избежать беды при пользовании электроприборами, нужно знать одно очень важное правило. А узнаем мы его после того, как разгадаем кроссворд. (слайд 12,13,14).
1. Его мы смотрим целый день,
с дивана слезть нам даже лень.
Что это, ребята? (Телевизор)
2. Он хозяйке помогает, пыль в квартире убирает,
У него внутри насос, он зовется … (Пылесос)
3. Он мальчишкам помогает, проводки для них паяет.
Над железками начальник, называется … (Паяльник)
4. В каждом доме круглый год Дед Мороз у нас живет.
Он отличный морозильник, а зовется … (Холодильник)
5. Я поехала на юг и взяла с собой … (Утюг)
6. Испеку гостям я манник, заварит чай электро … (Чайник)
7. На сцене всегда освещает нас рампа,
А дома нам светит настольная … (Лампа)
8. Он хозяюшку балует, режет овощи, шинкует
Знает много вкусных тайн, это кухонный … (Комбайн)
Учитель: Вот оно правило. Ты его знай. Электроприборы всегда …
Все: Выключай! (слайд 15)
Учитель: Есть ли какие-то правила поведения при пожаре?
Ответы учеников: Позвать взрослых, вызвать пожарных и т. д. (слайд 16)
Учитель: Давайте вместе составим памятку «Действия при пожаре» слайд 17,18,19)
«Правила поведения при пожаре»
Позвать взрослых, если никого из взрослых нет рядом тогда:
- Вызвать пожарных по телефону «01».
- Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
- Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.
- Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
- Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
- Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
- Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
- Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
Первая помощь при ожогах.
- Наложить чистую марлевую повязку.
- Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь».
Учитель: Ребята, а теперь поднимите руки те, кто хоть раз в шутку вызывал пожарную команду? А почему такие действия недопустимы?
Ответы учеников: Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф
Учитель: Правила пожарные, без запинки знайте,
Правила пожарные, строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!
Итог игры (слайд 20)
Список использованных интернет- ресурсов
1. Загадки. https://www.pojarnayabezopasnost.ru/vospitatel/zagadki.html
2. Сказка- легенда про огонь. https://maminiskazki.ru/skazka-legenda-pro-ogon.html
3. Памятка «Действия при пожаре» https://www.pojarnayabezopasnost.ru/shkola/instrukciya-po-pojarnoi-bezopasnosti-dlya-uchaschihsya.html