Папки-передвижки

Методическая разработка «Формирование счетных навыков у детей 4–5 лет»

Булаева Марина
Методическая разработка «Формирование счетных навыков у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Счет – это действие, при котором устанавливается взаимное соответствие между предметом и числом. В средней группе обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности, то есть, только сосчитав предметы можно ответить на вопрос «сколько?» и научиться называть числительные по порядку.

Обучение детей среднего дошкольного возраста прямому счету осуществляется в два этапа.

На первом этапе детей знакомят с правилами счета :

Публикация «Методическая разработка „Формирование счетных навыков у детей 4–5 лет“» размещена в разделах

1. Все числа называются по порядку.

2. Каждое число называется только один раз.

3. Каждое число относится только к одному предмету.

4. Последнее число является итоговым, только он называется при счете, как обозначение всей группы предметов.

Организуя сравнение двух совокупностей предметов, в одной из которых на один предмет больше, чем в другой, воспитатель вместе с детьми считает предметы и акцентирует внимание детей на итоговом числе. Подчеркнем, что педагог побуждает называть и показывать, где 1,2,3 предмета, что служит установлению ассоциативных связей между группами, содержащими предметы и соответственно словами-числительными.

В методике обучения детей среднего дошкольного возраста прямому счету, воспитатель должен учитывать особенности восприятия числа. Перечислим данные особенности: во-первых, дети вместо числа «один» произносят существительное «раз». Педагогу необходимо обязательно исправлять ошибку детей, например, поставив одну игрушку, спросить «сколько?». Во-вторых, в среднем возрасте дети не понимают, что каждое число относится только к одному предмету, то есть, дети называют числа с одной скоростью, а на предметы указывают с другой. Воспитатель должен при счете, обязательно добиваться от детей, указывать рукой на каждый предмет во время счета. В-третьих, детям свойственно не отличать процесс счета от итогового числа, поэтому педагог при счете делает круговой жест рукой. В-четвертых, дети еще не умеют согласовывать числительные с существительными, поэтому для занятия подбираются предметы женского, среднего и мужского рода. В - пятых, название предмета при счете дается после слова «всего», таким образом, у детей формируется понятие о том, какие предметы они не считали, числа всегда произносятся одинаково, и, тем самым, воспитатель показывает, что счет окончен.

На втором этапе дети овладевают счетными операциями после того, как они научатся различать множества или группы предметов, поймут, как ответить на вопрос «сколько?», детей учат вести счет предметов в пределах трех, затем четырех и пяти.

Итак, воспитатель постоянно поддерживает у детей интерес к занятиям по математике. Обучение детей среднего дошкольного возраста включает, с одной стороны, отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, с другой – овладение самим процессом прямого счета.

1. Методика обучения обратному счету

Обучение детей обратному счету начинается тогда, когда ребенок достаточно свободно научится считать предметы в прямом порядке. При обучении детей обратному счету их учат считать обратно от любого числа. Так, например, при обучении ребенка обратному счету, воспитатель предлагает ему: «Посчитай до двух». Ребенок считает: «Один, два». «Правильно. Если считать в обратном порядке, то надо теперь считать два - один, то есть, в прямом порядке: один - два, а в обратном – два - один», – говорит воспитатель.

Необходимо подчеркнуть, что если ребенок быстро понял, что такое счет в обратном порядке, то педагог продолжает заниматься с ним по этой же методике до числа 5 и обратно. Если ребенку сложно овладеть обратным счетом, то можно использовать такой прием как сочинение историй. Например, о том, как зайка всех морковкой угощал. История: собрал зайчик в огороде пять морковок и понес их к себе домой. По дороге встретилась ему белка, заяц угостил ее морковкой, и у него осталось четыре морковки. Потом зайка встретил ежика и его угостил морковкой. Осталось у зайки 3 морковки и т. д. Самое главное, в конце истории подвести итог: было пять морковок, потом стало четыре, потом три морковки и т. д. С помощью выдуманной истории ребенок учится обратному счету, то есть, вначале ребенок может овладеть обратным счетом с помощью опоры на предметы, а затем и без них. Затем стоит предложить ребенку самостоятельно воспроизвести обратный счет.

Таким образом, когда дети знакомятся с новым видом деятельности, счетом в обратном порядке, необходим полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, системности в работе. Постепенно новые знания приобретают для детей данного возраста свой обобщенный смысл. Отметим, что для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений. Одновременно с количественным счетом в средней группе дети овладевают и порядковым счетом.

2. Методика обучения порядковому счету

В средней группе детского сада детей начинают учить и порядковому счету и умению пользоваться количественным и порядковым счетом, правильно употреблять числительные. В повседневной жизни, дети часто сталкиваются с порядковым счетом. Например, при построении на гимнастику или физкультурное занятие, воспитатель говорит: «Вероника, встань первая», на музыкальных занятиях.

Порядковый счет – это определение места предмета среди других. При знакомстве с порядковым счетом детей учат правильно отвечать на вопросы: который, который по счету, какой по счету?.

Щербакова Е. В., предлагает следующий алгоритм обучения детей порядковому счету :

1. Действовать правой рукой (исключение составляют дети-левши).

2. Считать слева направо.

3. При счете называть числительное (число, соотносить его с каждым элементом пересчитываемого множества.

4. При счете предметов именовать только последнее (итоговое) число.

5. Согласовывать существительное в роде, числе, падеже.

6. Счет можно вести количественными и порядковыми числительными.

7. Предметы для счета необходимо размещать в ряд, придерживаясь определенных признаков.

8. Упражнять в порядковом счете на разнообразных предметах.

9. Показать детям отличие количественного и порядкового счета, то есть, эти два вида счета различаются по цели деятельности: количественный счет дает возможность определить количество, порядковый счет определяет место какого-либо предмета в ряде других. При этом необходимо, чтобы ребенок понял, что при порядковом счете предметы не пересчитываются, а счет ведется только с того предмета, который нас интересует. Также детям объясняется, что при количественном счете ставится вопрос : «Сколько?», а при порядковом – «Какой по счету, который?» или «На котором месте стоит этот предмет?».

Подчеркнем, что поскольку результат порядкового счета зависит от направления счета (слева направо или справа налево) в отличие от количественного, материал для занятия необходимо готовить таким образом, чтобы показать эту особенность. Приведем пример, воспитатель ставит на столе три разные машинки – грузовую, легковую и трактор. Далее предлагается детям пересчитать машины и ответить, сколько их. После ответов детей начинается игровой момент. Воспитатель говорит, что машины поехали на заправку: первой едет грузовая машина, второй – легковая, третьей – трактор. И задает детям вопросы: которая по счету грузовая машина, легковая, трактор?. Затем игра продолжается и воспитатель рассказывает о том, что по дороге на заправку идет ремонт дороги и машины разворачиваются. Теперь та, которая была последней, оказалась первой. Вместе с детьми воспитатель выясняет, какая по счету каждая из машин. Так, в игровой форме у ребенка формируется понятие о порядковом счете.

Итак, порядковый счет – это счет, определяющий место предмета среди других. Усвоение детьми порядкового счета позволяет решить следующие задачи: во-первых, учит детей определять место предмета среди других, во-вторых, учит называть предмет, занимающий определенное порядковое место, дети должны научиться умению раскладывать предметы по указанию воспитателя. Закрепление навыков счета происходит в повседневной жизни. Воспитатель постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета.

3. Ознакомление с приемами счета с помощью различных анализаторов

В среднем дошкольном возрасте дети учатся выделять количественные отношения предметов, знакомятся с прямым, обратным и порядковым счетом. При обучении детей счету, необходимо включать различные анализаторы. Для этого используются игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения.

Ерофеева Т. Н., рассматривая обучение детей средней группы счету, который может восприниматься разными анализаторами, пишет: «Наряду с опорой на зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет движениям».

Например, воспитатель стучит несколько раз музыкальным молоточком – дети считают и ставят на столе столько же игрушек, сколько ударов молоточком они услышали. Может использоваться и упражнение в счете с движениями : педагог ударяет несколько раз в бубен, а дети столько же раз подпрыгивают, хлопают в ладоши. В использовании данного упражнения воспитателю необходимо помнить о том, что он извлекает звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не видели движений руки. Тогда слуховой анализатор включается максимально, и ребенок может выполнить задание.

Упражнения детей в счете движений, активно должно использоваться при формировании элементарных математических представлений. Упражняя детей в счете движений, им предлагают воспроизвести указанное количество движений либо по образцу, либо по названному числу. Например, «Постучи столько раз, сколько звуков ты услышишь», «Присядь столько раз, сколько раз ударит молоточек».

Постепенно воспитатель усложняет характер движений, предлагая детям притопнуть правой или левой ногой, поднять левую или правую руку, наклониться вперед и т. д. Отметим, что воспитателю необходимо помнить о физиологических особенностях детей среднего дошкольного возраста, поэтому, детям средней группы не следует предлагать слишком сложные движения, это отвлекает их внимание от счета.

Очень полезно упражнение в счете по осязанию, когда дети должны пересчитать заранее приготовленные воспитателем предметы, которые могут находиться на столе и обязательно должны быть закрыты или помещены в мешочки. В данном упражнении можно каждому ребенку положить различное количество предметов.

Таким образом, стремясь усовершенствовать навыки счета у средних дошкольников, воспитатель использует упражнения, с опорой на разные анализаторы: слуховые, осязательно-двигательные.

Игровые упражнения, для лучшего усвоения детьми навыков счета включают и ряд требований к педагогу: звуки должны извлекаться громко, ритмично, в умеренном темпе, за ширмой. При этом, обращается внимание на то, чтобы дети слушали молча до самого конца, считали про себя и если дети неправильно дали ответ, педагог повторяет задание. Если задействован двигательный анализатор, то движения должны быть ритмичные и в умеренном темпе – движения считаем в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников вопросы теории и практики. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

2. Ерофеева Т. Н. Математика для дошкольников. - М. : Просвещение, 2007.

3. Демина Е. С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. - Барнаул, 2009.

4. Колесникова Е. В. Математические ступени. - М. : «Сфера», 2014.

5. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4-5 лет. Я считаю до десяти. - М. : «Сфера», 2002.

6. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2002.

7. Математика от трех дл семи /Учебное пособие для воспитателей детских садов. - М., 2001.

8. Программа развития и обучения детей в ДОУ. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

9. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М. : Академия, 2005.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование счетных навыков у детей 4–5 лет»
Опубликовано: 30 августа 2021 в 14:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Формирование счетных навыков у детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Булаева Марина (УИ 1423732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД