Регина Хубулова
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Слава хлебу на столе»
Праздник для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Хубулова Регина Ахсарбековна
Цели: создавать радостное настроение ;расширять представления о практической жизни человека; научить бережному отношению к хлебу.
Задачи:
. воспитывать любовь к родному краю через музыкально-игровую деятельность;
Публикация «Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
. развивать детское творчество (игровое, танцевальное,песенное)
.с помощью синтеза литературы, изобразительного искусства, музыки
и художественных видов деятельности формировать у детей эстетическую культуру и духовность;
. воспитывать уважение к людям труда.
Предварительная работа: беседы о труде хлеборобов; просмотр мультфильмов «Колосок», «Легкий хлеб»; чтение рассказов; рассматривание картин и иллюстраций ;разучивание песенного, танцевального и игрового материала.
Материал и оборудование: выставка совместных работ детей и родителей на тему : «Слава хлебу на столе». Колосья для танца, костюмы для игры «Каравай», музыкальные шумовые инструменты.
Танцевальная композиция «Разноцветная осень»
Ведущий: здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник! Ведь без гостей и праздник не праздник. Много праздников у нас бывает. А вот чему посвящен наш сегодняшний праздник вы сами скажете, отгадав загадку:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам…
Дети: Хлебом!
Ведущий: Такую загадку люди придумали о хлебе.
А какие слова помогли догадаться, что это хлеб? (колосился, зерно, обмолотили, мука, тесто)
Издревле хлеб берегли! О нем говорили, как о живом существе: «Хлеб – батюшка», «Хлеб – кормилец». С давних пор дошел до нас обычай - встречать гостей хлебом. Хлеб стал символом доброго, мирного труда, достатком и счастьем. Святое отношение к хлебу – одно из достоинств всех народов. Ведь чтобы вырастить хлеб, нужно потратить много труда.
Где растет хлеб? Правильно, в поле. Вот и пойдем с вами в поле землю пахать да хлеб засевать.
(вышла девочка Весна)
Весна: Я – Весна-красна – всем людям мила. Весенний день – год кормит. Пора землю пахать, да зёрна сеять.
Ведущий: «Землю красит солнце – а человека труд». Готовы наши трактора в поле выезжать?
Игра «Трактора» (инсценируется русская народная потешка).
Мальчики встали парами и дробным шагом, продвигаются вперед.
Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Милых детушек кормить.
(за мальчиками идут девочки и «разбрасывают зерна»).
Девочки:
Сеем, сеем зерна,
Зерна золотые.
Чтобы вырастали
Колосья наливные.
(все стали у центральной стены полукругом.)
Ведущий: С утра до поздней ночи гудят на полях машины. А как называют людей, выращивающих хлеб? (хлеборобы).
Сейчас у хлеборобов много машин – помощников. Какие это машины? А кто ими управляет? (механизаторы).
(дети выбирают картинки из серии «Сельскохозяйственная техника» и называют их).
-Какие умные машины пришли на помощь людям! А в старину не тракторами землю вспахивали, а… (плугом, и не комбайном убирали, а… (серпом жали).
Поиграем в игру «Пахари и жнецы».
Да посмотрим какие у нас работники!
Ловкие да быстрые или ленивые? «Труд кормит, а лень портит».
А поможет песня,
Пахари (мальчикипоют) : Жнецы (девочки поют) :
А мы пашенку пахали, А мы жнецы молодые,
Глубокие борозды махали. У нас серпы золотые.
Борозды глубокие. Мы жито жали,
Полосы широкие. На межу клали.
В поле стогами. На стол – пирогами.
(игра проходит по типу игры «Плетень». Мальчики идут вперед, к девочкам и назад. Так же -девочки. Под веселую музыку все на середине пляшут и с окончанием музыки надо быстро собрать свой «плетень». Кто быстрее, тот и победил.)
Ведущий (после игры) : –а красиво- то все построились, да быстро, молодцы!
Трудолюбивые наши пахари да жницы!
Мы с вами играем. А зернышки- то наши не растут! Что же необходимо для жизни и роста растений? (ответы детей)
Мы споем об этом.
Песня «О чем мечтают зерна?» (сл. Нестеренко)
(солист и за ним дети в «окошках»).
(После песни Девочка-Лето осталась в центре зала, а др. дети сели на стульчики и в руки взяли колоски для танца)
Лето: А я лето красное. Летом вся земля согрета. Расти, колосок.
. Расти, колосок. Расти, колосок, до солнышка!
(на вступление дети с колосьями присели в «окошки»).
Танец с колосьями.
Осень: А я Осень золотая, время сбора урожая! Самый ценный урожай – хлеб. Хлеб всему голова! (забрала колосья из рук детей - Сноп).
Ведущий: (в руках держит сноп из колосков). Первый сноп называли «именинником».. Его украшали лентами и несли в дом, чтобы в следующем году был хороший урожай.
С него начиналась осенняя молотьба. Зерна первого снопа считались целебными для людей и для птиц.
Ведущий: А теперь пора отвозить зерно на элеватор. Поиграем!
Игра «Чья команда быстрей отвезет зерно на элеватор».
Перед игрой все говорят: «Поскорей собирай, да зерно не рассыпай».
Ведущий: а сколько пословиц, поговорок и загадок существует о хлебе!
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи!». Кто еще вспомнил поговорки и пословицы?
(дети по очереди, с места встают и называют их).
«Хлеб – всему голова!»
«Труд кормит, а лень портит!»
«Каравай хлеба не свалится с неба!»
«Пот на спине – хлеб на столе!»
«Худ обед, если хлеба нет!»
«Много снега – много хлеба!»
«Хлеб в закрома – счастье в дома!»
«Покуда есть хлеб и вода, всё не беда!»
«Береги хлеб – он наше богатство!»
«Хвала рукам, что пахнут хлебом.»
Ведущий: А сейчас гости загадают загадки.
(у гостей на кленовых листиках загадки).
(забрать для переодевания пекаря, мельника и пахаря).
Загадки.
3. Отгадать легко и быстро!
Мягкий, пышный и душистый.
1. Весь из золота отлит, Он и черный, он и белый,
На соломинке стоит. А бывает подгорелый! (хлеб).
(колос).
2. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное. 4. Что на сковороду наливают,
Я сама его не съем Да вчетверо сгибают? (блин.)
Разделю ребятам всем! (бублик)
5. Сто один брат-все в один ряд
Вместе связанны стоят сноп.)
Ведущий: Молодцы, ребятки! Постарались и вспомнили пословицы, да загадки отгадали! «Кто трудился от души (дети продолжают) веселись, играй, пляши!»
А теперь поиграем в игру «Каравай».
(Дети ведут хоровод,а ребенок с «караваем» идет за кругом).
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Каравай, в круг вставай,
Кого хочешь, выбирай!
Ребенок с караваем: Я выбираю пекаря! (отдает каравай «пекарю» и тот идет в кругу противоходом).
Он не грел на печке бок,
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь выбирай!
Пекарь. Я выбираю мельника! (отдает каравай «мельнику».)
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку.
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь выбирай!
Мельник. Я выбираю пахаря!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай!
(каравай подняли вверх.)
Ведущий: К хлебу всегда было уважительное отношение. Но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенное. Вся семья собиралась к обеду.
.Хлеб резал самый уважаемый человек в семье. Резал его стоя, не спеша, тонкими ломтиками. И сейчас есть семьи, где хлеб режут стоя в знак уважения к нему. В народе говорят: «Есть хлеб, есть и песня».
«Частушки о хлебе».
(Встают девочки.) Встанем, девочки, легко, да частушки пропоем!
(Берут шумовые инструменты и выходят к центральной стене).
(встали Мальчики). Да и мы, пожалуй, встанем, от девчонок не отстанем!
Девочки. Из пшеницы золотистой
Хлеб уложен горочкой.
До чего же он душистый,
Хлеб с хрустящей корочкой,
Мальчики. Говорим и скажем снова,
Повторим, как дважды два:
Хлебушек всему основа
И, конечно, голова.
Девочки. Сколько рук его растило,
Сколько пота утекло?
В хлебе вся людская сила
И здоровье и тепло.
Мальчик. Свежий хлеб – вот это блюдо,
Ароматен, вкусен он.
Всем,кто создал это чудо,
Благодарность и поклон.
В конце частушек: (поочередно)
Хлеб выбрасывать нельзя!
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
(кладут инструменты выходят Дана и Руслан.)
(на фоне музыки «Ой, ты, рожь» читают).
Дана. Хлеб! Бесценный дар земли родимой!
Соль! Величье мудрости земной!
Дорогим гостям мы преподносим
В добрый час и сердцем и душой!
Руслан. Символ дружбы, мира и согласья.
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья,
Преподносят дорогим гостям.
(Трое детей в национальных костюмах выносят каравай, пиво и три пирога)
под песню «Хлеб да соль»).
Припев: «Хлеб и соль – 2р. – наш земной поклон,
Хлеб и соль – 2р. – вышитый узор,
Хлеб и соль – 2р. – мы подносим вам,
Хлеб и соль – 2р. – дорогим гостям!»
Мальчик: Хор бира…
(подносят гостям и возвращаются к детям. На вступление к песне пошли хороводом).
Песня «Фаззаг». Л. Цаллагова
(дети раскрывают круг и выходит солист приглашать девочку).
Соло «Осетинский танец».
(солисты вернулись на место и все дети прошли по кругу и встали в линию.)
Ведущий:
Людям - хлеб!
Детям – мир!
Пусть начнется дружный пир!
Всех приглашаем к чаю!