МААМ-картинки

Методическая разработка для педагогов образовательных организаций.

Светлана Васильева
Методическая разработка для педагогов образовательных организаций.

"Становление новых форм музыки на рубеже XVII и XVIII веков"

В истории музыкального искусства Западной Европы восемнадцатый век получил огромное значение и поныне представляет собой первостепенный интерес.

Это эпоха создания музыкальной классики, рождения крупных музыкальных концепций по существу уже светского образного содержания.

В XVIII веке музыка не только встала на уровень других искусств, но и превзошла достигнутое рядом других искусств, и к концу столетия оказалась способна создать стиль такой высокой и длительной ценности, как симфонизм венской классической школы.

Публикация «Методическая разработка для педагогов образовательных организаций,» размещена в разделах

И. С. Бах, Ф. Гендель, К. В. Глюк, Ф. Й. Гайдн, В. - А. Моцарт – признанные вершины на этом пути музыкального искусства от начала до конца века.

Значительная роль принадлежит оригинальным художникам, как Ж. – Ф. Рамо (Франция,

Д. Д. Скарлатти (Италия, Ф. Э. Бах (Германия) и другим знаменитым мастерам, сопутствовавшим им в общем творческом движении.

Неравномерность развития западноевропейских стран, столь явно ощутимая в XVII веке, не становится меньше в XVIII – ом, а в некоторых отношениях еще более усиливается. Одновременно растут связи и взаимовлияния, особенно в области идеологической.

Это связано с тем, что созревают социально-исторические условия для подготовки Великой Французской буржуазной революции, имевшей огромный смысл для крушения феодального уклада в Западной Европе, больший, чем имела Английская революция XVII века.

В предреволюционной Франции прогрессивная идеология Просвещения перешла в революционность воззрений, и, в отчасти, художественного мышления.

Известно, что Просвещение несколько запоздало в разоренной и разрозненной феодальной Германии, и не носила столь явно революционного характера. Но в самый канун Просвещения музыкальное искусство немецких мастеров поднимается к высоким вершинам образных обобщений и творческих концепций у Баха, Генделя, синтезирующих все лучшее из исторических традиций и прозревающих пути к далекому будущему.

В итоге Просвещения складывается австро-немецкая творческая школа, представленная венскими классиками, которая на новом этапе достигает наивысшего творческого принципа симфонизма.

Эти две вершины имеют свои кардинальные исторические отличия: в творчестве Баха – Генделя еще сохраняется внешняя связь с религией и преемственная зависимость от форм и стиля XVII века, в искусстве Глюка – Гайдна – Моцарта, даже внешние связи с религией заметно ослабевают, а новые формы новый стиль торжествуют полную победу.

Искусство И. – С. Баха трагично, искусство В. – А. Моцарта глубоко драматично, но уже не столь трагично. Общим для них является раскрытие духовного мира человека, его душевных богатств, независимых от религии, социального положения и сословных предрассудков. Это проявление духовной свободы по существу направлено против старого порядка, старой идеологии, хотя и не связано с какими-либо революционными лозунгами. В этой общественной атмосфере формировалась новая немецкая национальная творческая школа.

Как ни различны традиции и творческие возможности каждой из стран, стилевой перелом около середины столетия и дальнейшее развитие сонатно-симфонических принципов подготовлены целой системой творческих усилий многих мастеров Италии, Франции, Германии, а также чешских музыкантов, не говоря уже о народно-национальных истоках, идущих отовсюду.

Оперная реформа Глюка, осуществленная в 1762 -1779 гг., связана с судьбами итальянского и французского оперного искусства, а также с развитием венской школы в ее ранние годы.

Формирование нового стиля и новых жанров совершается, однако отнюдь небезболезненно, а представляет собой сложный, прогрессивный процесс.

Сначала монументальному полифоническому искусству, которое воспринимается в середине XVIII века как «барочное», сложное, ученое и церковное, противопоставяется новое, более доступное, бытовое, несложное, совсем не монументальное и не всегда глубокое, но подчеркнуто светское.

В это время мировую славу завоевывают итальянская опера - буффа и французская комическая опера. С одной стороны, возрастает интерес к народному творчеству, к подлиннику песни и танца, а с другой же – развивается легкий, галантный, поверхностный тип искусства, близкий аристократическому салону.

Довольно скоро наиболее прозорливым музыкантам становится ясно, что искусство Баха и Генделя не является ни старым, ни «барочным», но, напротив, несет в себе много непознанных ценностей. Казалось бы, что форма фуги в равной мере разрабатывалась Бахом и на органе, и на клавире. Тем не менее, клавирные фуги компактнее, короче, центростремительнее, более камерны; органные – шире, свободнее, масштабнее, в более крупных линиях, с характерной пассажной техникой большого плана. Известно, что Бах отличается особым мастерством регистровки на органе : масштабы органных фуг, предоставляя для этого широкие возможности, требовали подобной смены красок.

В клавирных же сочинениях шла более тонкая отделка мелодических линий, деталей, частностей голосоведения в расчете на специфику иного звучания, и на большую сжатость, собранность формы в целом.

На первое место среди клавирных сочинений нужно поставить прелюдии (фантазии) – фуги, высшее выражение его полифонического письма в музыке для клавира. Это единство двух пьес, своего рода «малый цикл», подготовлялось издавна в практике свободного прелюдирования на органе (или клавире) как введение (прелюдия, преамбула) в следующую далее фугу.

Элементы подобного сопоставления есть и в крупных импровизационно-полифонических формах: органных фантазиях и токкатах (например, у Букстехуде, где пассажно –импровизационно - прелюдийные фрагменты соседствуют с имитационными эпизодами.

В творчестве И. – С. Баха сложилась классическая фуга. Она обычно следовала за прелюдией (или фантазией, завершенной пьесой определенного характера. Благодаря иному методу изложения и развертыванию формы, прелюдия оттеняла фугу, подчеркивала ее специфичность.

В прелюдии чаще всего не было заявленной темы, движение шло волнами как бы центробежно от начала к концу, будучи выдержанным в единой фактуре и построенным на основе одной, двух, тех фраз или тематических ячеек.

Возникал единый образ, раскрываемый в потоке движения, без резких градаций внутри формы, без функционального выделения ее разделов. Это длящееся «текучее» становление образа можно сравнить с отражением в реке.

В противоположность подобному методу, фуга сосредотачивает внимание на теме, как «зерне» образа, многократно ее проводит, продвигаясь далее ладотональному плану, и устанавливает градации внутри целого, отделяя функции проведений и функции интермедий. Образ также возникает единый, но более четко очерченный, как бы охваченный объемно, с разных сторон.

Нужно оговориться, что речь идет о типичных, явно преобладающих случаях.

Встречаются фугетты и даже фуги в пределах прелюдии. Пример: Прелюдия Ми-бемоль мажор, «Хорошо темперированный клавир (ХТК)».

Иногда движение а прелюдии идет на основе не однохарактерных фраз, а более сложных, внутренне разнородных исходных элементов.

Таким образом, фуга и прелюдия бывают сопоставлены как две различные полифонические формы, два различных понимания того, что такое образ.

Что же объединяет данную прелюдию с данной фугой?

Исследователи пытаются найти определенные тематические связи между двумя частями «малого цикла». Если в сюите, сонате, концерте выражена тенденция к установлению функции каждой части вместе с постепенным определением ее образного характера, (например, средней медленной части как лирического центра цикла и т. п., то «малый цикл» понимается в принципе иначе.

Фуга может воплощать образы любого типа – лирические, героические, величественнык, скорбные, радостные, спокойно-сосредоточенные, идиллические и т. д.

Прелюдия в образном смысле тоже не имеет четких ограничений. Эта образная широта в том и другом случаях предполагает множество индивидуальных решений для объединения прелюдии – фуги.

Отчетливее всего здесь проявляется принцип возмещающего, или дополняющего, контраста, зачастую при единстве образного наклонения в цикле, а порою и при общности интонационного склада. («Хроматическая фантазия и фуга»).

Строгая, объективная в своем тематизме Фуга Ре-мажор из Второго тома «Х. Т. К.»

Потребовала со своей стороны оживленной жигообразной фуги.

Скорее объединены, чем противопоставлены, Прелюдии и фуги Соль-минор, Си-бемоль минор, Си- минор (все из Первого цикла «Хорошо темперированного клавира»). Но это единство образного наклонения (скорбного, лирического, драматического) выражено с таким богатством оттенков в каждом из циклов, что всякий раз возникает индивидуальное решение. Особенно яркий пример дает в этом смысле Прелюдия и фуга Си-бемоль минор. Драматичнейшему возгласу в теме фуги (интервал - м. 9, определяющему впечатление от целого, соответствует и противостоит одновременно напряженное беспокойство прелюдии с ее пульсирующими ритмами. Выдержанное, длительное беспокойство – и, после него, внезапный возглас, словно в патетической речи!

Процесс кристаллизации классической фуги и утверждение композиционной идеи Прелюдия - фуга был у Баха, надо полагать, двуединым. Чем более зрелой, развитой, совершенной в своей концентрации становилась фуга, тем важнее представлялось подчеркнуть это дополняющим контрастом; чем богаче оказывались возможности сопоставления Прелюдии и фуги, тем больше стимулов возникало для композиционного самоопределения фуги и прелюдии.

Сопоставляя многочисленные фуги Баха, мы убеждаемся в том, что речь должна идти о принципах классической фуги, но не о нормативности ее схемы.

Фуга – живой музыкальный организм, в ней заключены принципы ее тематизмаа, богатое и активизированное многоголосие.

Бах выделил в форме фуги функции Экспозиции, Интермедии и новых произведений темы, подчинив общее полифоническое движение централизованному тональному плану. Полифоническое развитие музыкальной ткани, имитационное в экспозиции и проведениях, более текучее в интермедиях (мотивное, секвенционное, вариационное, образует один поток минорного движения.

Внутри формы фуги исследователи находят ее ладогармоническую расчлененность и определенный тональный план, что позволяет говорить о принципах простых форм, рондообразных, с сонатными отношениями, синтетических.

Путь Баха проходил в десятилетия, когда инструментальная музыка западноевропейских стран находилась же на переломе от стиля XVII века к новым творческим течениям, победившим в последней трети XVIII в. Органная музыка продвигалась вперед на основе старых традиций и развития полифонических форм.

Клавирная музыка испытывала все сложности переломного времени. Еще продолжалось развитие фуги и импровизационных полифонических форм, но уже шла кристаллизация сюиты, набирали силу циклическая сюита и увертюра (sinfonia, в пору цветущей молодости вступал инструментальный концерт.

Полифонические методы изложения и развития почти в любом случае соседствовали с иными, гомофонно-гармоническими, которые, однако, еще не достигли классической зрелости.

Иоганн - Себастьян Бах стремился расширить свой личный творческий опыт, стремился обогатить клавирную музыку опытом клавирных импровизаций или сообщая порой органным сочинениям тонкость клавирной манеры. Бах охватывал, изучал, постигал и перерабатывал новое повсюду, где оно проявлялось.

Он не обошел французских клавесинистов, работая над сюитами, хотя и не подражал им.

В сонатах и концертах Бах широко опирался на опыт итальянцев, но и тут сделал собственные выводы.

Что же касается фуги, прелюдии, полифонических импровизационных форм, Бах с юности владел творческим наследием немецких композиторов, и двигался даее свободно, уже ведя других композиторов и музыкантов за собой.

Список использованной литературы:

1 Т. Ливанова. «История западноевропейской музыки». Изд. «Музыка», М., 1982

2. М. Этингер. «Гармония И. С. Баха». «Музгиз», 1963

3. Ю. Тюлин. «Музыкальная форма». Изд. «Музгиз», М., 1974

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Хоровод — круглый год» Цель: знакомство с методами и приёмами педагогической деятельности в разучивании хороводов и народных хороводных игр, обучение участников.

Материал для педагогов образовательных организаций. Описание системы работы музыкального руководителя Описание системы работы музыкального руководителя I категории МБДОУ детский сад «Светлячок» Мариинско - Посадского района Чувашской Республики.

Методическая разработка для родителей по ПДД Методические рекомендации для родителей по ПДД" Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной,.

Методическая разработка для воспитателей "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность" К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека.

Методическая разработка тренинга по профилактике профвыгорания для педагогов «Про себя любимую не забудь» 1. Визитка 2. Представление имени. 3. Мультик "Облачно, с прояснениями" - беседа. Мы педагоги, работаем с разными детьми и у нас случаются.

Методическая разработка. «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками» (консультация для педагогов) Ссоры, конфликты, драки - неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками,.

Творческий проект по теме робототехнических соревнований дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» 2016–2017 годаТворческий проект по теме робототехнических соревнований дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» 2016–2017 года Инженерная книгаСнегоуборочная машина РУКОВОДИТЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ТРАПЕЗНИКОВА Т. Н. Оглавление: 1. Визитка…3 2. Пояснительная.

Эссе «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников» «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши.

Эссе: «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников». Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. На мой взгляд, ребёнок дошкольного возраста в большей степени подвержен влиянию.

Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников ЭССЭ на тему «Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для педагогов образовательных организаций.
Опубликовано: 24 августа 2017 в 19:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД