МААМ-картинки

Методическая разработка дидактических игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

Корнеева Ольга
Методическая разработка дидактических игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста

блок дидактических игр с предметом.

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

Дидактическая игра с предметом «Это ложка – для?».

Цель: понимание многозначного слова, обогащение бытового словаря многозначными существительными: ложка, вилка, тарелка, щетка.

Публикация «Методическая разработка дидактических игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование: столовая ложка, ложка для обуви, столовая вилка, штепсельная вилка, суповая тарелка, муляж спутниковой тарелки, щетка для одежды, щетка для обуви, зубная щетка. Большая коробка.

Ход игры: детям предлагается помочь мишке приготовится к приходу гостей. У него приготовлена коробка с предметами, которые необходимы для данного случая. Дети должны их разобрать по группам и определить их назначение. Отсортировать предметы необходимые для встречи гостей.

Например:

ложка – столовый прибор, для обуви;

вилка – столовый прибор, штепсельная для электроприборов; тарелка – столовый прибор, спутниковая тарелка;

щетка – для одежды; для чистки зубов, для обуви.

Дидактическая игра с предметом «У ежа иголки …».

Цель: понимание многозначного слова, обогащение природного и бытового словаря многозначными существительными: игла, лук, лист.

Оборудование: портновская игла, ветка сосны, фигурка ежа, репчатый лук, спортивный лук для стрельбы, лист бумаги, лист дерева.

Ход игры: на столе и под столом разбросаны предметы. Воспитатель с детьми предполагают, ночью приходил Бармалей и все разбросал. Детей просят о помощи при наведения порядка. Предметы необходимо разложить

по группам. По каждой группе предметов разбирается лексическое значение слова.

Например:

1 группа: игла – ежик, сосновые иголки (ветка, портновская игла;

2 группа: лук – головка репчатого лука, спортивный лук для стрельбы; 3 группа: лист – лист бумаги, лист от дерева.

Игры, направленные на понимание обобщающих слов.

1. Дидактическая игра с предметом «День рождение у куклы Кати».

Цель: понимание обобщающих слов. Обогащение бытового словаря обобщающими существительными: посуда, угощение, гости.

Оборудование: набор посуды, муляжи конфет, фруктов и торта.

Игрушки: кукла, медведь, Буратино, лиса, белка.

Ход игры: детям шепотом по секрету сообщают, что сегодня у любимой куклы Кати день рождение. Она волнуется, так как ждет гостей. Предлагают детям помочь Кате накрыть стол. Приготовить угощение и рассадить гостей. Дети, играя, узнают обобщающие слова : посуда, угощение, гости.

Дидактическая игра с предметом «Деревья и их плоды».

Цель: обогащать природный словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Оборудование: семена: шишки, кленовая крылатка. Плоды: рябины, каштана. Иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клен).

Ход игры: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды. Взрослый загадывает загадку:

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

«Ребята, о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю совершить прогулку по территории нашего сада, где растут деревья». Рассматривают, иллюстрации проговаривают названия деревьев, затем находят их на территории сада, подбирают семена и плоды.

Игры, направленные на обогащение словаря : понимание слов, подбор

признаков, качеств и действия к названию предмета.

Дидактическая игра с предметом «Кто и что – летит, бежит …».

Цель: расширение словаря глаголами и существительными, подбор названного действия к предмету.

Оборудование: мяч.

Ход игры: прочитать стихотворение:

Кто и что – летит, бежит, Ходит, плавает, лежит?

Бросать по очереди мяч каждому ребёнку, говорить слово «Идет – (человек, ребенок должен поймать мячик и сказать существительное, которое подходит к данному глаголу (животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога).

Бежит – (человек, животное, ручей, время).

Летит – (птица, самолет, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник).

Дидактическая игра с предметом «Почтальон принес открытку».

Цель: обогащать словарь детей глаголами. Подбор действия к названному предмету в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и так далее).

Оборудование: открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход игры: игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит. Взрослый: Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? и так далее.

Дидактическая игра с предметом «Чудесный мешочек».

Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета, определять его название.

Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относится к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» и др.).

Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Дидактическая игра с предметом «Посылка».

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.

Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет угадан.

Дидактическая игра с предметом «Опиши предмет».

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование: яблоко.

Ход игры: взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук, яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Дидактическая игра с предметом «Лови да бросай – цвета называй».

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый Красный Оранжевый Желтый

Зеленый

Голубой Синий Фиолетовый

Дети

мак, огонь, флаг

апельсин, морковь, заря

цыпленок, солнце, репа

огурец, трава, лес

небо, лед, незабудки колокольчик, море, небо слива, сирень, сумерки

Дидактическая игра с предметом «Скажи на оборот». Оборудование: мяч.

Цель: расширение словаря антонимов, формирование семантических полей.

Ход игры: дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово – «неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано, верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

группа дидактических настольно-печатных игр

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

Дидактическая настольно-печатная игра «Найди пару».

Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова.

Раздаточный материал: серия карточек.

Ход игры: ребенку предлагается карточка с картинками, где он должен для каждой подобрать пару.

Дидактическая настольно-печатная игра «Что лишнее».

Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова, понимать значение обобщающих слов.

Раздаточный материал: серия карточек.

Ход игры: может играть как один ребенок, так и в паре. Игроку предлагается карточка с картинками, где он должен убрать лишнее.

Игры, направленные на понимание обобщающих слов.

Дидактическая настольно-печатная игра «Логическое лото».

Цель: умение подбирать картинку по признаку, цвету, понимание обобщающих слов.

Оборудование: логическое лото.

Ход игры: играющих может быть от двух до нескольких человек. Игроки делят поровну между собой фишки. На стол выкладывается любая фишка, картинкой вверх. Следующий игрок к любой из двух сторон приставляет, свою фишку так чтоб она логически совпадала с рисунком первой фишки. Например: цыпленок – солнышко или зеленый квадрат – огурчик и так далее. Если у игрока нет нужной фишки с рисунком, он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого первого закончатся фишки.

Дидактическая настольно-печатная игра, пазлы «Мир профессий».

Задачи: обогащение словаря названий профессий, понимание слова и его значение, понимание значение обобщающих слов.

Оборудование: набор пазлов.

Ход игры: в игру может играть как один человек, так и несколько человек. На стол выкладываются карточки – пазлы, рисунками вверх. Каждому игроку дается задание в виде центральной карточки – пазла с изображением доктора, повара, космонавта и так далее. Задача игроков найти все карточки – пазлы с рисунками подходящие для данной профессии. Выигрывает тот, кто первый правильно составит картинку.

Дидактическая настольно-печатная игра «Назови, одним словом».

Цель: понимание слова и его значение, понимание значение обобщающих слов.

Раздаточный материал: карточки с картинками.

Ход игры: в игру может играть как один человек, так и несколько человек. На стол выкладываются карточки, рисунками вверх. Каждому игроку дается задание, например: найти все овощи, найти все инструменты, мебель и так далее. Побеждает тот, кто первый соберет все карточки согласно полученному заданию.

Игры, направленные на обогащение словаря : понимание слов, подбор признаков, качеств и действия к названию предмета.

Дидактическая настольно-печатная игра «Кто быстрее, кто сильнее?».

Цель: обогащение словаря, подбирать, сравнивать действия к названому предмету.

Оборудование: набор карточек.

Ход игры: предложить разобрать карточки по группам в соответствии с цветом кружков, затем в каждой группе нужно разложить карточки по порядку с голубым цветом – от самого медленного к быстрому предмету, с розовым – от самого тусклого к самому яркому, с зеленым кружком – от самого маленького до самого большого животного, с синим – от самого грустного до самого веселого ребенка, с красным – от самой легкой одежды до самой теплой, с оранжевым – от самого тяжелого предмета до самого легкого, с желтым - от самой старой техники до современной, коричневый – от самого молодого до самого пожилого человека. Если играет несколько человек, то каждый собирает свою группу карточек. Выигрывает тот, кто разложит правильно и быстрее всех.

Дидактическая настольно-печатная игра «Сравни».

Цель: уметь сравнивать предметы по величине, признаку, размеру. Раздаточный материал: комплект карточек.

Ход игры: игрок вытягивает карточку, ведущий читает задание, играющий выполняет. Если ребенок затрудняется с ответом, ему дают наводящие вопросы. Считается, выполнено задание тогда, когда играющий правильно отвечает.

группа дидактических словесных игр

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

Словесная дидактическая игра «Отгадай». Цель: найти разное значение многозначного слова.

Ход игры: детям загадываются загадки, внимательно послушают и разгадывают, называют все значения (отгадки) многозначные слова. По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения

То в оркестре примостится,

То на поле расцветет,

То в бокале вспузырится,

То вдруг сам себя побьет. (колокольчик)

То она поет побудку,

То по ней вода течет,

Вылететь в нее – не шутка,

А совсем наоборот.

(труба)

Сразу в несколько орудий

Может во врага стрелять,

А зимой в квартире будет Печку людям заменять. (батарея)

Там лопух посадят вряд ли – Огурцы куда верней,

А вот в кукольном театре

Ходят куколки по ней. (грядка)

Есть она у пылесоса,

У дверного есть звонка,

И она же – гвоздик острый И застежка кошелька. (кнопка)

Есть на доме и вагоне,

А в отеле можно снять,

И набрать на телефоне,

И на сцене исполнять. (номер)

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить,

И состав остановить. (кран)

Ей гостей встречают важных, Ей кончается консоль,

Есть она и в шутке каждой,

И в сосиске с колбасой. (соль)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. (ручка)

Летом зеленел на грядке,

Наземь осенью упал,

Есть и в книжке, и в тетрадке,

Даже музыку писал. (лист)

Словесная дидактическая игра «Идет и идет».

Цель: найти разное значение многозначного слова.

Ход игры: читаются стихи, дети внимательно послушают и называют прозвучавшие многозначные слова. По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения.

Идет летний дождик,

Идут и ребятки,

Поезд идет и гудит без оглядки. Часики тикают - тоже идут,

Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.

Бьют часы, который час,

Бьет барабанщик дробь для нас, Лентяи бьют всегда баклуши, Боксеры бьют в перчатках груши,

Бьет пешка в шахматах слона

Бьет громко в колокол страна.

Бьет дождик по стеклу в ненастье,

Посуду бьют всегда на счастье!

В кинотеатрах во всех там и тут

Мультики детские часто идут.

Дорога идет далеко-далеко,

Идет дым из трубы высоко-высоко.

Годы идут, не воротишь назад,

Идет, словно в бой, танк на парад.

Занятие в школе долго идет,

Невеста с фатою замуж пойдёт.

Так все на свете идет и идет,

И в основном все вперед и вперед!

Игры, направленные на понимание обобщающих слов.

Словесная дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в предметах, развивать способность к обобщению.

Ход игры: взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: Голубой, красный, зеленый, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Словесная дидактическая игра «Скажи, одним словом».

Цель: обогащение словаря общими признаками предметов, закрепление умения детей выделять общий признак в предметах, развивать способность к обобщению.

Ведущий называет четыре слова и просит назвать предметы одним словом (общий признак предмета).

Например: Кружка, тарелка, блюдце, кастрюля – посуда. Диван, кресло, кровать, стул – мебель. Молоток, пила, топор, коса – инструменты.

Игры, направленные на обогащение словаря : понимание слов, подбор

признаков, качеств и действия к названию предмета.

Словесная дидактическая игра «Веселый счет».

Цель: понимать значение обобщающих слов, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры: взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Например: один стол – пять столов, один цыпленок – пять цыплят, один слон – пять слонов, один заяц – пять зайцев, один журавль – пять журавлей, одна шапка – пять шапок, один лебедь – пять лебедей, одна банка – пять банок, одна гайка – пять гаек, одна пуговица – пять пуговиц, одна шишка – пять шишек, одна пуговица – пять пуговиц и так далее.

Словесная дидактическая игра «Кто, где живет?».

Цель: понимание слова и его значение, закрепление в словаре детей понятий о жилищах животных, насекомых.

Ход игры: взрослый поочередно задает вопрос, дети отвечают,

Вопрос взрослого Кто живет в дупле?

Кто живет в скворечнике? Кто живет в гнезде?

Кто живет в будке? Кто живет в улье? Кто живет в норе? Кто живет в логове? Кто живет в берлоге?

Ответ детей Белка скворцы

птицы, ласточки, кукушки, собака

пчелы лиса волк медведь

Словесная дидактическая игра «Что происходит в природе?».

Цель: закрепление в словаре глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: взрослый, задает вопрос, а ребенок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Например: Тема «Весна».

Вопрос взрослого:

Солнце – что делает?

Ручьи – что делают?

Снег – что делает?

Птицы – что делают?

Примерные ответы детей

светит, греет

бегут, журчат

темнеет, тает

прилетают, вьют гнёзда

Словесная дидактическая игра «Что могут делать?».

Цель: обогащать словарь ребенка глаголами.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?» Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и так далее.

Словесная дидактическая игра «Упрямые дети».

Цель: обогащение словаря антонимов, формирование семантических полей.

Ход игры: детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить все наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл». Отъехал – приехал, вылетел – залетел, и так далее

Словесная дидактическая игра «Слова-товарищи».

Цель: обогащение словаря синонимами.

Ход игры: предложите ребенку назвать слова, которые звучат по- разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: холодный – ледяной, морозный, студеный. Умный – мудрый,

толковый, сообразительный и так далее.

Словесная дидактическая игра «Из чего сделано?».

Цель: закрепление в словаре детей признаков предмета, употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок отвечает:

«Кожаные».

Например:

Взрослый

Рукавички из меха

Ваза из хрусталя

Таз из меди

Дети

Меховые

Хрустальная

Медный

Словесная дидактическая игра «Животные и их детеныши».

Цель: понимание слова и его значение, закрепление в словаре детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: взрослый называет какое-либо животное, а ребенок называет детеныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигренок, у льва – львенок, у слона – слоненок, у оленя – олененок, у лося – лосенок, у лисы – лисенок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца

– зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Словесная дидактическая игра «Подскажи словечко».

Цель: обогащение словаря, подбирать действие к названному предмету, развитие мышления.

Ход игры: взрослый, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?» ребё нок должен ответить: «Сорока стрекочет».

Примеры вопросов.

Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Словесная дидактическая игра «Кто как разговаривает?».

Цель: расширение словарного запаса, подбирать действие к названному предмету, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

1 вариант.

Взрослый, поочередно называя животных. Дети - как-то или иное животное подает голос.

Например: корова – мычит, волк – воет, утка – крякает, свинья – хрюкает, тигр – рычит, собака – лает, змея – шипит, комар – пищит.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Весна идет, весне дорогу!» в группе среднего возраста Разработала Воспитатель ГБДОУ № 52 Приморского района Зуева О. И. Аннотация Предлагаю вашему вниманию хрестоматию,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возрастаМетодическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательная», «Физическое развитие» Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игреМетодическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре Данная методическая разработка будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов ДОУ. Все родители.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка дидактических игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2021 в 13:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД