Лучший педагог года

Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Татьяна Колесова
Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Условия формирования опыта.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Публикация «Методическая разработка „Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах

Важность развития творческих способностей для дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Художественно – эстетического развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»

Концепция модернизации российского образования. «Отношение к рукотворному миру». Формируется ценность преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому.

В рамках реализации ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, в том числе изобразительного.

В образовательной программе ДОУ, основанной на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. определено знакомство детей с изделиями народных промыслов, углубление знаний о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; создание изображений по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции.

Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.

Актуальность опыта.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народном промысле отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Подходя к предметам народного творчества с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Актуальность данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Мною была использована диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества развития творчества (по программе Т. С. Комаровой) .

Для того, чтобы проанализировать уровень знаний детей по декоративно-прикладному искусству я взяла диагностическое обследование по методике Соломенниковой А. О.

Изучила методическую литературу : Л. Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство», «Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной, «Декоративное искусство детям Ю. В. Максимова, Л. В. Пантелеева, «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролуповой, «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» О. В. Корчиковой.

После изучения литературы начала оформлять предметно – развивающую среду. Особая роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивается в исследованиях Р. Б. Стеркиной, Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Пантелеева, Н. А. Реуцкой, В. С. Мухиной, В. А. Горяниной.

При построении предметно-развивающей среды соблюдала основные принципы:

• открытость;

• стабильность - динамичность;

• гендерный подход.

В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от красивой обстановки группы, игровых уголков.

В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея: создание системы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Методы и приемы, используемые в работе над опытом

Наглядный;

Словесный;

Практический;

Информативно – рецептивный;

Репродуктивный;

Исследовательский;

Чтение художественной литературы (потешки, пословицы и поговорки, русские народные сказки, небылицы)

Совместная работа с родителями, консультации

Длительность работы над опытом

«Декоративно - прикладное искусство,

как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» проводилась в течение года, с 2016 по 2017г.

Этапы внедрения:

Организационно-подготовительный

Основной

Заключительный (результативный)

1 этап – Организационно-подготовительный (октябрь, ноябрь 2016г.)

1. Проанализировать уровень знаний детей по декоративно прикладному искусству.

2. Изучить методическую литературу по теме.

3. Создать предметно – развивающую среду в группе.

2 этап – Основной (декабрь – апрель 2016-2017г.)

На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности: дидактические игры («Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару»);

Беседы: («Путешествие на родину хохломы», «Филимоновская игрушка», «История Городецкой росписи», «В дымковской слободке», «В мастерской художника»).

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки. Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Разучивая потешки, русские народные песни.

Изобразительная деятельность

Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.

3 этап – Заключительный (результативный) (апрель-май 2017г.)

На заключительном этапе разработки я совместно с детьми, родителями было

Создание альбома «В мастерской у народных мастеров»

Развлечение для детей «Город мастеров»

Презентация проекта

Диапазон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как НОД по декоративно-прикладному искусству, организацию предметно – развивающей среды, самостоятельную деятельность, педагогические проекты. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников

Теоретическое обоснование опыта

О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, А. П. Усова, Р. Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Теоретическая база опыта Н. П. Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. Современные исследования (Е. С. Бабуновой, Т. С. Есаян, Т. С. Комаровой, Т. А. Котляковой, О. А. Соломенниковой, И. А. Старковой, Р. М. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств, формирования начала эстетического отношения к действительности. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М. Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Новизна опыта состоит в том, что в своей работе с детьми стараюсь показать развивающие функции декоративно прикладного - искусства народов России, как целостного этнического, культурно- исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.

Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Занимаясь развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства поставлена следующая цель – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством

Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:

Образовательные:

познакомить детей с народными промыслами;

познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской; филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью;

вызвать интерес у детей к народному творчеству;

научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Развивающие :

развитие интереса к народному творчеству;

развитие мелкой моторики рук;

активизация словаря;

развитие у детей навыков совместной деятельности;

формировать умение видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи;

совершенствовать умение детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;

развитие познавательной активности детей;

развивать чувство цвета, композиционные умения;

развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Воспитательные:

воспитывать любовь к народному творчеству;

• воспитывать уважение к работе народных мастеров;

воспитывать эстетические и этические чувства;

воспитывать любознательность.

Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы консультации «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства», «Виды декоративно прикладного искусства»

Выставки «Дымковская игрушка», «Композиция с цветами и птицами».

Результативность опыта

Мною была использована диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества развития творчества (по программе Т. С. Комаровой) .

Для того, чтобы проанализировать уровень знаний детей по декоративно-прикладному искусству я взяла диагностическое обследование по методике Соломенниковой А. О.

Критерии сформированности знаний детей о народном прикладном искусстве :

• знание о народном декоративно - прикладном искусстве;

• знание характерных особенностей народных промыслов;

• умение рисовать различный орнамент;

• умение украшать силуэт декоративной росписью;

• умение лепить игрушку (дымковскую, филимоновскую).

Первичные результаты показали, что из 23 детей высокий уровень у 3 детей, средний уровень у 4 детей, низкий у 16 детей.

Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Итоговая диагностика организовывалась аналогично той, которая проводилась в начале работы.

Результаты диагностики воспитанников свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 23 воспитанников у 5 человек уровень знаний по декоративно-прикладному искусству повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 4 человек - со среднего уровня до высокого. В результате в конце года уровень навыков и умений по декоративно-прикладному искусству дошкольников повысился с низкого уровня до среднего уровня – у 7 человек, со среднего до высокого– 3 человека.

В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам

Список литературы

1. Артемьева Л. А., Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М. : Учитель, 2010.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Детство-пресс, 2010.

3. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. – М. : Просвещение, 2010.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.

5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М. : Карапуз-Дидактика, 2011.

6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М. : Просвещение, 2010.

7. Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. —М. : Учитель, 2011.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Феникс, 2011.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М. :Мозаика-Синтез, 2012.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей Консультация для родителей. «Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей». Бумага – один из самых технологичных,.

Музыкальная сказка как средство развития творческих и певческих способностей детейМузыкальная сказка как средство развития творческих и певческих способностей детей Музыкальная сказка-это одна из форм развлечений в детском саду. Все музыкальные руководители стараются использовать на праздниках или в.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой РодинеНародное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родине «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,.

Аппликация как средство развития творческих способностей, внимания и воображения детей Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес детей к созданию.

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Художественно-ручной труд как средство развития творческих способностей у детей «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью.

Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей 4)Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 18:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД