Роза Мустафаева
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 Красногвардейского района Санкт- Петербурга
Методическая разработка
КОНСПЕКТ
сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе»
для детей младшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Мустафаева Р. М.
Санкт-Петербург 2019
Аннотация
Данная методическая разработка освещает проблему формирования навыков безопасного поведения на улице у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Публикация «Методическая разработка сюжетно-ролевой игры „Едем в автобусе“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Автобус. Сюжетно-ролевые игры в пассажиров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Содержание методической разработки раскрывает актуальность вопроса формирования безопасного поведения, игровых умений, развития творческой игры и самостоятельности детей посредством сюжетно-ролевой игры. Раскрывает вариативность форм, методов, средств и этапов подготовки и проведения игровой деятельности.
В предложенной методической разработке пронизывается интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и разных видов деятельности воспитанников: познавательной, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной, игровой, предметно-практической.
Методическая разработка содержит конспект сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе».
Разработана и реализована методическая продукция на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №14 города Санкт- Петербурга воспитателем первой квалификационной категории Мустафаевой Розой Магеррамовной
Предлагаемая методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста может быть рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Пояснительная записка
Актуальность формирования навыков безопасного поведения в окружающем мире у детей в наше время не вызывает сомнений. Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания. Формирование сознательного поведения – процесс длительный и необходимо начать с раннего возраста.
Работа в ДОУ по формированию безопасного поведения детей ведется по нескольким разделам. Одним из разделов является безопасность ребенка на улице.
Цель разработки - оказание методической помощи педагогам-практикам по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задача взрослых — предупредить и предостеречь ребенка от беды, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой и жизненно опасными ситуациями.
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?
Главная задача обучения Правилам дорожного движения в дошкольном возрасте — научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, готовность к эффективным, обоснованным действиям в любой дорожной ситуации.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Магистральная линия развития дошкольников проходит через игру, в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные. В каждой игре решаются определенные педагогические задачи.
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная игра, как любая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. Сегодня в педагогической теории и практике все чаще отмечается, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а, следовательно, не выполняет присущих ей функций. Игра уходит из жизни дошкольников, ее место занимают познавательная, художественно-эстетическая деятельность. Такой факт является следствием целого ряда причин. Общепринятым стало утверждение “Необходимо учить детей играть”. Педагог часто учит детей играть : задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей.
Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес у детей. Кроме того, педагоги, из года в год предлагая детям темы игр, часто не учитывают интересы, культуру ребенка, которые меняются со временем. Это является проблемой для дошкольных образовательных учреждений.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не коллективная проработка знаний, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они реализуют разнообразные представления.
Систематическая работа педагога по организации сюжетно – ролевой игры не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой, проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки безопасного поведения, складывается характер
Именно сюжетно-ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
Овладение педагогом опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми; может способствовать формированию у воспитанников игровых умений и интереса к творческой самостоятельной игре и правильного поведения на улице.
Содержание
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения
через игровую деятельность, поддержание интереса и инициативы детей к сюжетно-ролевой игре.
• Задачи: Расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре;
• Понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов светофора;
• Развивать речь детей, активизировать словарь;
• Развивать внимание, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу;
• Воспитывать грамотного пешехода.
Предварительная работа:
Проведение НОД, чтение литературы, беседа на тему: «Наш любимый город» рассматривание сюжетных картин по теме «Транспорт родного города», «Правила поведения в транспорте»; дидактические развивающие, подвижные игры детей; изготовление билетов и грибов, наблюдения за транспортом.
• Оборудование: стулья;
• макет светофора, пешеходного переходa;
• иллюстрации по теме;
• грибы из картона;
• конструктор;
• руль;
• сумочка для кондуктора и билеты;
• MP3- проигрыватель.
Ход игры
Дети играют игрушками, машинками, один ребёнок играет автобусом.
Воспитатель: Слава, скажи, пожалуйста, что у тебя за игрушка в руках?
Ребё нок: Автобус!
Воспитатель: Ребята, я сегодня тоже приехала на автобусе к вам в детский сад и мне очень понравилось! А кто ещё сегодня приехал на автобусе?
Хорошо, а давайте мы с вами поиграем в игру «Автобус», но сначала мы уберём игрушки на свои места. Для этого мы сначала построим «Автобус».
Дети строят автобус из стульев.
Воспитатель: Водителем у нас будет Леша! А кто ещё нужен в этой игре? Кто продает билеты? Это-кондуктор! Кондуктором у нас будет Поля.
Поля раздаёт билеты.
Воспитатель: Внимание! Автобус отправляется в путь!
Звучит песенка «Мы в автобусе сидим». (А. Железнова)
Воспитатель: Дети, кто знает. Почему мы остановились? Да, правильно, у нас на пути светофор! Светофор устанавливает порядок на дорогах, управляет движением. Посмотрите у него всего три сигнала, но они очень важны. Три глаза – три приказа! Зажигаются огоньки по очереди. А вы знаете, что означает каждый цвет светофора?
Дети: Да!
Воспитатель: На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Дети: Дорогу можно переходить на зеленый цвет.
Воспитатель: А на красный цвет можно идти?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нельзя идти на красный цвет?
Дети: Машина задавит.
Воспитатель: Что означает желтый цвет светофора?
Дети: Жди, приготовься.
Воспитатель: На нашем светофоре горит красный свет, поэтому наш автобус остановился. Ребята, это остановка называется «Сказочная поляна»! Чтобы добраться до этой поляны нам нужно перейти дорогу. Где мы будем переходить дорогу? Да, по пешеходному переходу. Смотрим на светофор! Зеленый! Путь открыт!
Дети переходят по пешеходному переходу.
Воспитатель: Друзья, посмотрите, какая красивая поляна! Давайте, поищем здесь грибы и соберем их в корзинку.
Дети собирают грибы и складывают их в корзину.
Воспитатель: Ребята, мы набрали много грибов и теперь отправляемся дальше в путь. Загорелся зелёный свет. Дети едут дальше. Звучит песенка «Мы в автобусе сидим». Загорается красный свет. Автобус останавливается.
Воспитатель: Остановка «Строительная».
Дети выходят из автобуса, переходят дорогу по пешеходному переходу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь идёт стройка дороги! Давайте и мы с вами станем строителями и построим дорогу для нашего игрушечного автобуса и других машинок!
Дети строят из конструктора дорогу, мосты.
Воспитатель: А теперь нам пора в детский сад! Пассажирам просьба занять свои места!
Звучит песенка «Мы в автобусе сидим». (А. Железнова)
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Выходим из автобуса, игрушки кладем на место. Вот и закончилась игра.
Чем понравилась игра? О чем расскажете родителям? Спасибо вам за интересную игру. Вы были все активны, соблюдали правила в игре, старались. Молодцы. Вы можете сами продолжать игру на прогулке, в группе, а также дома - с родителями.
Литература
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, Москва-синтез, 2015
2. Зворыгина Е. Н., Новоселова, С. Л. Игра дошкольников/ Е. Н. Зворыгина, С. Л. Новоселова. -М. : Владос, 2002
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
4. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009с.
5. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, - М. :Линка-Пресс, 2010
6. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
7. Интернет-ресурсы.