Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Игра как средство развития дошкольников»

Гутова Зарема
Консультация для педагогов «Игра как средство развития дошкольников»

Игра как средство развития речи дошкольников.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают детей к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Консультация для педагогов „Игра как средство развития дошкольников“» размещена в разделах

Работаю преподавателем дополнительного образования в ЦРТД и Ю, на занятия приходят дети от 4-х до 10-ти лет. Ребята интересные и очень разные. Все дети любят играть, и я тоже люблю играть вместе с ними. Мне интересно подбирать и адаптировать игры для конкретного занятия, для определённой возрастной группы детей.

Основная задача игр для детей четырёх лет – формирование эмоционального контакта, доверия детей к преподавателю. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнёра в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Игра пронизывает все время пребывания ребёнка на занятии. Это пальчиковые игры, музыкальные и динамические паузы. Все игры сопровождаются стихами. Дети с удовольствием их повторяют, а в последствии заучивают. Наши любимые динамические и пальчиковые игры: «Ёжик», «Божьи коровки», «Осенние листья», «Дождик».

Во время движения по кругу и выполняя упражнения руками и ногами, дети не устают повторять стихотворение несколько раз. Это способствует обогащению словарного запаса, развивает умение правильно произносить звуки речи, помогает запоминать фразу (предложение).

Встречаясь на занятиях с детьми пяти лет, предлагаю сюжетно ролевые игры, в которые дети смогут играть без помощи взрослого. В этом возрасте так важно быть первым, ведущим. Пятилетнему ребёнку приятно осознавать, что его слушают, выполняют его указания. Это игры «Долгая Арина», «Ходит Ваня…», «Медведь и пчёлы», «Щенок Митрошка». Ведущим, в этих играх может стать только тот, кто громко и четко проговаривает роль героя. Игры побуждают и заинтересовывают детей быстро запоминать слова (роль героя игры, учат выразительному чтению, умению владеть интонацией голоса.

Ребята, шести лет, в начале занятия выбирают игру в которую будут играть через 20 минут. Это не простой выбор, детям нужно договориться между собой. Некоторым детям приходится учиться уступать друг другу, честно соблюдать очерёдность полюбившихся игр. В этот момент интересно наблюдать за диалогом между детьми, слушать и анализировать слова и выражения, которые применяют дети в своей речи, для убеждения окружающих в своей правоте. Как правило побеждает мнение самого красноречивого ребёнка.

Дети шести лет любят играть в подвижные игры «Грачи прилетели», «Третий лишний», «Печка и горшок», «Хвост дракона», «Гори, гори ясно…». Не последнее место в детских желаниях занимают настольные игры. Большая часть настольных игр – это дидактические игры на закрепление и повторение пройденного материала по темам: «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Растения», «Природные зоны России», «Наборы предметных картин для звукового анализа слов». Во время дидактической игры основное требование произносить слова четко, громко, проговаривая каждый звук. Дети должны уметь комментировать свои действия и делать вывод, почему именно эту карточку нужно положить или взять. Доказывая правильность своего решения, ребёнок упражняется в построении сложных предложений. Учится подбирать правильные слова для оценки себя и окружающих.

Игра побуждает детей к общению, способствует развитию связной речи дошкольников, обогащению словарного запаса, совершенствованию разговорной речи, оказывает влияние на формирование грамматического строя речи.

Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя желанным гостем, ему хотелось приходить на занятия, чтобы он ждал встречи с детьми и преподавателем. Ребёнок должен быть уверен, что его ждут с радостью и поиграют с ним в любимые игры. Задача преподавателя, работающего с дошкольниками, обучать играя.

Игры с детьми 4-7 лет

Пальчиковая зарядка «Ёжик»

Куча листьев здесь лежит. (Руки лежат на парте, сложены друг на друга)

Кто тут листьями шуршит? (Дети шевелят пальцами рук)

Топ-топ-топ сюда, (Двумя пальцами топаем по парте по очереди

Топ-топ-топ туда. одной и другой рукой)

Без тропинок и дорог,

Шорох вдоль и поперёк.

В куче листьев чёрный нос, (Делаем из пальцев корзиночку, мизинчики

Клубок иголками оброс. соединяем в треугольник. Пальцы поднимаем в Вы, наверно, догадались: верх изображая иголки)

Мы с ежонком повстречались.

Топ-топ-топ сюда, (Двумя пальцами топаем по парте по очереди

Топ-топ-топ туда. одной и другой рукой)

Без тропинок и дорог,

Шорох вдоль и поперёк.

Убежал ежонок в лес, (Руки лежат на парте, сложены друг на друга)

В куче листьев шум исчез.

Динамическая пауза «Божьи коровки»

Божьей коровки папа идёт, (Дети изображают походку папы)

Следом за папой мама идёт, … походку мамы на носочках)

За мамой следом детишки идут, (шагают в полуприсядку)

А за ними следом малыши бегут. (Дети двигаются гуськом)

Крылышки расправили, (Руки назад, изображая крылья)

На цветок присели, (Ладошками показали, как присели)

Лапочки почистили, (Ладошки потёрли)

Дальше полетели. (Встали и покружились)

Пальчиковая зарядка «Осенние листья».

1, 2, 3, 4, 5 – (Дети загибают пальчики)

Будем листья собирать: (Сжимают, разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины, (Загибают пальчики по одному)

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Показываем букет)

Динамическая пауза «Дождик».

Капля раз, капля два, (Прыжок на одной ноге, потом на другой)

Очень медленно в начале. (Медленно бегут на носках по кругу)

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом. (Быстро бегут в разные стороны)

Мы зонты свои раскрыли, (Разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли” (Руки полукругом над головой)

«Долгая Арина»

Дети встают в круг. Выбирают по считалочке ведущего. Завязывают ведущему глаза платком и выводят в центр круга. Дети идут хороводом вокруг ведущего, проговаривая слова:

«Долгая Арина встань выше овина.

Рученьки сложи, чьё имя укажи».

На словах «… рученьки сложи…», игрок, находящийся в центре круга, складывает руки «стрелкой».

После слов остальных игроков он поворачивается вокруг себя, приговаривая:

«Хожу-гуляю вдоль по караваю,

вдоль по караваю, кого найду - узнаю».

Останавливается и подходит к игроку напротив себя. Далее он на ощупь пытается узнать игрока. Если ведущий узнаёт игрока, то игрок становится на место ведущего. Если нет, то игра повторяется с прежним ведущим.

«Ходит Ваня…»

Дети стоят в кругу. Выбирают при помощи считалочки ведущего. «Ваня» ходит в центре круга, дети проговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». «Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга и под хлопки детей пляшут в центре круга.

Дети проговаривают слова:

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется.

«Медведь и пчёлы»

Дети выбирают, при помощи считалочки медведя. Остальные дети пчёлы. Медведь сидит на стульчике, изображает, что он спит в берлоге. Пчё лы медленно подходят к медведю со словами:

«Мишка, мишка спит в берлоге» (2-3 раза). Чем ближе пчёлы приближаются к медведю, тем тише они говорят слова: «Мишка, мишка спит в берлоге». Медведь говорит слова: «Мишка просыпается пчёлки разлетаются». После слов медведя, пчёлы разлетаются, медведь должен поймать пчелу. Кого поймали тот и становится медведем.

«Щенок Митрошка»

На стул поставить игрушку собачку, рядом положить ложку. Дети разбиваются на пары. Каждая пара проговаривает слова:

«Ел щенок Митрошка

Кашку у окошка.

Уронил Митрошка

Ложку за окошко.

Кто легок на ножку,

Беги, достань ложку». Дети бегут к стулу, кто первый возьмёт ложку, тот и выиграл.

«Грачи прилетели»

Эта игра проводится в конце февраля в начале марта, когда с детьми ведутся беседы о наступлении весны, о приметах весны. Грачи первые вестники весны. Дети в ходе игры быстро запоминают названия птиц. Можно вместо яиц (киндеров, носить веточки (карандаши) для строительства гнезда, а птица скворец.

Для проведения игры нужны пластиковые коробочки в виде яйца от киндеров 10-20 штук и столовые ложки 2 штуки. Две коробки, корзинки или пластиковые контейнеры. Дети разбиваются на две команды. В ложках носят яйца (киндеры) в гнездо (корзинка или коробка). Если яйцо упало, его не считают. Носить нужно одной рукой, другая рука на поясе. Кто больше яиц перенесёт в гнездо, тот и выиграл. Подсчет предметов дети ведут сами.

«У ребят порядок строгий»

Для игры нужны обручи 3 – 4 штуки, от количества детей. В каждый обруч встают трое ребят это их дом. Один ребёнок выбирается ведущим без дома. По команде дети разбегаются врассыпную и говорят:

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!»

С последними словами дети занимают свои дома (обручи). Ведущий ребёнок может занять любой дом. Кому не хватило дома, становится ведущим. Горячая картошка»

Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под весёлую музыку дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока - победителя.

При передаче, мяч, не бросать, уронившие мяч, выбывают из игры. Детям 4-х лет включаю не быструю музыку, а ребятам 6-7 лет интересно играть под весёлую и быструю мелодию (треки «Буратино», «В каждом маленьком ребёнке…», «Маша и медведь»).

«Весёлый мячик»

Игроки стоят в кругу, передают мяч проговаривая слова:

«Ты катись весёлый мячик,

быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый мячик,

Тот …. (расскажет стихотворение нам, ответит, покажет, станцует, выполнит задание). Ребёнок выходит в центр круга и выполняет задание детей

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста». Консультация для родителей и педагогов«Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста». Консультация для родителей и педагогов В современном мире, где технологии и информация играют всё более важную роль, развитие ребёнка становится одной из ключевых задач образования.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игра как средство развития дошкольников»
Опубликовано: 14 мая 2025 в 23:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Игра как средство развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Гутова Зарема (УИ 3571831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных