МААМ-картинки

Рабочая программа «Формирование математических представлений у детей 4–5 лет»

Оксана Молчанова
Рабочая программа «Формирование математических представлений у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

1.1 Пояснительная записка

Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Публикация «Рабочая программа „Формирование математических представлений у детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений перестроить свою работу в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №115 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года)

1. Закон «Об образовании в РФ» от29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Нормативно-правовую базу для разработки рабочей программы составляют :

2. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №57 «Катюша»

3. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

1.2 Цели и задачи рабочей программы

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Задачи:

• Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);

• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету

• Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам : величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Актуальными при работе с детьми являются принципы:

- принцип гуманизациии педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;

- принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;

- принцип индивидуального подхода –предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;

- принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;

- принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания.

1.4 Планируемый результат освоения программы по образовательному модулю

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Сенсорное развитие:

- различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины;

- использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т. п.);

- подбирает предметы по одному - двум качествам (цвет, форма, материал и т. п.).

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

- использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств;

- осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями;

- пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла.

Формирование элементарных математических представлений :

- владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5;

- выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения;

- владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;

- использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах года.

1. Содержательный раздел

2.1 Особенности организации образовательной деятельности

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН); образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н. А. Коротковой:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы)

Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание, которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Модель образовательного процесса

Комплексно-тематическая модель

Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т. п.)

Темообразующие факторы:

– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

– воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

– события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач) : внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);

– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.

Сочетание в программе трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.

Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдаётся комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.

2.2 Формы, методы и средства реализации рабочей программы

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

- организованная образовательная деятельность;

- образовательная деятельность в режимных моментах (совместная деятельность взрослого и ребенка);

- самостоятельная деятельность детей;

- образовательная деятельность в семье.

Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей

«Формирование элементарных математических представлений» -1 раз в неделю

дидактические, развивающие игры, логические игры, деятельность с использованием схем, символов, знаков, интеллектуально-познавательные игры игры с мозаикой, выкладывание фигур из счетных палочек и пр., игры на развитие мелкой моторики рук конкурсы по организации предметно- развивающей среды для развития познавательных интересов, интеллектуальной культуры детей

2.3 Учебно-тематический план

Учебно-тематический план по реализации образовательного модуля Формирование элементарных математических представлений.

Временной период Тема

Сентябрь

1 неделя Сравнение предметов. 1

2 неделя Счет в пределах 2 1

3 неделя Счет в пределах 4 1

4 неделя Установление связей между числом и количеством. Счет в пределах 5 1

Октябрь

5 неделя Закрепление. Счет в пределах 5 1

6 неделя Цифра 1 1

7 неделя Закрепление. Цифра 1. Геометрические фигуры. 1

8 неделя Цифра 2 1

9 неделя Закрепление. Цифра 2. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра» 1

Ноябрь

10 неделя Закрепление. Цифра 2. Геометрическая фигура овал. 1

11 неделя Цифра 3 1

12 неделя Закрепление. Цифра 3 1

13 неделя Равенства, неравенства 1

Декабрь

14 неделя Закрепление. Равенства, неравенства 1

15 неделя Цифра 4 1

16 неделя Закрепление. Цифра 4 1

17 неделя Соотношение чисел 3 и 4 1

Январь

18 неделя Пространственные отношения 1

19 неделя Цифра 5 1

20 неделя Счет в пределах 5 1

21 неделя Порядковый счет в пределах 5 1

Февраль

22 неделя Порядковый счет 1

23 неделя Сравнение предметов по ширине 1

24 неделя Соотношение цифры и количества предметов 1

25 неделя Порядковый счет в пределах 5 1

Март

26 неделя Закрепление. Соотношение цифры и количества предметов 1

27 неделя Количественный и порядковый счет 1

28 неделя Закрепление. Счет в пределах 5 1

29 неделя Закрепление. Порядковый счет в пределах 5 1

Апрель

30 неделя Сравнение чисел 4 и 5 1

31 неделя Цифры 1-5 1

32 неделя Соотношение цифры и количества предметов 1

33 неделя Закрепление. Соотношение цифры и количества предметов 1

34 неделя Закрепление. Соотношение цифры и количества предметов 1

Май

35 неделя Закрепление. Сравнение предметов по ширине 1

36 неделя Сравнение предметов по высоте 1

37 неделя Закрепление. Соотношение цифры и количества предметов 1

38 неделя Свободное планирование 1

всего 38

2.4 Содержание психолого-педагогической работы

Вид организованного образовательного модуля Общее количество образовательных ситуаций в год Количество образовательных ситуаций в неделю Длительность образовательных ситуаций Форма организации образовательного процесса

Формирование элементарных математических представлений 38 1 20 минут Групповая, подгрупповая

2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников

План работы с семьями воспитанников.

Формы и виды работы Содержание

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Наглядная агитация Памятка «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Буклет «Развитие логического мышления у детей» Картотека игр математического содержания

Открытые мероприятия Родительское собрание «Что должен знать ребёнок 4-5 лет?» Тренинг «Развивающие формы обучения» Выставка творческих работ

«Веселые формы» (поделки из геометрических форм)

Консультации «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста» «Математика вокруг нас» «Учим математику дома»

Беседы «Истоки детской любознательности» «Развитие математических способностей детей» Значение занимательного математического материала для умственного развития детей

Формы и виды работы Содержание

Декабрь Январь Февраль

Наглядная агитация Памятка «Не отрываясь от дел. Математика – занимательная игра». Выставка методической литературы «Познавательно-математическое развитие дошкольников» Памятка «Игры с геометрическими фигурами»

Открытые мероприятия Родительское собрание «Как развивать математические способности Проектная деятельность «В стране геометрических фигур» Математический КВН.

Консультации «Игры с палочками Кюизенера» Памятка «Дидактические игры по математике рекомендуемые для проведения их дома» «Графические диктанты – средство интеллектуального развития дошкольников»

Беседы Значение занимательного математического материала для умственного развития детей Рекомендации по приобретению игр математического содержания. Развитие представления о цвете, величине, форме предмета.

Формы и виды работы Содержание

Март Апрель Май

Наглядная агитация Папка-передвижка «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников, через познавательно-математическую деятельность Буклет «Занимательные игры своими руками» Стенгазета «Зачем детям математика»

Открытые мероприятия Родительское собрание «Особенности мышления детей среднего дошкольного возраста» Тренинг «Конструирование как средство общения» Открытое занятие «Волшебный сундучок»

Консультации «И прекрасна и сильна математика страна» «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны» «Блоки Дьенеша. Как играть»

Беседы «Инновационные технологии в ФЭМП у детей дошкольного возраста» Анкетирование «Удовлетворённость проводимой работой по ФЭМП в ДОУ» Понятия «больше»-«меньше», «часть»-«целое»

3. Организационный раздел

3.1 Режим дня

РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ГРУППЫ № 2 4-5 ЛЕТ

Режимные моменты Время проведения

Прием детей, игры, ежедневная утренняя гимнастика самостоятельная деятельность 7.30-8.15

Подготовка к завтраку, завтрак 8.15-8.35

Самостоятельная деятельность 8.35-9.00

Организованная образовательная деятельность (в т. ч. по подгруппам) 9.00-10.25

(в т. ч. индивидуальная работа – 3 минуты)

Второй завтрак 10.25-10.30

Подготовка к прогулке, прогулка 10.30-12.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.10-12.20

Чтение художественной литературы 12.20-12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30-12.40

Спокойные игры, подготовка ко сну 12.40-13.00

Дневной сон 13.00-15.00

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность 15.00-15.20

Образовательная деятельность 15.20-15.40

(в т. ч. индивидуальная работа – 3 минуты)

Уплотненный полдник 15.40-16.10

Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к прогулке, прогулка 16.10-16.20

Прогулка, взаимодействие с родителями, уход домой 16.20-18.00

3.2 Программно-методический комплекс образовательной деятельности.

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4изд., перереб. -М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 352с.

2. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет6 Учеб. -метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти».

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Формирование математических представлений у детей 4–5 лет»
Опубликовано: 29 июля 2021 в 21:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Формирование математических представлений у детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Молчанова (УИ 987252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД