Лучший педагог года

Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок»

Галина Прелова
Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок»

Методическая разработка детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок»

ВВЕДЕНИЕ

Цель программы :

Охрана и укрепление здоровья детей. Совершенствование форм профилактической работы с детьми во взаимодействии с педагогическим коллективом, медицинским персоналом и родителями.

Задачи программы :

1. Поиск эффективных мер, направленных на обеспечение психофизического благополучия и снижение роста заболеваемости детей дошкольного возраста.

Публикация «Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста „Здоровый ребенок“» размещена в разделах

2. Создание оптимальных условий для реализации комплексно-оздоровительной программы мероприятий.

3. Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

4. Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.

Основные направления программы :

1. Организация двигательной активности.

2. Формы работы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом.

3. Перспективное планирование физкультурных занятий.

4. Диагностика двигательной сферы ребенка.

5. Оздоровительно-профилактическая работа с детьми.

6. Планирование занятий по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

7. Взаимодействие с семьей по воспитанию здоровья ребенка.

Совет программы.

В состав Совета программы входят следующие специалисты: заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, врач - педиатр, старшая медицинская сестра, педагог - психолог, воспитатель по физической культуре. Основной целью деятельности Совета программы является анализ, регулирование и контроль по реализации задач оздоровления детей.

Аналитическая деятельность.

Определение уровня физического развития детей раннего возраста на момент поступления в детский сад.

Прием вновь поступивших детей в детский сад по комплексной адаптированной схеме.

Анализ заболеваемости за прошедший период и установление возможных причин их возникновения.

Изучение запросов родителей на оказание дополнительных оздоровительных услуг.

Активное вовлечение родителей в реализацию задач комплексно - оздоровительной программы.

Прогностическая деятельность.

Реализация оздоровительной программы в ее полном объеме в целях определения эффективности форм и содержания деятельности.

Выработка практических рекомендаций по планированию и организации комплексной программы оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального физического развития каждого ребенка.

Снижение уровня заболеваемости.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Режим двигательной активности, организованная педагогами, состоит из:

– физкультурных занятий;

– утренней гимнастики;

– гимнастики после дневного сна;

– ежедневной прогулки;

– музыкально-ритмических занятий;

– спортивного досуга;

– музыкальных развлечений;

– самостоятельной двигательной деятельности.

Занятия по физической культуре во всех дошкольных группах проводятся под руководством воспитателя по физической культуре два раза в неделю в спортивном зале и одно на воздухе под руководством воспитателя. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей именно на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде они имеют разную направленность:

– маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

– в среднем возрасте развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

– в старших группах сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому целесообразно использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

– занятия по традиционной схеме;

– занятия на подвижных играх большой, средней и малой подвижности;

– занятия - тренировки в основных видах движений;

– ритмическая гимнастика занятия, состоящие из танцевальных движений;

– занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

– занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на скорость, время, расстояние;

– самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего педагог проверяет выполнение задания и др.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны, необходимы следующие условия:

– построение занятия в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;

– использование педагогами разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;

– последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия;

– развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности;

– -использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей при выполнении упражнений.

На физкультурных занятиях детей обучают различным движениям, из которых потом составляются комплексы для утренней гимнастики.

Нагрузки на физкультурном занятии строго дозируются и контролируются медицинским персоналом и административной группой.

Для детей с различными патологиями осанки инструктор по физической культуре строго ограничивает нагрузки.

Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Она имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, условий и места проведения утренней гимнастики вносятся изменения и дополнения в комплексы. Главное, чтобы дети были здоровыми и занимались с удовольствием.

Гимнастика после сна также помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь, воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. В ее комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушений осанки.

Во время свободной деятельности дети в своих возрастных группах имеют возможность использовать любое физкультурное оборудование и атрибуты к подвижным играм по душе. Это приучает их к самостоятельности и самоорганизованности. В данном случае педагог не дает прямых указаний, а только использует совет и подсказку, может принять участие в самостоятельной двигательной деятельности детей.

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И ОБСЛУЖИВАЮЩИМ ПЕРСОНАЛОМ.

На улучшение здоровья детей дошкольного возраста, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития детей зависят, прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумывается система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей в сочетании с контролем за организацией воспитательно-образовательного процесса, что конкретно отражается в годовом плане дошкольного учреждения.

2.1. Организационное совещание с целью определения содержания и форм деятельности всех участников программы мероприятий, а также координации их деятельности. Сентябрь. IV неделя.

2.2. Диагностика состояния здоровья детей, разработка системы комплексной оценки состояния здоровья детей. IV квартал года.

2.3. Медико-психолого-педагогическое совещание:

Тема: Адаптация. Особенности адаптационного периода детей второго и третьего года жизни. Выработка практических рекомендаций по результатам адаптации. Ноябрь. II неделя.

Тема: Некоторые промежуточные итоги применения комплексной программы по оздоровлению детей с целью координации деятельности всех ее участников. Январь. IV неделя.

2.4. Коррекция режимов организации жизнедеятельности детей в детском саду с учетом требований Санитарных норм и правил. Октябрь. III неделя.

2.5. Консультации для сотрудников детского сада:

Тема: Роль правильного построения режима дня в дошкольном учреждении и семье на профилактику возникновения детских неврозов. Ноябрь. II неделя.

Тема: Роль проветривания при заболеваниях воздушно - капельными инфекциями. Декабрь. I неделя.

Тема Организация системы закаливающих мероприятий в целях профилактики простудных заболеваний. Январь. IV неделя.

Тема: Травматизм. Его виды, оказание первой медицинской помощи и его профилактика. Октябрь IV неделя.

Тема Особенности организации деятельности с детьми в летний период. Май. III неделя.

III. ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

В качестве одной из характеристик достижений ребенка является развитие его двигательной сферы. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными, соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам - необходимая характеристика развития ребенка.

Диагностика физической подготовленности детей проводится как в середине учебного года (промежуточные результаты, так и по его окончании. Фиксируются количественные и качественные показатели.

Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы

Возрастная группа Крупная моторика Мелкая моторика

Младшая группа - стоять с закрытыми глазами15 сек: стопы по прямой линии, носок левой ноги примыкает к пятке правой.

- пройти по гимнастической скамейке.

- приседать б раз подряд в подвижном темпе.

перепрыгнуть с места через "барьер" высотой 5 см. - подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3-4 раза подряд.

Средняя группа - стоять на одной ноге с открытыми глазами 15 сек.

- перешагнуть через рейки гимнастической лестницы высотой от пола 20 см.

- упражнение "велосипед".

подлезать под резинку боком, не касаясь пола руками резинка на уровне 50 см от пола. - отбивать мяч о землю одной рукой 5 раз подряд.

Старшая группа - стоять на одной ноге с закрытыми глазами 15 сек.

- пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи.

- наклониться корпусом вперед6 раз подряд из положения лежа на спине.

- бегать с преодолением препятствий: обегать кегли, перепрыгивать через "барьеры", пролезать в обруч. - отбивать мяч о землю одной рукой 10 раз подряд не сходя с места.

Подготовительная к школе группа - стоять на цыпочках с открытыми глазами 10 сек.

- пройти на полупальцах по скамейки с набивным мешочком на голове.

- медленно приседать 4-5 раз подряд.

- "полоса препятствий" : обежать кегли, проползти по-пластунски, провести мяч ногами по "дорожке". - подбрасывать и ловить мяч двумя руками с хлопком.

IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Она проводится по следующим направлениям:

- профилактические мероприятия;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия и закаливание.

- Организация полноценного питания.

5.1. Профилактические мероприятия:

Профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития.

сентябрь - экстракт элеутерококка 1 мес. по 1 кап. на год жизни

октябрь - отвар шиповника

- глюконат кальция 10 дней по 100 гр. в день

10 дней по 1 таб. в день

ноябрь - аскорбиновая кислота

- отвар клюквы с сахаром 10 дней по 1 др. в день

10 дней по 100 гр. в день

декабрь - оксолиновая мазь

- дибазол 10 дней в нос 1 раз в день

10 дней по 1/5таб. в день

январь - общее УФО

- отвар шиповника 20 дней 1 раз в день

10 дней по 100 гр. в день

февраль - поливитамины

- глюконат кальция 10 дней по 1 драже в день

10 дней по 1 таб. в день

март - экстракт элеутерококка 1 мес. по 1 кап. на год жизни

апрель - отвар клюквы с сахаром

- аскорбиновая кислота 10 дней по 100 гр. в день

10 дней по 1 драже в день

май - отвар шиповника

- поливитамины 10 дней по 100 гр. в день

10 дней 1 драже в день.

Помимо этого, ежедневно проводится витаминизация третьего блюда во время обеда, в период карантинных мероприятий по гриппу дети получают дополнительно лук и чеснок.

5.2. Осмотр специалистами:

- педиатр ясли

сад 1 раз в 3 мес.

1 раз в год.

- хирург дошкольные группы 1 раз в год.

- отоларинголог 3, 5, 7 лет 1 раз в год

- окулист 3, 5, 7 лет 1 раз в год

- невропатологи "Д" 3, 5, 7 лет 1 раз в год

- стоматолог 3-7 лет 1 раз в год.

5.3. Лабораторные исследования в период диспансеризации:

- общий анализ крови 1 раз в год.

- общий анализ мочи 1 раз в год.

- анализ на я/глист 1 раз в год.

- анализ на энтеробиоз 1 раз в год.

5.4. Иммунизация согласно графика прививочного плана.

5.5. Организация в группах дошкольного возраста занятий по основам безопасности жизнедеятельности детей.

5.6. Дополнительные физиотерапевтические мероприятия:

- ингаляции с травами;

- сканер терапия по назначению врача-педиатра;

- массаж грудной клетки и спины.

5.7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия :

- ежедневные закаливающие процедуры:

* обмывание лица, шеи, рук до локтя прохладной водой после дневного сна;

* дорожка здоровья после дневного сна;

* физупражнения после дневного сна;

* контрастные воздушные и солнечные ванны.

- ежедневная дыхательная гимнастика;

- самомассаж после утренней гимнастики;

- физкультурные занятия: в спортзале 2 раза в неделю; на воздухе 1 раз в неделю;

- прием детей на воздухе/с учетом погодных условий/;

- организация «Дни здоровья» 1 раз в квартал;

- максимальное использование погодных условий для увеличения продолжительности прогулки ежедневно;

- обеспечение ежедневного оптимального двигательного режима в свободное от занятий время как в групповом помещении, так и вовремя организации прогулки;

- организация Дней здоровья ежемесячно с включением занятий по организации безопасности жизнедеятельности детей.

- организация цикла занятий с психологом дошкольного учреждения с целью профилактики психосоматических заболеваний.

Примечание: Система закаливания составляется и периодически корректируется медицинским персоналом дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями, в том числе и погодными. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения закаливающей процедуры. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию и хождению по дорожке здоровья. Важно отметить, что закаливание осуществляется только при полном здоровье детей и при отсутствии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций /страха, плача, беспокойства/.

В жаркие дни дети обливаются водой не менее двух раз в день и дорожка здоровья переносится на улицу, то есть проводится она до захода детей с дневной прогулки.

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. В основе подбора комплекса гимнастики лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.

V. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. В соответствии с современными психолого - педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Тема № 1 "Ребенок и другие люди".

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.

1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

1.5. Если "чужой" приходит в дом.

1.6. Ребенок как объект сексуального насилия.

Тема № 2 "Ребенок и природа".

Ребенок должен понимать взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

2.1. В природе все взаимосвязано.

2.2. Загрязнение окружающей среды.

2.3. Ухудшение экологической ситуации.

2.4. Бережное отношение к живой природе.

2.5. Ядовитые растения.

2.6. Контакты с животными.

2.7. Восстановление окружающей среды.

Тема № 3 "Ребенок дома".

Ребенок должен владеть знаниями о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей в отсутствии взрослых.

3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

3.2. Открытое окно, балкон как источник опасности.

3.3. Экстремальные ситуации в быту.

Тема № 4 "Здоровье ребенка".

Ребенок должен знать о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Он должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Здоровье - главная ценность человеческой жизни.

Изучаем свой организм.

Прислушаемся к своему организму.

Ценности здорового образа жизни.

О профилактике заболеваний.

Навыки личной гигиены.

Забота о здоровье окружающих.

Поговорим о болезням.

Инфекционные болезни.

Врачи - наши друзья.

О роли лекарств и витаминов.

Правила первой помощи.

Тема № 5 "Эмоциональное благополучие ребенка".

Ребенок должен владеть способами выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до силового решения.

5.1. Психическое здоровье.

5.2. Детские страхи.

5.3. Конфликты и ссоры между детьми.

Тема № 6 "Ребенок на улицах города"

6.1. Ребенок должен знать правила дорожного движения.

6.2. Устройство проезжей части.

6.3. "Зебра", светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

6.4. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

6.5. Правила езды на велосипеде.

6.6. О работе Госавтоинспекции /ГИБДД/.

6.7. Милиционер - регулировщик.

6.8. Правила поведения в транспорте.

6.9. Если ребенок потерялся.

VI. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ

С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

Программа занятий с детьми младшего дошкольного возраста направлена на развитие различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Тематика занятий на учебный год.

1. Музыкотерапия.

2. Песочная терапия.

3. Игровая терапия.

4. Психогимнастика.

Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста поможет ребенку подготовится к школьному обучению, приспособиться к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму, жизнедеятельности.

Тематика занятий на учебный год.

1. Умение владеть собой.

2. Язык жестов и движений.

3. Музыкотерапия.

4. Сказкотерапия.

5. Игровая терапия.

VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения, а также на основе Родительского договора, который заключается с родителями каждого ребенка.

1. Организация анкетирования родителей.

2. Индивидуальное консультирование родителей (целевые и по запросу) по вопросам оздоровления детей с участием всех специалистов – в течение года.

3. Оформление информационного стенда для родителей в целях ознакомления с промежуточными показателями реализации программы оздоровления – ежеквартально.

4. Оформление папок-передвижек, санитарных бюллетеней на профилактические темы в период карантинных мероприятий во всех возрастных группах.

5. Консультации во всех возрастных группах на тему организации оптимального режима жизнедеятельности ребенка в семье – октябрь, 3 неделя.

6. Вовлечение родителей по организации активного отдыха детей – в течение года.

Публикации по теме:

Методическая разработка игра-викторина «Со светофором мы друзья» для детей старшего дошкольного возраста Ежедневно в стране совершаются ДТП с участием детей. Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является обучение детей дошкольного.

Методическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возраста Игровое пособие "Хлеб - всему голова!" Игровой комплекс можно перемещать в любую точку игрового пространства группы. Не маловажным нужно.

Методическая разработка игровой программы «Зимние Забавы» для детей театрального объединенияМетодическая разработка игровой программы «Зимние Забавы» для детей театрального объединения Цель – формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, в двигательной активности и в физическом совершенствовании. Задачи: • Воспитывать.

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поэзия Донского края» Автор: воспитатель МБДОУ Детский сад № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области: Романова Г. В. Дисциплины (образовательные области):.

Методическая разработка викторины по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка основной образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Викторина.

Методическая разработка ОД для детей среднего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа на тему «Овощи» Методическая разработка по образовательной деятельности для детей среднего возраста (4-5 лет) «Составление описательного рассказа на тему.

Методическая разработка занятия по окружающему миру «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка занятия по окружающему миру «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Очень важно прививать дошкольникам традиции русского народа, знакомить с русскими праздниками, их празднование на Руси, учить готовить простые.

Методическая разработка проекта для детей младшего дошкольного возраста «Петербургская ёлка» Проблема: отсутствие у детей знаний о возникновении традиции празднования Нового года в России Цель проекта: Знакомство воспитанников с.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по ПДД Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения, написана на основе накопленного в течение продолжительного.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок»
Опубликовано: 16 мая 2018 в 15:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД