Лучший педагог года

Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»

Ирина Князева
Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»

Управление народного образования администрации

городского округа города Бор Нижегородской области

Методическая разработка программы дополнительного образования по

патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«Наш дом — Россия»

(Образовательная область «Социализация»)

Выполнила: воспитатель МДОУ

детский сад №4 «Полянка»

Князева Ирина Валерьевна

Публикация «Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию „Наш дом — Россия“» размещена в разделах

Городской округ город Бор

2 014 г

Слайд № 3

«Патриотизм — это твоё и моё, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и в повседневной жизни,

способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь».

Б. Шергин.

Слайд №4

Актуальность

1. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся

общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропогандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

2. Дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. На территориии нашего муниципального объединения действует программа «Патриотическое и духовное воспитание в городском округе город Бор», основной целью которой является развитие и совершенствование системы патриотического и духовно — нравственного воспитания в городском округе город

Бор. Главное место в реализации программы отведено образованию вообще и дошкольному в частности.

Презентуемая программа «Наш дом — Россия» рассчитана на два года: это старшая и подготовительная группа.

Слайд №5

Мониторинг на начало учебного года

На начальном этапе реализации работы мной было проведено исследование, позволяющее сделать вывод об уровне воспитания патриотизма у дошкольников.

Мониторинг проводился по следующим критериям:

Старшая группа (5 -6 лет) :

Свой домашний адрес, название города, страны;

иметь представление о символике города, страны;

знать название близлежащих улиц;

иметь представления о жизни и быте русского народа; народных промыслах; народном фольклёре;

узнавать на фотографиях достопримечательности города;

знать историю своей семьи, её исторические корни, традиции;

Подготовительнаягруппа (6 — 7 лет) :

краткие сведения об истории родного города, страны;

знать и различать символику города Бор, Нижнего Новгорода, Москвы; страны;

названия близлежайших улиц, социальные объкты, достопримечательности города;

иметь элементарные представления о жизни, быте русского народа;

знать историю русского костюма;

знать и использовать в речи русский фольклёр; различать изделия народных промыслов;

знать историю своей семьи, её корни, традиции;

Задания оценивались:

3 балла — высокий уровень;

2 балла — средний уровень;

1 балл — низкий уровень;

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что воспитание патриотческих чувств у детей старшего возраста составил 1,5 балла — это 50% (низкий уровень, а в подготовительной группе — 1,7 балла — это 66,6% (ближе к среднему уровню).

Слайд №6

ЦЕЛЬ

Поэтому была поставлена цель и определены задачи дальнейшей работы.

Цель: воспитание гуманной, духовно — нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего отечества.

Слайд №7

Задачи:

продолжать развивать чувство привязанности к своей семье, дому, городу, Родине;

развивать интерес к русским традициям и промыслам;

формировать представление о России, как о родной стране, о Москве — как о столице России;

воспитывать гражданско — патриотические чувства через изучение государственной символики России;

воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.

Слайд №8, 9

Программно — методическое обеспечение

Программно — методическое обеспечение по теме представляет собой комплекс основных и дополнительных программ, а также методических разработок таких авторов как :

О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

М. Б. Зацепина «Дни воинской славы»

Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6 -7 лет»

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» и др.

Слайд №10

Интеграция областей

Изучение программно — методического обеспечения позволило сделать вывод об интеграции темы с другими образовательными областями, это ОО:

познание

коммуникация

социализация

художественное творчество

музыка

Слайд №11

Педагогические принципы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

историзма

доступности

личностно — ориентированного подхода

непрерывности

наглядности

последовательности

занимательности

Слайд № 12

Основные разделы и задачи

* Путешествие в историю: вызвать интерес к жизни наших земляков; дать представление как начиналось наше Русское государство; поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.

* Вижу чудное раздолье: Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах; разширять представления о богатстве русской земли, родного края; воспитывать чувство гордости за красоту природы родного края.

* Быт и традиции: Продолжать знакомить с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. Объяснить роль вышивки. Дать понятие оберега. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей. Дать понятие о христианских праздниках: Масленица, Новый год, Рождество, Пасха, Вербная и др.

* Этих дней не смолкнет слава: Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Знакомить с защитниками Отечества всех времён. Объяснить назначение герба и флага России, Символики родного города.

* Моя семья: Мир ребёнка начинается с его семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляя его сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

* Руки не для скуки: Знакомить с историей возникновения русской народной игрушки. Дать представления о кукле — самоделке. Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах.

Перспективно — тематический план представлен в программе.

Слайд № 13

Формы работы

Выбраны основные формы работы для реализации задач:

кружковая работа

через формы совместной и самостоятельной деятельности

взаимодействие с объектами социума

взаимодействие с семьями воспитаников

Слайд №14, 15

Предметно — развивающая среда

Для реализации работы была создана предметно — развивающая среда.

Её пополение велось через создание патриотического уголка, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; альбомы, посвященные защитникам Отечества; альбомы, посвящённые истории нашей страны — это «Ремёсла Древней Руси», «Как наши предки шили одежду» и многое другое. В детском саду есть «русская изба», где собраны старинные предметы быта: мебель, посуда и т.  д. Уголок художественного творчества пополнился дидактическими играми, альбомами на тему «Народные промыслы».

В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультуций, папок — передвижек.

Слайд №16, 17

Реализация работы

Особое внимание в своей презентации хочется уделить вопросу взаимодействия с социумом:

С Борским краеведческим музеем: экскурсии по отделам «Природа Борского района», «Древность села Бор» и т.  д. ;

Посещение зала «Боевой славы»;

Экскурсиям;

Встречам с почётными гражданами города;

А также работе с родителями:

Ознакомление детей с семейными реликвиями;

Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка;

Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музей;

Выставка плакатов — проектов: «Каким бы я хотел видеть свой город», «Земля — планета, на которой мы живём»;

Совместно с родителями проводились «Вечера интересных встреч», посвящённые Великой Отечественной Войне, на которые приглашались ветераны; праздники и развлечения «День матери», «День защитников Отечества», «Широкая Масленица» и т. д. (план работы с родителями приложен в программе);

Слайд № 18

Ожидаемый результат

1)-Наличие у детей знаний об истории своей страны, её природных богатствах, социально – экономической значимости;

2)-Возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклёра (пословиц, поговорок, потешек, закличек);

3)-Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России, привлечение семьи к нраственно – патриотческому воспитанию детей.

Слайд №19

Итоговый мониторинг (ст. гр.)

Так как программа расчитана на два года, в конце каждого учебного года проводились итоговые мониторинги.

На конец учебного года (первый год реализации программы, старшая группа) был сделан повторный мониторинг по тем же критериям, что и в начале года.

Согласно итогам мониторинга была выявлена положительная динамика, позволяющая судить о повышении уровня патриотических чувств у детей.

(Если на начало года уровень воспитания патриотизма составлял 1,5 балла -50%, то на конец года он составил 2, 4 балла — 83%).

Слайд №20

Итоговый мониторинг

Мониторинг на конец года в подготовительной группе (второй год реализации программы) тоже показал положительную динамику.

(Если на начало года уровень воспитания патриотизма составлял 1,9 балла — 66,6%, то на конец года он составил 2,7 балла — 90%).

Таким образом, предложенная выше система работы помогает воспитывать патриотов своей Родины, начиная

с дошкольного возраста. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Слайд №21

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

nash-dom-rosija_tkh82.pptx | 4552,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы-методическая разработка «Удивительные места нашей планеты. Арктика» Пояснительная записка Рабочая программа разработана для детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Фрагмент рабочей программы воспитателя доо методическая разработка Тема: «Весёлые старты» Пояснительная записка В группе 24 ребенка: 16 мальчиков, 8 девочек. У детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются.

Кружковая работа по элементам детского фитодизайна на основе авторской дополнительной образовательной программы «Вдохновение» Тема: «Осенние украшения» Цель: познакомить дошкольников с осенним фитодизайном. Учить создавать элементы фитодизайна для украшения комнаты.

Методическая разработка по музыкальному воспитанию «Развитие техники на раннем этапе обучения» «Музыка есть звуковой процесс; именно как процесс, а не миг и не застывшее состояние, она протекает во времени. Отсюда простое логическое.

Методическая разработка по организации дополнительной совместной деятельности с дошкольниками Система дополнительной образовательной деятельности «Пластилиновые чудеса» Воспитатель: Юрченко Елена Васильевна I. Пояснительная записка.

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей от 4 до 7 лет «Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В. А. Сухомлинский «Любовь к родному краю,.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?» Пояснительная записка В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда является.

Методическая разработка проекта по экологическому воспитанию на тему «Вода» Цель проекта: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы. Задачи проекта: Сформировать у детей знания.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Путешествие по лесу со Старичком Лесовичком» Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествуем по лесу вместе со Старичком-лесовичком!» Воспитатель:.

Методическая разработка рабочей программы вокального кружка «До-ми-соль ка» Пояснительная записка Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 21:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД