Оксана Дресвянина
Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Публикация «Методическая разработка „Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности“» размещена в разделах
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами.
Цель которого – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание данной методической разработки включает совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.
Формирование опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;
- применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
- осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.
В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
ЗАДАЧИ:
Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара;
Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;
Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет, служб спасения: «01», «02», «03», «04»;
Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;
Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
Активизировать словарь детей по данной теме;
Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;
Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.
Возраст детей: старший (6 -7 лет) дошкольный возраст.
Методический продукт включает три раздела:
Описание методики работы
Перспективное планирование
Диагностическую методику выявления знаний детей
Основные принципы:
Принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы.
Принцип системности – работа проводится весь учебный год, специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние отрезки времени.
Принцип доступности содержания детям.
Принцип возрастной адресованности.
Принцип координации деятельности педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физвоспитания, учитель – логопед, педагог – психолог, преподаватель изодеятельности).
Принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Методика работы
Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:
Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;
Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности, референтность пожаробезопасного поведения участников педагогического процесса);
Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.
Методы подачи содержания:
Содержание темы «Учение – во спасение» реализуется через разнообразные виды деятельности:
Система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности, ценностей здорового образа жизни, экологической культуры.
Беседы, основанные на опыте детей.
Дидактические игры
Сюжетно – ролевые игры
Игры – драматизации
Игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой
Тренинги
Викторины
Конкурсы
Чтение художественной литературы
Продуктивную деятельность: изодеятельность, аппликация, конструирование
Составление творческих рассказов на противопожарную тему
Спортивные развлечения
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ОГНЕМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дошкольникам необходимо представить следующее:
Опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому, окружающим, природе, животному миру.
Причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности.
Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.
Проводя такую работу, необходимо учитывать возрастные особенности и психо – физические качества каждого ребенка. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара, воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику. Наихудшая тактика – это тактика устрашения. Нельзя на занятии выложить детям тревожные цифры и страшные факты. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во взрослой жизни. Психологи считают: чем серьёзнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя
Знакомство с правилами обращения с огнем продолжается во всех видах деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением включаются в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с профессиями спасателей, пожарных, чтение художественной литературы, конструированию, изодеятельности. При организации викторин особое внимание необходимо обращать на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения. Также в целях готовности детей к действиям во время пожара целесообразно проводить разнообразные конкурсы по данной тематике. Это могут быть конкурсы рисунков, стихотворные, музыкальные или спортивные развлечения. Подобные мероприятия в нашем дошкольном учреждении проводятся совместно с ОГПН и родителями, что также привлекает внимание детей. Целью таких мероприятий было ознакомление ребят с основами противопожарной безопасности и службы спасения «01». Организуя совместные развлечения, необходимо учитывать ряд моментов:
Мотивация детей на участие в даном конкурсе. Должен соблюдаться принцип добровольности;
Привлекательный приз;
Интересная формулировка названия конкурса;
Состав жюри, куда должны входить и дети, не принимающие участия в конкурсе.
Таким образом, конкурс можно рассматривать как один из элементов формирования у детей мышления о безопасной жизнедеятельности, способствующего предвидению потенциальной опасности, безопасному поведению в повседневной жизни, бережному отношению к себе и окружающим, грамотным действиям при пожароопасной ситуации.
Большое внимание следует уделять ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. Поэтому игра является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности растущего человека. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного воспитателем сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем.
Решение и составление задач позволяет дошкольникам и воспитателю анализировать различные ситуации, прогнозировать последствия, принимать самостоятельно реальные благоприятные решения. Полезно давать такие задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это позволит находить общие интересы в общении с родителями, привлечет внимание взрослых к проблемам пожарной безопасности.
Также существует блок познавательных занятий на противопожарную тему, при составлении которых учитывались следующие дидактические методы: доступность, систематичность, последовательность от простого к сложному, от частного к общему. По форме и используемым методам и приемам занятия не похожи одно на другое. Основными методами в выборе методов служат познавательные возможности детей, степень сложности материала или заданий.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной.
В предлагаемом пособии представлено примерное содержание правил и умений противопожарной безопасности со старшего дошкольного возраста. Программный материал систематизирован в соответствии с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и образовательной программой «Детство».
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Интеграция образовательных областей
в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов).
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Формы работы с детьми по тематике недели " Детский сад"
Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»
Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения.
Проблемная ситуация «Почему случился пожар?»
Тренинг «Действия при пожаре»
Дидактические игры: «Собери картинку»
«Чрезвычайные ситуации»
«Горит – не горит»
Работа со схемой «Где опасно?»
Беседа «Злой и добрый огонь»
Общение «Откуда может прийти беда?»
Дидактические игры: «Что для чего?»
«Отгадай слово»
Составление рассказа по серии сюжетных картин на противопожарную тему.
Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Мы помощники пожарных»
Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Пожароопасные предметы»
Моделирование игровой ситуации «Дым в группе. Как поступить?»
Рисование «Огонь – друг, огонь – враг»
Составление коллажа «Средства пожаротушения»
«Пожарыч» Д. Кокшаров
«Хитрый огонь и вода» Молехина
«Бумажный самолетик»
«Спичка – невеличка» Е. Хоринский
Подвижные игры «Огненный дракон»,«Кто быстрее?»\
Спортивные эстафеты «Пожарный щит», «Пронеси не урони»
Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности.
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Мы помощники пожарных»
Формы работы с детьми по тематике недели "осень"
Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных.
Беседа «В гостях у доктора Айболита»
Моделирование правил поведения в природе
Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»
Викторина «Защитим лес от пожара»
Общение «Спички не тронь, в спичках огонь»
Составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»
Дидактические игры: «Огонь и вода», «Разрешается – запрещается»
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»
Рисование «Чтобы не было беды»
Аппликация «Осенний лес»
Конструирование из конструктора «Пожарная машина»
«Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова
«Малышам об огне» Н. Пороховник
«Пожар в лесу»
«Пожар в поле» (приложение)
«Щепочка»
«Как мы с братом играли»
Подвижные игры «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»
Спортивные эстафеты «Не затушенный костер»
«Мы помощники пожарных»
Уборка сухих листьев и травы на участке
Составление коллажа «Чего нельзя делать в лесу»
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Семья. Отдых на природе»
Музыкальное сопровождение, пение, слушание
Формы работы с детьми по тематике недели "Дом,жилище человека"
Беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность», «Электроприборы. Правила пользования ими»
Дидактические игры: «1,2,3, что может быть опасно, найди»
«Что можно, что нельзя»
«Дорисуй, чего не хватает»
Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?»
Работа со схемой «Найди выход из горящего дома»
Тренинг «Вызови пожарных»
Экспериментирование «Огонь гаснет без поступления кислорода»
Общение «Будь самостоятелен, но осторожен и внимателен»
Дидактические игры: «Отгадай слово», «Назови действие»
Загадки о бытовых приборах
Викторина «Береги свой дом от пожара»
Составление творческого рассказа «Почему это случилось?»
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Мамины помощники»
Игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать?»
Дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»
Рисование отгадок «Электроприборы»
Конструирование из строительного материала «Моя квартира»
Выставка рисунков «Береги свой дом от пожара»
«Как ловили уголька» Ж. Толмазова
«Кошкин дом» С. Маршак
«Рассказ о неизвестном герое»
«Обыкновенная история» К. Орлова
«Загадки об электроприборах» Л. Сумина
«О спичках»
«Об опасных предметах»
«О средствах бытовой химии» А. Шевченко
Подвижные игры «Убери на место», «Огненный дракон»
Игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые»
Драматизация «Кошкин дом»
Музыкальное сопровождение
Изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»
Формы работы с детьми по теме недели "Весна. Профессии"
Беседа «Пожарные – кто они?»
(Встреча с работниками ОГПН)
Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных
Дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»
Викторина «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»
Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»
Общение «Одежда пожарных»
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Бой ведет отряд пожарных»
Дидактические игры: «Подбери предметы с одним назначением»,«Одежда пожарных" «Назови правильно»
Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть»
Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части»
«Помоги себе сам»
Рисование «Мчаться красные машины»
Аппликация «Пожарная машина»
Конструирование из конструктора «Пожарная часть»
Выставка рисунков «Осторожно – огонь!»
«Кем быть?» Л. Сумина
«Красная машина» К. Оленев
«Пожарная часть» З. Бурлева
«Куда спешат красные машины» Т. Фетисова
«Служба 01» З. Бурлева
«Экипировка» З. Бурлева
«Пожарные рукава» З. Бурлева
«Антошка – пожарник» К. Ибрагимова
«Как Тимошка царевну спас»
Подвижные игры «Спички в коробке», «Пожарные на ученьях»
Спортивное развлечение «Мы - юные пожарные»
Оформление альбома «О труде пожарных»
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Пожарная часть»
Театрализованная деятельность «Спичка – невеличка»
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
ЗАГАДКИ
На улице столбом, в избе скатертью.
(Дым)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
(Огонь)
Это темный – темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Коробок спичек)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
С языком, а не лается,
Без зубов, а кусается.
(Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?
(Пожар)
От огня бывает
И от огня сгорает.
(Уголек)
Огневые стрелы пускает,
Никто их не поймает.
(Молния)
В одном амбаре сто пожаров.
(Коробок спичек)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
(Пожарный)
Что встретит – пожирает.
Но если дать ему воды,
Он мигом погибает.
(Огонь)
Вокруг глаз и рук вьется,
А в руки не дается.
(Дым)
Висит – молчит,
А повернешь – шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель)
Я – помощница – сестрица,
А зовут меня… (водица)
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с (огнем).
Дидактические игры
«НАЙДИ ОТВЕТ»
ЦЕЛЬ:
Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
ХОД ИГРЫ:
Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации Ответы
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.
На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.
Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.
Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
ЦЕЛЬ:
Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
ХОД ИГРЫ:
Используются карточки с изображениями:
Сообщение по телефону «01» о пожаре;
Эвакуация людей;
Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
Встреча пожарных;
Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«С ЧЕМ МОЖНО ИГРАТЬ»
ЦЕЛЬ:
Развивать внимание, мышление
Закреплять знания о пожарной безопасности.
ХОД ИГРЫ:
Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М. ,1998.
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
Детский сад от А до Я. 2006.№4.
Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М. ,2007.
Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.
Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007г
Ссылка на работу Чамановой Светланы Леонидовны.